Роспись подносов: мастер класс по жостовской росписи металлических изделий с иллюстрациями и видео-материалами, описание нижнетагильской, хохломской и московской видов росписи

Элементы и узоры жостовской росписи

Изначально при зарождении этой росписи основными мотивами в написании выступали красочные пейзажи, бегущая тройка лошадей и конечно, удивительные цветы.

По мере развития и привлечения новых мастеров со своим авторским взглядом на живопись, в стиль росписи добавились ландшафтные пейзажи с изображением замков и необычных гор. А также сюжетные композиции из жизни народа. Например, поездка на санях с тройкой лошадей, описание чаепития с изображением самовара, краткий момент плетения лаптей и многое другое.

Но главный вид росписи – это, конечно же, букет садовых или полевых цветов. Классическая схема рисунка следующая. В центре произведения помещается большой бутон, а по бокам от него цветы поменьше. Чаще всего в жостовских рисунках можно встретить именно розу, лепестки которой выглядят очень сочно и ярко.

А также рисуют и другие цветы – прекрасные маки, нежные тюльпаны, роскошные георгины, милые ландыши или неповторимые анютины глазки. Для привнесения разнообразия в картину мастер к цветочной композиции может добавить свежие плоды деревьев и мелкие ягоды.

При создании цельной картинки автор сочетает реалистичный вид элементов композиции с некой сказочностью. Это создаёт эффект необычности и пленительной красоты готового изделия.Ныне, благодаря профессионализму мастеров, таким рисунком может быть украшена не только металлическая посуда, но и керамика, стекло и даже кожаные изделия. А тарелка, сервиз или разделочная доска, выполненные в жостовских мотивах, станут отличным подарком или уникальным пополнением коллекции собирателя предметов антиквариата.

Особенности жостовской росписи

Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицкое – названия деревень, которые стали прародителями одного из самых узнаваемых русских промыслов. Когда-то, около двух столетий назад здесь появились мастерские, в которых местные умельцы делали лакированные изделия из папье-маше. А Филипп Вишняков, бывший крепостной графа Шереметьева, создал свою мастерскую, где место шкатулок и других популярных изделий заняли подносы.

Изображения на подносах поражают реалистичностью

Со временем папье-маше заменило железо, и до сих пор железные подносы становятся главным продуктом жостовского производства. В основе направления – цветочный букет, рисовать который нужно по особой технике. Кажется, что реалистичность нарисованного объекта достигла небывалых для народного искусства вершин. Живая форма цветков и плодов отлично уживается с декоративной обобщенностью, роднится с кистевой росписью сундуков, туесов и прялок.

Нарисовать яркий жостовский поднос может даже не самый опытный художник. Но без тренировки и трепетного отношения к процессу начинающий мастер не справится. Росписи нужно учиться: колористическому построению композиции, всем этапам росписи, прорисовке каждого цветка и листика. Конечно, можно работать по трафаретам, но такое рисование хорошо лишь для знакомства с промыслом.

Ход работы.

— Ребята, давайте подойдём и рассмотрим нашу выставку.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает жостовские подносы и цветные иллюстрации жостовской росписи.

— Какие красивые расписные подносы изготавливают народные мастера в деревне Жостово.

Цветущий край, родимые просторы –

Весенний луг, тенистые леса….

В них Жостово изящные узоры,

Федоскина былинная краса!

И я – росток от корня векового,

Я – плоть и кровь Мытищинской земли.

Не зря наш край, исконный, родниковый,

Жемчужиной России нарекли!

Г. Степанова

— Да, много сёл в Московской области, но о Жостове знают все, наслышаны о нём, по всей земле. Долгое время подносы изготавливали из папье – маше, но в богатых домах пользовались металлическими подносами. Подносы стали востребованы, когда появился напиток чай, а до этого были другие русские напитки, как сбитень, медовуха. Появился и ритуал – чаепитие.

— Посмотрите, на эту красоту, назовите мне понравившийся цветок на этих подносах. Скажите, как называется цветок, где он прорастает, опишите его.

— А скажите мне, если на лугу мы соберём по одному много цветов, как это будет называться? (Букет).

— Послушайте стихотворение:

Цветы России собрались

В венок красивый заплелись

И не страшна им осень.

Ромашка прячет желтый глаз

Под белыми ресницами.

И листья скручены под ней

Зелеными косицами.

Г. Степанова

— Ребята, скажите, какие формы подносов вы видите?

— Да правильно, разнообразие форм и размеров поражало воображение – это овальные и квадратные, прямоугольные, круглые, шести – восьмиугольные, и даже треугольные подносы для угловых столов.

— В основном мастера покрывают подносы черной эмалью, хотя жостовские подносы бывают красные, зеленые, синие.

— А теперь,

ответьте мне,

кто такою красотою

на подносе рисовал

и всех цветами удивлял

как называется профессия людей, которые расписывают подносы? (Художники).

— А сейчас, я вам предлагаю тоже превратиться в художников села Жостово, согласны? Занимайте свои рабочие места.

— Я вам рассказывала, этапы росписи жостовских подносов. Сначала мы продумаем рисунок будущего узора, так как будем рисовать сразу кистью, как настоящие мастера. 1 этап — сделаем замалёвок – нанесём силуэты цветов и листьев. Крупные цветы поместим в центре букета, а окружать их будут цветы поменьше, а совсем по краям располагаются мелкие цветы и листочки.

— 2 этап — тенёжка – мы нанесём цветные тени с помощью которых, наш букет, будет казаться объёмным.

— 3 этап – мы будем, высветлять некоторые детали и у нас получится более контрастный вид – этот этап называется прокладка.

— Далее, мы займёмся бликами, этот этап так и называется – бликовка. Создаётся настроение и особый колорит нашего букета.

— Ну и закончим наш поднос чертёжкой – нанесём тонкой кистью небольшие штрихи, нарисуем прожилки и края листиков, в центре цветов обозначаем «семенца».

— Следом идёт приём привязка – это, когда в букет, мы прорисуем травинки, стебельки.

— А потом займёмся уборкой, так называется приём украшения бортов подноса.

Проводится физкультминутка «Цветок».

Утром рано он закрыт,

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки,

Красоту их вижу.

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик,

И теперь он будет спать

До утра, как птенчик.

Кисти рук плотно сомкнуты, бутон.

Кисти рук у запястья соединены, а пальцы

плавно расходятся в разные стороны,

напоминая раскрывшийся цветок.

Пальцы сомкнуты, образуя закрывшийся

цветок.

Кисти рук возвращаются в исходное

положение.

Кладут кисти рук под щеку, имитируя сон.

— А теперь, возьмём кисточки и начнём творить жостовские чудеса. В ходе занятия педагог следит за приемами рисования. Напоминает детям, если потребуется, что крупные цветы рисуются всем ворсом кисточки и рука с кисточкой находится под наклоном, а при рисовании мелких цветов кисточку нужно держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности подноса.

После росписи подносов дети оценивают свою работу.

— Ребята, у каждого жостовского подносаесть красивые названия: «Нежность», «Русь», «Подмосковное утро» и другие. Придумайте и вы названия своим подносам.

О Жостовских подносах давно молва бежит,

Купава золотая на полотне лежит.

Фиалки голубые в подносиках живут

И ласточки лихие летают там и тут.

А. Загрядский

Научиться и научить

Как же научиться самим создавать изделия в стиле жостовской росписи? Это несложно, понадобится лишь желание, настроение и терпение. Первоначально необходимо запастись нужными материалами и оборудованием. Сейчас в хозяйственных магазинах и супермаркетах можно найти подносы, сахарницы и другие предметы быта, которые не декорированы и вполне могут послужить основой для росписи. А в магазинах для художественного творчества можно приобрести кисти из белки разных размеров и масляные краски, а также нужные растворители. Как нарисовать жостовскую роспись и научить этому детей? Давайте попробуем разобраться.

Искусству хохломы и жостовской росписи детей учат в старшей и подготовительной группе детского сада. Такая работа не представляет трудностей. Как обучаются ребята? Поэтапная жостовская роспись для детей начинается с выполнения наброска будущего цветка простым карандашом. Набросок имеет форму круга. Эта заготовка предназначена для георгина. Прием, использующийся для рисования цветка георгина красками, называется «двойной мазок». Выбираются две краски. Краска светлая набирается на кисть, а более темная — на кончик кисти. Мазки наносятся по краю круга и выполняются в определенной последовательности. Обычно это происходит сверху-снизу и справа-слева. Так же выполняется и второй ряд, причем его лепестки как бы слегка перекрывают нижнюю часть лепестков верхнего ряда. Затем аналогично заполняется серединка соцветия.

Поэтапное рисование жостовской росписи ромашки напоминает рисование головки георгина, и при этом также используется прием «двойного мазка». При той только разнице, что сначала рисуется сердцевина, а к ней в определенной последовательности в один ряд пририсовываются лепестки: строго сверху, снизу, слева, справа, затем заполняются равномерно промежутки между ними.

Чтобы нарисовать цветок клевера, необходимо сначала нарисовать светло-розовой краской круг, а затем внутри круга путем примакивания снизу вверх в веерном расположении нанести мазки более темного оттенка, например цвета фуксии. Используя также примакивание, зеленым цветом изображают листки чашечки под цветком.

После рисования центральных бутонов наступает этап изображения вокруг более мелких цветочков. Для рисования, например, незабудок, можно вместо кисти использовать ватные палочки. Они также изображаются с использованием приема примакивания, но торцевой поверхностью. Тонкой кисточкой в голубой кружок лепестка ставится небольшая белая точка. К слову сказать, детям не дают использовать масляные краски. Они рисуют при помощи гуаши.

Далее наступает этап рисования «травки». Листики у стебельков также изображаются двойным мазком. А вот загнутые кончики их и изогнутые стебельки выполняются при помощи аккуратного закручивания кисти против часовой стрелки. При изображении удлиненных изогнутых листиков мазки и подкручивание можно чередовать так, чтобы получился «зигзаг». При изображении более круглых листочков используют прием «запятой».

В последнее время интерактивные занятия и мастер-классы по жостовской росписи проводятся и в самом Жостово, и во многих центрах дополнительного образования как для детей, так и для взрослых. Если есть желание, то ничего невозможного нет!

Возникновение жостовской лаковой росписи по металлу

Изготовленные на Урале и украшенные лаковой росписью металлические сундуки и подносы, кувшины и ведра, а также другие предметы повседневного обихода продавались не только на местных Ирбитской и Крестовской ярмарках, но и на Всероссийской Макарьевской ярмарке в Нижнем Новгороде.

Возможно, именно увиденные здесь изделия уральских мастеров вдохновили братьев Вишняковых на лаковую роспись металлических подносов. Семейное дело Вишняковых с 1825 года развивалось в основном как роспись лаком различных изделий из папье-маше – табакерок, портсигаров, альбомов, сухарниц и шкатулок.

С 1830 года большинство мастерских, расположенных в селах и деревнях Троицкой волости, таких как Троицкое, Хлебниково и Жостово, перестали изготавливать предметы из папье-маше, а перешли на производство и роспись металлических подносов.

Близость к столице позволяла промыслу обходиться без посредников и иметь постоянный рынок сбыта, а также по приемлемым ценам закупать необходимые материалы.

Современная история

Хрущевская «оттепель» внесла позитивные изменения в жизнь промысла. В 1960 году артель «Металлоподнос» была реорганизована и получила свое сегодняшнее название — Жостовская фабрика декоративной росписи

Внимание со стороны правительства, активная совместная работа мастеров и ученых, участие на различных как отечественных, так и зарубежных выставках позволили промыслу выйти из многолетнего кризиса

Сегодня фабрика активно работает, авторские произведения трудящихся на ней художников украшают экспозиции многих музеев по всему миру, а также дома видных деятелей культуры, науки и политики.

Подготовительные работы

Порядок прост: сначала нужно накапливать визуальный опыт. Просмотрите десятки примеров работ, оцените рисунки с точки зрения последующего воспроизведения. Определите, как художник выстраивает композицию, как раскрывается картинка, что объединяет работы. Чем больше образцов вы внимательно изучите, тем более точным будет представление о предстоящей работе.

Важно не только изучить каждый этап росписи, но и натренировать руку в изображении основных узоров и элементов

Если цель изучить жостовские подносы – поэтапное рисование для детей, нужно показать образцы ребятам, проговорить с ними отличительные черты расписных изделий. Дети, как правило, используют беличьи кисти, гуашь, заготовки в виде подносов из бумаги, которые им и предстоит расписывать. Такие заготовки обычно уже имеют цветной фон.

Но и для взрослых такая подготовительная работа тоже полезна: прорисовать не одну бумажную заготовку, чтобы на бумаге отточить умение. Чтобы роза раскрывалась, ее нужно прорисовать не один раз. Чтобы запомнить все этапы росписи жостовских подносов, каждый из них нужно проработать как тренажер: нарисовать несколько замалевков, поработать с тенежкой и бликовкой.

В данном видео наглядно показано выполнение основных элементов и простых узоров жостовской росписи.

Особенности жостовской росписи

Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицкое – названия деревень, которые стали прародителями одного из самых узнаваемых русских промыслов. Когда-то, около двух столетий назад здесь появились мастерские, в которых местные умельцы делали лакированные изделия из папье-маше. А Филипп Вишняков, бывший крепостной графа Шереметьева, создал свою мастерскую, где место шкатулок и других популярных изделий заняли подносы.

Изображения на подносах поражают реалистичностью

Со временем папье-маше заменило железо, и до сих пор железные подносы становятся главным продуктом жостовского производства. В основе направления – цветочный букет, рисовать который нужно по особой технике. Кажется, что реалистичность нарисованного объекта достигла небывалых для народного искусства вершин. Живая форма цветков и плодов отлично уживается с декоративной обобщенностью, роднится с кистевой росписью сундуков, туесов и прялок.

Нарисовать яркий жостовский поднос может даже не самый опытный художник. Но без тренировки и трепетного отношения к процессу начинающий мастер не справится. Росписи нужно учиться: колористическому построению композиции, всем этапам росписи, прорисовке каждого цветка и листика. Конечно, можно работать по трафаретам, но такое рисование хорошо лишь для знакомства с промыслом.

Модели для раскрашивания

Запись на доске: Жостовский букет.

Учитель: Недалеко от Москвы, в очень живописном месте, находится село Жостово. Это село знают все – не только у нас в стране, но и за рубежом. Знаменито оно тем, что никто лучше тех местных умельцев не умеет рисовать цветы на железных подносах. Ремесло появилось в начале XIX века. В это время на Руси был широко распространён заморский напиток – чай. И теперь возник целый ритуал – чаепитие, непременными участниками которого стали подносы.

В Москве, в богатых домах были металлические расписные подносы, но делали их на Урале или в Санкт-Петербурге. Но вот однажды подмосковные мастера перенесли технологию лаковой обработки коробочек из папье-маше на железо, те же грунты, лаки и масляные краски. В старых книгах нашли запись о том, что в 1925 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл свою мастерскую. Вслед за ними открыли свои мастерские Беляев, Цыганов и другие. Каких только подносов не изготовляли мастера! И большие – «скатерные» и маленькие «закусочные».

И самая разная форма была у этих подносов: овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для треугольных столов! Узоры из букетов цветов на подносах радуют глаз!

Жостово непросто вам Под Москвой деревня. Мастерством умельцы там Славятся издревле. Свежесть утра, жемчуг рос И цветенье лета Выливают на поднос Красками букета. (В. Борисова)

(Далее рассказ ведется с демонстрацией изделий, репродукций с Жостовской росписью)

Черный фон сияет лаком. А на нем цветов краса, Алых, желтых с красным маком- Это просто чудеса. Колокольцы распустились, Незабудки встали в ряд, Засверкали, заискрились Посмотрите все подряд! Алы розы на подносе Вся природа – божий дар, В мире нет таких подносов Они словно вешний сад!

Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. В букете могут быть полевые цветы и садовые. Это могут быть георгины и розы, ромашки и васильки, лилии, цветы яблони. Цветы на Жостовских подносах размещены не хаотично, а в порядке: крупные в центре, средние, по краям мелкие.

Вопрос: Что изображено на всех представленных подносах?

Ответ: Цветочные букеты.

Вопрос: Как расположены цветы на подносах?

Ответ: В центре –крупные, а по краям более мелкие.

Вопрос: Какая форма у подносов?

Ответ: Круглая, овальная.

Ребята, сегодня вы попробуете нарисовать цветок яблони (пятилистник).

Вопрос: В какое время года цветет яблоня?

Ответ: Весной.

Вопрос: Сколько лепестков у цветка яблони?

Ответ: Пять.

(Далее рассказ сопровождается показом презентации «Жостовская роспись», плакатом с поэтапной росписью) Давайте рассмотрим последовательность выполнения росписи жостовского подноса:

1. Прежде чем художник начнет расписывать заготовку подноса, ее покрывают краской: красной, зеленой, желтой, синей, но чаще всего черной. Этот этап называют «грунтовкой».

2. Следующий этап называют «Замалевок». Это начало будущего узора. Наносим силуэты цветов и листьев.

3. На этапе «Тенежка» — от слова «тень» — наносим полупрозрачными красками цветные тени, и у цветов появляется объем.

4. Затем этап «Прокладка» — самый ответственный этап. Форма букета обретает детали.

5. Этап «Бликовка» — наложение бликов, букет кажется освещённым, бликовка создаёт настроение.

6. «Чертёжка» — заключительный этап над работой с букетом. Тонкой кистью рисуются прожилки на листьях и центр цветов.

7. Далее этап «Привязка» — готовый букет как бы «вписывается» в заготовленный фон подноса. Это при помощи травинок, стебельков.

8. Заключительный этап «Уборка» — бортик подноса украшается растительным узором. Он может быть скромным, а может быть более насыщенным

Учитель: А сейчас мы с вами научимся выполнять этапы росписи жостовского букета так, как это делают народные мастера.

Чтобы цветок получился ровным, можно поворачивать блюдце так, чтобы пятилистник всегда был расположен сердечком вниз.

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои работы на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.

Вопрос: С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?

Ответ: С жостовской росписью.

Вопрос: Какие элементы жостовской росписи мы умеем расписывать?

Ответ: Пятилистник, листочек.

Вопрос: На каких изделиях выполняется роспись?

Ответ: Она выполняется на металлических подносах.

Азбука кистевых мазков

Первое, что необходимо выучить, – это мазки, из которых и складывается жостовская роспись. Они бывают разными, поэтому каждый из них требует своего объяснения выполнения.

  • Плоский мазок – начинается с проведения всем ворсом, который со средины резко поднимается вверх. Лучше для него использовать кисть под № 6. Необходимо поупражняться проводить плоский мазок в разные стороны. Если соединить несколько таких элементов, то получится «коронка», которая используется для изображения цветка.
  • Мазок «Капелька» – кисть ставится вертикально, нажимается до средины и ведется вниз, рисуем второй мазок, располагая его рядом. В результате получается сердечко, которое используется также как лепестки цветов.
  • Мазок «Капелька» по своей технике очень похож с техникой исполнения плоского мазка, но к концу его закрученная часть поворачивается влево или вправо.
  • «Зигзаг» активно используется, если нужно обрамить поднос или картину. Начинается изображение с кончика кисти, и по мере хода она опускается до средины, и потом идет в обратном порядке к кончику. Используя соединение двух «зигзагов» вместе, получается «стебелек».

Одним мазком можно изобразить сразу два цвета. Для этого кисть макается в разные краски, а излишек убирается с помощью ткани. Таким образом, с детьми практикуются все вышеперечисленные мазки.

Потренируйтесь в изображении всех элементов и сочетания их в бутоны, цветы, листья.

Техника выполнения

Классическая роспись предполагает использование черного фона. Для промысла брали подносы разнообразных форм, от стандартных прямоугольных до сложных комбинированных. Процесс создания будущего шедевра состоит из нескольких этапов. Давайте детально рассмотрим каждый из них.

Грунтовка

Первый шаг росписи. Поверхность подноса обрабатывается шпаклевочным материалом. Затем мастера шлифуют изделие. Именно на этом этапе художник определяется с цветом полотна, в дальнейшем изменить его нельзя.

Замаленок

Основа будущего узора. Используя разбавленные краски, художник формирует силуэты элементов композиции, которые станут частью картины. На данной стадии импровизации нет места, все происходит в соответствии со старинной технологией. Базу под будущий узор составляют по заранее продуманной схеме.

Тенежка

Придает полупрозрачной композиции реалистичность. Возникают отчетливые тени, полутона и блики. Цветки приобретают объемность, листья и стебли выглядят более натуральными.

Прокладка

Самый важный этап создания композиции. Слой позволяет придать букету максимальную правдоподобность, которая является отличительной чертой жостовской росписи. Именно реалистичность выделяет промысел на фоне остальных народных ремесел.

Главная задача живописца конкретизировать детали, высветлить отдельные участки композиции. Мастер устанавливает контрастность либо выравнивает орнамент за счет плавных переходов.

Бликовка

Объемности изображения умелец добивается с помощью бликов. Создается ощущение, что цветочные букет попал под лучи солнышка. Он будто светиться изнутри и блестит. На данном этапе композиции «заряжается» настроением и приобретает уникальный колорит.

Чертежка

Один из самых интересных шагов в процессе росписи. Задача живописца с помощью тонкой кисточки и минимального количества краски детально прорисовать каждый элемент композиции, добавляя ей натуральности.

На ягодках появляются семена, в чашке цветков образуются пестики и тычинки. Листочки и трава становятся объемными и реалистичными за счёт использования кружевных дополнений и прочих сложных акцентов.

Привязка

На заключительном этапе комбинацию из цветов и растений требуется гармонично вписать в фон. Для этого художник использует усики, травинки и многочисленные витиеватые элементы. Благодаря привязке полотну придается еще больше объемности, и композиция выглядит цельной и гармоничной.

Чтобы изделие смотрелось завершенным, и стилистика максимально соответствовала принятым нормам, мастера напоследок «прибираются». Они декорируют бортики подноса геометрическими линиями, растительными орнаментами, венками из цветов.

Окантовка может быть обильной, не уступающей по богатству центральным фигурам картинки или скромной, слегка подчеркивающей рамки изделия.

История ремесла

Еще в середине 18 века на Урале местные умельцы начали делать металлические подносы. Через много десятков лет направление начало развиваться и в Подмосковье. В 1825 году в селе Жостово открылась мастерская, владельцами которой были братья Вишняковы, откупившиеся на волю крестьяне. Именно их стараниями жостовский промысел стал развиваться, крепнуть и, как выяснится далее, становится одним из главных символов русского народного творчества.

Возникновение

Промысел начал развиваться в Троицкой волости (сегодня – Мытищинский район) Подмосковья. В творческом направлении ярко проявили себя деревни Осташково, Хлебниково, Троицкое. Братья Вишняковы открыли заведение в 1825-ом, сначала там изготавливали изделия из папье-маше, но довольно быстро переключились и на металлическую продукцию. Здесь, в мастерской, родилось самобытное искусство декоративной живописи.

И хоть часто скептики ставят под сомнение эксклюзивность продукции, апеллируя к тому, что металлическими подносами занимались уральцы, а узоры тоже имеют заимствование (лукутинская миниатюра, набивные ивановские ситцы), история промысла жостовских подносов говорит о получении принципиально нового продукта творчества.

Да, жостовские мастера переняли опыт художников из Нижнего Тагила и Петербурга, но они не просто заимствовали стиль и приемы коллег, а создали свой стиль, узнаваемый и совершенный.

Жостовская роспись в XX веке

В 1922 году в Новосельцево, которое находится в Мытищинском районе, возникла «Новосельцевская трудовая артель». Она продолжила дело промысла – выпускала лакированные металлические подносы. Через 2 года в Жостово возникли две артели – «Спецкустарь» и «Жостовская трудовая». А еще через год здесь появилась и артель «Лакировщик», и предприятие «Свой труд» в Троицке. В 1928 году все артели слились в одно предприятие, которое трудилось над созданием расписных подносов.


Мастерицы жостовской росписи. 20-е гг. прошлого века.

Сказать, что приход советской власти не повлиял на развитие ремесла, будет неправдой. Новые реалии требовали новой же эстетики. Профессиональные художники должны быть совместить народные орнаменты и соцреализм, натурализм. Но жостовские подносы история все же пощадила – мастера отстояли каноничный, традиционный промысел, чем не дали ему пропасть.

Новый виток развития направления пришелся на 60-е годы прошлого века. Интерес к народному творчеству возрос, и образцы промыслов стали попадать на крупные специализированные выставки. У русского самобытного искусства появилось много заграничных поклонников. С 1960 год ведет отчет история Жостовской фабрики декоративной живописи. В 70-е годы (спустя сто лет после того, как сформировался стиль промысла), его ожидал новый расцвет.

Мастера тех лет стали уделять много внимания росписи по потали, металлическим порошкам, а также перламутровой инкрустации. Изменилась и композиция букета. Фабрика получила множество почетных наград, и не собиралась сбавлять обороты. Но наступили 90-е, а с ними и банкротство предприятия. К счастью, фабрику выкупило частное лицо, и не стало перепрофилировать производство. Благодаря этому предприятие существует и сегодня. Предлагаем вам посетить интересную видео-экскурсию, посвященную развитию жостовской росписи.

Развитие в наши дни

Жостовская фабрика активно работает и развивается в контексте времени: у нее широкий ассортимент продукции, который предполагает не только подносы. В каталоге товаров и посуда, и предметы для декоративного оформления интерьера, и подарочные наборы, а также блокноты, фоторамки, уличные фонарики, свечи… Производит предприятие и корпоративные подарки, очень высокого качества и роскошного вида. Ко всем товарам прилагается сертификат.


Не обошли стороной жостовские мотивы и современных дизайнеров, которые готовы их изображать даже на стенах

Новое слово в работе фабрики – мастер-классы и экскурсии. Их особенности в том, что экскурсант может быть и наблюдателем, и прямым участником творческого процесса. Инициировала фабрика и открытие школы-студии Жостово. Мастер-классы, курсы и занятия позволяют всем желающим постигнуть секреты мастерства предков, научиться уникальному живописному направлению.

Также рекомендуем почитать: Жостовская роспись: основные мотивы и элементы, особенности исполнения узоров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector