Новые технологии в декоративно- прикладном творчестве новые техники в декоративно — прикладном творчестве автор: романькова анна владимировна педагог дополнительного. — презентация

4 этап Разработка технологии изготовления

4.1. Анализ исходных данных

  1. ПримерыАнализ условий производства. Кол-во производимых изделий 1 штука. Изделия изготавливаются в условиях университетской мастерской. Отдельные операции выполняются в условиях заводского цеха.

4.2. Потребительская характеристика

  1. Примеры

Рисунок 5 Боченова Оксана, Преображенская Ирина

Панно «Лилии» является набором технологических образцов (4 штуки) с примерами декорирования поверхностей с применением трафаретной росписи и коллажа. Может служить дидактическим средством для учебного процесса при преподавании дисциплины «Практикум по декоративно-прикладному творчеству». Одновременно с этим, панно может являться предметом для оформления стен в учебной аудитории. Оно соответствует общему замыслу оформления учебной аудитории и является продолжением существующей композиции оформления стен.

4.3. Технические характеристики

  1. ПримерыПример 1. Технические характеристики панно «Лилии».
    Панно состоит из сборочных единиц:
  2. Элементы декоративные, 4 штуки, размер 370*370 мм. Фанера, толщина 6 мм.
  3. Мотивы декоративные «Лилии», 4 штуки. Фанера толщина 6 мм.
  4. Планшет основной. Размер 1005 мм Х 1005 мм. Обтянут бортовкой.
  5. Крючки для крепления к планшету основному — 8 штук.

Панно «Лилии» (полиптех) состоит из квадратных декоративных элементов (4 штуки), закрепленных на общем планшете. Выполнены из фанеры толщиной 6 мм, поверхности декорированы акриловыми красками с использованием трафаретной техники. Центральными элементами на основных деталях являются лилии, вырезанные из фанеры методом лазерной резки. Каждый элемент панно имеет по два крепления, которые крепятся на планшет.(См. рисунок 5)

Пример 2. Технические характеристики шкатулки «Синие цветы».
Технические характеристики:
Конструкция: заготовка изготовлена из картона. Корпус состоит из двух частей. Внешняя поверхность заготовки обтянута джинсовой тканью, декорированной в технике декупаж с применением текстильных цветов, пуговиц и кружева. Внутренняя поверхность шкатулки обтянута атласом.
Размеры: длина – 25 см; ширина – 21 см; высота – 7 см.
Техника декоративной отделки: декупаж на ткани, текстильные цветы.

4.4. Технические требования к изделию.

  1. ПримерыИзделие должно представлять из себя технологические образцы с примерами декорирования поверхностей с применением трафаретной росписи и коллажа. Материал для заготовок должен быть прочным, не изменять форму при взаимодействии с лакокрасочными материалами. Поверхность должна быть ровной, чтобы при демонстрации дидактических средств не повреждала кожу.

4.5. Выбор вида заготовки. Выбор и характеристика материалов. Требования, предъявляемые к материалам
С использованием метода экспертной оценки выполнить анализ возможных исходных заготовок для основных элементов .
Применить метод экспертной оценки, при помощи которого назначают три оценочных коэффициента.
К1- использование материала
К2- себестоимость заготовки
К3- себестоимость последующей механической и ручной обработки

  1. Примеры По наименьшей сумме коэффициентов оптимальным (более дешевым и экологичным) вариантом для заготовок является картон. Но фанера, в большей степени отвечает требованиям, предъявляемым к производимому изделию и художественному замыслу. Поэтому выбираем фанеру толщиной 6 мм.

4.6. Инструкционные карты

Бисероплетение


Смотреть галерею

Бисероплетение может гордиться многовековой историей, как и сам бисер. Жители Древнего Египта первыми овладели сложным мастерством плетения ожерелий на основе мелких цветных шариков из стекла, а также украшали ими одежду. Однако по-настоящему расцвело бисерное производство в Х веке. В течение долгих лет жители Венеции бережно хранили секреты мастерства. Роскошным бисером украшали кошельки и сумочки, обувь, одежду и другие изящные вещи.

Когда появился бисер в Америке, он пришел на смену традиционным материалам, используемым коренными жителями. Здесь им отделывали колыбели, корзины, серёжки, табакерки.

Народы Крайнего Севера украшали бисерной вышивкой унты, шубы, оленью упряжь, головные уборы.

Декоративное искусство в детском саду

Искусство народных мастеров является достоянием не только для взрослых

Оно важно и детям, которые могут увлеченно играть и с матрёшками из дерева, и с глиняными игрушками кировских умельцев. Искусство народа пробуждает у ребят интерес оригинальностью замыслов, образностью и красочностью

Оно понятно детям, так как содержание его является простым и лаконичным, но в то же время открывает перед ребёнком красоты мира, окружающего его. Здесь и полюбившиеся сказочные образы животных, которые выполнены из глины или дерева, и орнаменты с цветами, ягодами и листьями, не раз виденными в жизни. Мастера, занимающиеся изготовлением глиняной игрушки, зачастую расписывают свои произведения орнаментом из геометрических фигур: полосками, кольцами, кругами. Эти рисунки также находят понимание у малышей. Все глиняные и деревянные изделия в детских садах являются не только украшением интерьера. Руководимые опытным педагогом, ребята внимательно к ним присматриваются, занимаясь их рисованием и лепкой на основе образцов народных изделий.

Народное декоративное искусство в детском саду входит в жизнь малышей, доставляя им радость, расширяя кругозор, оказывая положительное влияние на художественный вкус. В дошкольных образовательных учреждениях должно быть достаточное количество изделий народных промыслов. Это позволяет украшать интерьеры групп, обновляя их через некоторое время. Художественные изделия показываются детям, когда ведутся беседы о народных умельцах. Все подобные предметы нужно хранить в шкафах кабинета педагогики. Они должны постоянно пополняться и распределяться по промыслам. Младшим детям нужно приобретать игрушки-забавы, точеные деревянные игрушки. Ребятам средней группы лучше подойдут филимоновские и каргопольские. Детям старших групп доступны все виды народных игрушек, включая глиняные и деревянные.

Декоративная лепка в условиях детского сада предусматривает создание детьми посуды, различных фигурок на темы народных игрушек. Помимо этого дети могут изготавливать украшения небольшого размера для кукол, сувениры для мам, бабушек и сестер к празднику 8 Марта.

Под воздействием занятий с предметами народных промыслов дети более глубоко и заинтересованно относятся к иллюстрациям на темы русских народных сказок. Народные игрушки богатством своей тематики подстегивают воображение ребёнка во время занятий лепкой, делая богаче его знания о мире, который его окружает. Занятия с применением в качестве иллюстраций предметов народного творчества дают возможность развивать ум малышей.

Однако положительный эффект от этого достигается лишь в том случае, если детей планомерно и систематически знакомят с предметами декоративно-прикладного искусства. На основе полученных знаний они создают своими руками декоративные работы. Им предлагается воспроизвести произведение народного декоративного искусства (любое). Фото, если нет в наличии самого произведения, поможет ребенку представить, что он будет рисовать или лепить.

Желание детей заниматься созданием красивых предметов в значительной степени определяется вниманием самого воспитателя к этим вопросам. Он должен иметь информацию о народных промыслах, быть осведомленным об истории их появления

Если педагог знает, к какому народному промыслу можно отнести ту или иную игрушку, и умеет интересно рассказать о мастерах, делающих эти игрушки, детям будет интересно, и у них появится желание заниматься творчеством.

Новые и популярные техники

Творчество постоянно остаётся востребованным, но всё время меняется. От древних направлений постепенно отказываются (например, ручное ткачество практически полностью вытеснено фабричным производством), но в то же время происходит постоянное развитие новых техник в декоративно-прикладном искусстве. Их можно разделить между собой по материалу или типу рукоделия.

С использованием бумаги

Бумага — удобный материал для творчества. Она относительно дешёвая и имеет большой ассортимент по цветам, размерам и плотности. Помимо скрапбукинга, в список видов искусства с использованием бумаги входят:

  • Радужное складывание — голландская техника создания декоративных элементов и открыток из бумаги. Заключается в нарезании и складывании под углом тонких полосок на заранее созданный шаблон. Одно из главных условий успешной работы — гармоничное сочетание оттенков.
  • Бумагопластика — формирование полых скульптур. Техника не имеет отношения к оригами, поэтому для работы понадобятся дополнительные приспособления (клей или двусторонний скотч, проволока, декоративные элементы и другое).
  • Декорирование и создание объёмных фигур с помощью гофротрубочек — полос гофрированной бумаги, накрученных на палочку или карандаш, а затем сжатых. Благодаря такой подготовке материал хорошо держит форму. Из него можно делать цветы и другие поделки.
  • Квиллинг — искусство бумагокручения, в результате которого можно получить как плоские, так и объёмные композиции. Готовая работа обычно состоит из нескольких скрученных в спирали длинных и узких полосок, каждая из которых называется модулем.
  • Папье-маше — изготовление изделий из бумажной массы с клеящим веществом. Это очень популярный способ получения игрушек и масок, характеризующихся хорошей прочностью.

По типам рукоделия

Эксклюзивным мальтийским плетением является ганутель. С его помощью создают блестящие, изящные и лёгкие цветы. В работе используются спиральная проволока, нити и бисер. Но некоторые мастера включают в работу даже настоящий жемчуг.

В живописи популярность набирает техника, называемая энкаустикой. Она заключается в рисовании расплавленными красками, связующим веществом в которых является воск. Благодаря необычности состава и состояния применяемых материалов картина получается очень яркой.

Для создания изображения также может быть применена нитяная графика — вышивка шерстяными или шёлковыми нитями по картону или бархатной бумаге. Шитьё можно осуществлять в технике пэчворк. Она заключается в нашивании тканных и вязаных элементов на основу. Чаще всего пэчворк применяют для создания покрывал или сумок.

В технике оригами можно использовать не только бумагу, но и ткань. Если это натуральный шёлк, рукоделие называют Цумами Канзаши. Из ткани складывают цветы, формируя лепестки с помощью щипчиков или пинцета, а затем наклеивают их на основу. Украшение обычно используют для шпилек и гребней для волос, но ему можно найти и любое другое применение.

Каждый человек в разнообразии видов искусства может найти то занятие, которое будет ему по душе. Оно, безусловно, будет полезным, ведь, помимо положительных эмоций, мастер получает красивую вещь, которую можно продать, подарить или просто оставить у себя и любоваться собственноручно выполненным произведением.

История прикладного искусства

Архитектура

Первым прикладным искусством, которое практиковалось главным образом, была архитектура. От египетских пирамид, зиккуратов Шумера и семи чудес древнего мира до точно организованных пропорций греческих храмов и прочного инженерного качества римских виадуков и мостов — архитекторы сочетают эстетику с математикой, создавая функциональную, но приятную структуру. С тех пор требования современного мира включают в себя жилищные и коммерческие проекты, в частности высотные здания и небоскребы.

Зиккурат

В ходе этой эволюции на архитектурные стили оказали влияние многочисленные школы и движения, в том числе:

  • Романская (c.775-1050),
  • Готическая (c.1150-1280),
  • Международная готическая (c.1300-1500),
  • Ренессансная (c.1400 -1530),
  • Маньеризм (ок. 1530-1600),
  • Барокко (ок. 1600-1700),
  • Рококо (ок. 1700-50),
  • Неоклассицизм (ок. 1750-1815),
  • Греческое и готическое возрождение (ок. 1800-1900),
  • Неоренессанс и неороманское возрождение (1849-1880),
  • Чикагская школа архитектуры (1880-1910),
  • Модерн (1895-1915),
  • Континентальный авангард (1900-25),
  • Школа дизайна Баухауза (1919-33),
  • Art Deco (1925-40),
  • Тоталитарная архитектура (Германия, СССР, 1928-1940),
  • Утопические городские строительные конструкции Ле Корбюзье (1887-1965),
  • Вторая чикагская школа (1940-70),
  • Международный стиль модернизма (1945-1970),
  • Высокотехнологичный корпоративный дизайн (1945-2000),
  • Деконструктивизм (1980-2000).

Коммерческий дизайн

Помимо архитектуры, прикладное искусство получило наибольшую поддержку от роста торговли в 19 веке, после промышленной революции. Конкурентоспособные производители и поставщики услуг должны были убедиться, что их продукты и услуги «хорошо выглядят» и функционируют должным образом. Этот спрос на улучшенную эстетику привел к созданию многочисленных школ дизайна и курсов, из которых появилось новое поколение промышленных дизайнеров. Позже, когда ассортимент продукции увеличился, и появились новые методы печати, к ним присоединились модельеры, графические дизайнеры и совсем недавно дизайнеры компьютерной графики.

Компьютерная графика

Декоративное искусство

Помимо архитектуры и дизайна, прикладное искусство также включает в себя декоративное искусство. Ранние примеры включают китайскую глиняную посуду (с 18 000 г. до н.э.), японскую глиняную посуду в стиле джоймон (с 14 500 г. до н.э.), а также резьбу по нефриту (с 4900 г. до н.э).

Гобелен и витражи были впервые разработаны в романский и готический период, в то время как дизайн интерьера, мебель, текстиль, изделия из стекла и другие предметы искусства достигли новых высот в период рококо (18 век) в Версальском дворце.

В течение последнего десятилетия 19-го века декоративное направление прикладного искусства было вновь оживлено Уильямом Моррисом и Движением искусств и ремесел, Движением возрождения кельтского искусства, бельгийской группой художников, известной как Les Vingt, международным стилем модерн (c .1895-1915), изысканные пасхальные яйца Фаберже (ок. 1885–1917), Баухаузская школа дизайна в Германии (1919–33) и арт-деко (ок. 1925–40).

Пасхальные яйца Фаберже

Одним из основных приложений для декоративно-дизайнерских работ были театральные декорации и костюмы, например, разработанные Леоном Бакстом (1866-1924) и Александром Бенуа (1870-1960) для Русских балетов.

Подходящие для детского творчества занятия

Декоративно-прикладное творчество для детей включает в себя вышивание и вязание, выжигание по дереву и ткани, бисероплетение и макраме, а также многое другое. Существует большое количество кружков, в которых проводят обучение этим и прочим видам изобразительного искусства. Кроме того, этим занимаются в школьных классах на уроках технологии и изо. Занятие в этом роде можно придумать и самым маленьким. Например, в группах детского сада активно осваивают аппликации и лепку.

Вышивание и вязание

Из разнообразных видов рукоделия одним из самых известных является вышивание. Процесс украшения ткани узорами или целыми картинами увлекает и успокаивает. Для работы обычно достаточно самых простых и дешёвых материалов — ткани, иглы с ниткой, ножниц и пялец для удобства и ровного натяжения основы.

Вышивают чаще всего крестиком или бисером. Но существуют и менее распространённые техники, как, например, вышивка гладью или лентами. Украшенную ткань можно поместить в рамку и использовать как картину или превратить в декоративную салфетку. Также распространено вышивание на одежде. Даже самую обычную футболку можно превратить в уникальную дизайнерскую вещь.

Вязание — не менее интересный вид рукоделия. Вяжут обычно с помощью следующих несложных инструментов:

  • крючок;
  • спицы;
  • игла;
  • вилка (толстая согнутая проволока).

Выжигание по дереву и ткани

Пирография по дереву — отличный метод создания необычных картин. Сам термин буквально расшифровывается как рисование огнём. Это прекрасный способ привлечь детей. Мастера, который занимается выжиганием, называют пирографистом, а прибор, с помощью которого он работает, — пирографом. В составе этого устройства горячей гравировки обязательно присутствует один из следующих элементов:

  • Раскалённая игла — самый распространённый вариант, с помощью которого на древесину и наносится рисунок.
  • Духовая горелка есть в приборах для работы в технике новосибирской тоновой пирографии. Она позволяет пользоваться огнём как кистью.
  • Собирающая линза работает лишь в ясную погоду. Когда в неё фокусируются солнечные лучи, на обрабатываемой поверхности появляется яркое пятно. Двигая линзу, можно проводить линии. Чтобы работа получилась, деталь должна быть не менее 5 см в диаметре. Но нужно помнить, что от размера линзы зависит сила выжигания. Если она будет слишком большая, дерево загорится.

Если пирография производится по ткани, то её называют гильошированием. Для этого рукоделия подходит тот же пирограф, что и для выжигания по дереву. В качестве основы выбираются материалы, плавящиеся при горении и становящиеся клейкими. Такими характеристиками обладают синтетические ткани:

  • искусственный шёлк;
  • атлас;
  • капрон;
  • нейлон;
  • бархат.

Бисероплетение и макраме

Любое плетение заключается в создании жёстких конструкций из изначально мягкого материала. Обычно детям нравится заниматься бисероплетением. Бусины изначально прочные, поэтому удобны в работе. Кроме того, бисер яркий. В его ассортименте множество цветов и эффектов, а, значит, из него получаются красивые поделки и украшения.

Другая интересная техника плетения называется макраме. Она основывается на создании узелков на прочной, но податливой нити. Лучшими материалами для макраме считаются:

  • пеньковая и льняная верёвки;
  • шпагат из бумаги;
  • шёлковая леска;
  • плоская тесьма;
  • сизаль;
  • льняные, хлопчатобумажные, шёлковые или синтетические нити.

И бисероплетение, и макраме считается приёмами полуплетения, поскольку в нём сочетается несколько способов скрепления (наматывание, связывание, перевязывание).

Аппликация и лепка

Картинки, созданные в технике аппликации, отличаются от обычных рисунков и наверняка принесут большую радость малышу в процессе их создания. Для занятия не нужно затрачивать много средств. Обязательно понадобится материал-основа, в качестве которого можно выбрать белую или цветную бумагу. Ещё лучше взять картон, так как он прочнее.

На фон наклеиваются вырезанные из бумаги ткани или кожи элементы. Также можно использовать бисер, кусочки войлока или меха и даже пластилин. В итоге получается объёмное изображение. Такая деятельность развивает умственные и творческие способности ребёнка.

То же касается и поделок из пластилина или глины, получающихся посредством лепки. Занятие развивает мелкую моторику и само по себе является очень увлекательным. С его помощью осваиваются начальные техники создания скульптур. При желании и должном усердии с возрастом ребёнок может научиться создавать самые разнообразные изделия — от маленьких фигурок до монументальных произведений.

Творчество, связанное с литературой

Литературное творчество представлено тремя родами: эпическим, лирическим и драматическим. Они были созданы в глубокой древности, но существуют и поныне, так как определяют пути решения задач, поставленных перед литературой человеческим обществом.

В основе эпоса лежит художественное воспроизведение внешнего мира, когда носитель речи (сам автор или рассказчик) сообщает о событиях и их подробностях как о чём-то прошедшем и вспоминаемом, попутно прибегая к описаниям обстановки действия и облика персонажей, а иногда — к рассуждениям. Лирика — это непосредственное выражение чувств и мыслей писателя. В драматическом способе сочетаются два первых, когда действующие лица с самыми разными характерами представлены в одной пьесе с непосредственным лирическим самовыявлением.

Литературное творчество, представленное эпосом, лирикой и драмой, в полной мере открывает безграничные возможности для глубокого отображения жизни людей, их сознания. Каждый литературный род имеет свои формы:

  • Эпический – басня, поэма, баллада, рассказ, повесть, роман, очерк, художественные мемуары.
  • Лирический – ода, элегия, сатира, эпиграмма.
  • Драматический – трагедия, комедия, драма, водевиль, шутка, сцена.

Кроме того, отдельные формы какого-либо рода поэзии подразделяются на группы или типы. Например, род литературного произведения – эпический. Форма – роман. Типы: социально-психологический, философский, семейно-бытовой, приключенческий, сатирический, исторический, научно-фантастический.

Прилив художественных сил в прикладное искусство

Ремесленные приемы работы

В Западной Европе положение художника стало меняться в XVI веке. Упадок городского хозяйства, охвативший почти всю Западную Европу, повлек за собой кризис в художественной жизни. В Италии художественные цехи теряют свое былое значение. Действительно, какова могла быть реальная сила цеха, если существовали такие независимые люди, как Микеланджело или Тициан? В одних городах цехи подчиняются государственной власти, в других — ликвидируются вовсе, и художники оказываются без привычной сословной поддержки, предоставленные сами себе. Часть из них превращается в деклассированный элемент, своего рода предшественников богемы. Часть пытается найти пристанище при дворах и становится челядью вельмож. Широко распространяется стремление добиться придворных чинов и дворянского титула.

Следствием тяжелого положения изобразительных искусств, создавшегося в связи с распространением Реформации, оказался прилив художественных сил в прикладное искусство: расцвели ювелирное искусство, серебряное и столярное дело, изготовление глиняной и оловянной посуды и т. п. Зачастую художественное ремесло смыкалось с ремеслом механика, слесаря, оружейника (роскошно оформленные часы, навигационные приборы, оружие и доспехи). Характерной чертой XVI века в североевропейских странах становится подчинение мастеров изобразительных искусств прикладникам: рисовальщики и граверы изготовляют специальные орнаментальные образцы, скульпторы делают модели для украшения мебели, приборов, посуды. Распространяются ремесленные приемы работы: тиражирование скульптурных образцов, использование техники офорта в гравюре ради ускорения обработки медной доски и др.

История зарождения и развития

Нельзя сказать, что ДПИ зародилось с самим человечеством, но неправдой будет и пролагать огромную дистанцию между зарождением первых обществ и их попыткой украсить окружающую среду

Уже в древних произведениях читается содержательность образов, уже заметно внимание, уделяемое эстетике, уже видна рациональность построения форм

Кажется, что человек эволюционировал и вместе с этим все больше стремился к украшательству своего быта. Современные ученые считают, что без искусства человек не смог бы эволюционировать в принципе. Что образность, системы кодирования информации, эстетизация жизни и развивает мозг человека, меняет его.

В древности человек обратился к природному началу: он черпал вдохновение в его образах, он пользовался натуральными материалами. В этом заключалась гармонизация человека и природы. Он не противопоставлял себя ей, а являлся ее частью. Цветы, птицы, природные явления становились мотивами в творчестве человека, которые дополнялись фантазией художника и желанием сделать образ более совершенным.

Народные традиции так сильны, что они влияют на ДПИ сегодня. До сих пор популярными становятся изделия из природного материала, с традиционными узорами и проверенными временем формой, настроением, цветовым решением. В восточных странах это сталь, бронза, ковры ручной работы, в южных странах – это керамика и конструкции из морских раковин, в Африке это ритуальные маски, в Прибалтике – это янтарные изделия, в Японии, Корее, Китае – фарфор, эмаль с искусными, тончайшими изображениями.

На Руси много работали с деревом, глиной, так появилась гжель и золотая хохлома. Возникновение большинства направлений ДПИ связаны с регионом происхождения: человек взаимодействовал со своей средой, потому матрешка на Руси органична, хотя аналоги ее (а, скорее, предшественники) существовали в Японии. Но тематика, колористика, особенности обработки и росписи продиктованы местными художественными потребностями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector