Пошаговый мастер-класс резьбы по дереву для начинающих

Глава 1О ДЕРЕВЕ

С древних времен лес был верным помощником человека. На протяжении веков он кормил и согревал, укрывал от врагов, дарил чистый воздух и радовал глаз. Разнообразие растительного и животного мира леса позволяет и сегодня использовать его в самых различных областях жизнедеятельности человека.

Особого внимания в необозримом мире леса заслуживает знакомое всем нам с детства дерево: высокий стройный ствол, устремленный в небо, красивая раскидистая крона… Этот удивительный материал и` сам по себе притягивает внимание, им можно любоваться до бесконечности. Когда же человек прикосновением своих умелых рук дарит ему вторую жизнь, мир обретает новый шедевр искусства

Дерево и руки художника, вечный союз добра и труда.

Навыки и инструменты

Для изготовления фигурки важны не только практические навыки, но и знание законов композиции. У человека с художественным образованием в голове выстраивается подробный образ будущего изделия. Если форма простая, опытный мастер начинает работу с разметки дерева, если форма сложная, рисуется эскиз в двух проекциях.

Человеку без опыта трудно представить пространственную форму во всех деталях, поэтому начать работу придется с изготовления модели. Ее проще всего вылепить из глины или пластилина с проволочным каркасом в основе, а детали проработать стеком.

Новичкам, изучающим вопрос, как сделать фигурку из дерева, потребуются некоторые навыки обращения с инструментами. При самостоятельном изготовлении садовых фигур для своего сада обычно используют перочинный нож и нож-косяк; таким способом можно выполнять несложные элементы.


Шутливая композицияИсточник img.aviarydecor.com

Профессиональные резчики по дереву обзаводятся внушительным набором инструментов, предназначенных для выпиливания, выдалбливания, сверления и вырезания. Их коллекции состоят из множества ножей, стамесок, сверлильных и измерительных инструментов.

Новичкам, решившим попробовать свои силы в резьбе, стоит приобрести топорик для обтесывания, две-три стамески и нож-резак. Для первичной обработки потребуется бензопила, для фиксации небольших заготовок — тиски. Рано или поздно понадобится ножовка, дрель, наждачная бумага, шлифовальная машинка.


Инструмент для резьбы по дереву

Виды резьбы и техники

Виды резьбы по дереву разделяют на несколько групп:

  • контурная;
  • геометрическая;
  • плосковыемчатая;
  • скульптурная;
  • сквозная;
  • рельефная.

Каждая техника имеет свои особенности, о которых можно прочесть далее в статье.

Контурная

Для контурной резьбы характерны узкие углубления с 2 гранями. Их делают неглубокими и проводят вдоль всего изделия. Основными узорами являются элементы живой природы, например, листья растений, соцветия, ягодные грозди, а также животные и птицы. Картина, которая получается благодаря такой технике, визуально напоминает гравировку. Все линии грубые, с чёткими краями. Свет и тень остаются необозначенными.

Опытные мастера предпочитают смешивать эту технику с другими видами резьбы, например, геометрической и плоскорельефной. Ещё этот стиль хорошо сочетается со многими традиционными росписями.

Чистые контурные узоры, без коллабораций с другими стилями, хорошо смотрятся только на небольших настенных панно. Такие узоры выполняют при помощи стамесок и ножа со скошенным лезвием. Техника контурной резьбы несложная, но, чтобы украшать ею различные изделия, нужен художественный опыт и умелое владение инструментами.

Геометрическая

Этот вид резьбы является одним из самых лёгких в исполнении. Узоры состоят из разных по величание углублений, которые имеют от 2 до 4 граней.

В совокупности они образуют различные геометрические фигуры:

  • треугольники;
  • ромбы;
  • круги;
  • прямоугольники.

Эту технику используют для украшения мебели, а также создают кухонные принадлежности необыкновенного вида, например, подставки под горячее. Для работы используют самый простой набор инструментов: ножи, стамески и резаки.

Плосковыемчатая

Ещё одна простая техника резьбы по дереву, для выполнения которой нужен лишь нож со скошенным лезвием. Особенность плосковыямчатой резьбы – гладкая поверхность фона. Углубления в древесине делают неглубокими. Линии получаются плавными, но имеют острые грани.

Готовые рисунки получаются визуально схожими с теми, что были выполнены в контурной технике. Они также не имеют чёткого разделения на свет и тени. Основными узорами считаются элементы живой природы, такие как деревья, бутоны цветов и силуэты животных.

Скульптурная

Это один из самых сложных видов резьбы по дереву. Он отличается от предыдущих техник тем, что изображение не является плоским, оно трёхмерное. К скульптурной резьбе относятся объёмные фигурки животных, людей и божественных идолов.

Скульптурная резьба по дереву

В средние века такой резьбой украшали крыши богатых домов, декорировали помещения изнутри и ставили большие деревянные статуэтки на носах кораблей. В настоящее время скульптурная резьба также относиться к декору.

Древесине придают форму не одним инструментом, чаще используют несколько наборов. Чтобы научиться работать в такой технике, потребуется много времени и терпения.

Сквозная

Эта разновидность резьбы имеет несколько альтернативных названий: сквозная, ажурная и пропильная. Узор, который получается, напоминает тонкое кружево. Этот эффект достигается путем пропиливания шлифованных досок насквозь.

Особенность этой техники – это полное или частичное удаление фона. Мастера используют эту технологию обработки дерева в различных вариантах дизайна. Сквозной резьбой украшают наличники окон и дверей, а также карнизы. Часто такие деревянные узоры можно заменить на перилах лестниц.

Также эту технологию используют для мелких элементов декора, например, для шкатулок, картинных и зеркальных рам и шкатулок.

Рельефная

Эта технология схожа со скульптурной резьбой, по уровню сложности. На плоском фоне мастера вытачивают выпуклые, объёмные изображения. Это могут быть фигуры животных, растений и даже человеческие портреты.

Рельефную резьбу разделяют на 2 группы: барельефную и горельефную. В первом варианте орнамент получается выпуклым на более чем на середину толщины основной заготовки. Во втором случае, узор делают очень объёмным. Все линии возвышаются над фоном и имеют плавные изгибы.

Материалы для работы

У каждого вида древесины для резьбы есть свои плюсы и минусы. С мягкой древесиной работать легко, но и брака может быть тоже немало. Это осина, липа, береза. Для начинающих эта древесина подойдет лучше всего.

Дуб, самшит, красное дерево – это более дорогая и сложная древесина. Она отличается твердостью и стойкостью, поэтому вырезать из такой древесины сложно. Очень часто бывают неприятности при работе с такими породами дерева. Может пострадать либо инструмент, либо мастер.

Опытный резчик может легко работать с различной древесиной, в том числе и с можжевельником. Ну а новичкам лучше использовать недорогие материалы – ель, сосну, грушу или березу.

Советы по выбору древесины

Профессионалы разделяют древесину на 3 вида:

  • мягкая;
  • твердая;
  • сверхтвёрдая.

Начинающим следует отдать предпочтение первым 2 вариантам. Мягкая древесина податлива. От неё легко отрезать мелкие части, формируя красивые узоры. С твёрдыми материалами работать чуть сложнее, но они более долговечны. Фигурки, сделанные из такой древесины, не рассыхаются со временем и не лопаться.

Легко работать со следующими видами дерева:

  • ель;
  • каштан;
  • пихта;
  • сосна;
  • ива;
  • липа;
  • тополь;
  • ольха;
  • бук;
  • берёза;
  • осина;
  • ясень;
  • вяз.

Из сверхтвёрдых древесных пород изготавливают дорогую и качественную мебель. С этим материалом тяжело работать вручную, для обработки чаще используются габаритные станки, поэтому для резьбы такая древесина не подойдёт.

Скульптура из дерева: тонкости изготовления

Она подразделяется на несколько видов, самый простой и доступный даже детям – геометрическая резьба. Само название говорит о том, что ножом вырезаются орнаменты, состоящие из простых геометрических фигур. Однако при аккуратной работе и интересных сочетаниях такой вид резьбы тоже может выглядеть очень эффектно и красиво.

Для работы понадобится:

  • нож-косяк
  • брусок из выбранной породы
  • карандаш с линейкой

Для начала необходимо на заготовке провести две параллельных линии на расстоянии 1 см и сделать отметины также по 1 см в шахматном порядке.

Соединить точки, чтобы получились треугольники. Сделать отметины посередине каждого треугольника в нижнем ряду.

Соединить центры треугольников с вершинами треугольников. Теперь воткнуть нож в середину треугольника на глубину 4-5 см, а тупой угол ножа подвести к вершине. Так проделать со всеми тремя углами.

Затем вырезать стороны треугольников, как показано на фото.

Проделать то же самое с верхним рядом орнамента.

Дальше можно расчертить еще один ряд и проделать те же манипуляции. Таким образом, получился Ваш первый орнамент.

Этапы работ по дереву

Резьба по дереву (картинки с изображениями разных технологий помогут начинающим понять, как правильно работать с древесиной) всегда начинается с идеи. Мастер придумывает узоры и делает схематичный набросок на бумаге, который потом переносит на деревянную поверхность с помощью простого карандаша или маркера.

Затем он вырубает грубый узор, потом срезает углы и делает линии плавными. Обрабатывает фон, шлифует все детали и покрывает готовое изделие лаком.

Далее в статье можно прочесть описание этапов работы в разных техниках.

С домовой резьбой

Резьба по дереву (картинки нужны для верного представления основ технологии) этого типа схожа со сквозной техникой. Мастер делает сквозные пропилы в заготовке, полностью удаляет фон и оставляет только ажурные узоры. Такой резьбой украшают наличники окон, дверные проёмы и крыши домов.

Работа осуществляется в 3 этапа:

  1. Выбор стиля. Все узоры должны гармонировать между собой, поэтому мастер сначала выбирает подходящие трафареты. Затем переносит их на заготовки.
  2. Фон удаляется при помощи дрели и лобзика. Орнамент вырезают вручную стамесками и ножами.
  3. Готовую работу шлифуют и покрывают лаком.

Для домовой резьбы выбирают древесину твёрдых пород. Она не склонна к гниению и расслаиванию, поэтому способна прослужить более 20 лет.

Резной декор по дереву с объёмной резьбой

Резьба по дереву (картинки отображают порядок действий при работе) с выпуклыми узорами осуществляется в 6 этапов.

Их можно рассмотреть на примере изготовления крупной броши с изображением гор:

  1. Мастер вырезает круглую заготовку и переносит на неё эскиз.
  2. Используя ножи и стамески, он вырезает небольшие углубления по нарисованным контурам.
  3. С помощью специального ножа резчик придает узорам округлые очертания, убирает острые углы и засечки.
  4. Шлифует изделие, используя наждачную бумагу разной зернистости и абразивную губку.
  5. Раскрашивает изделие красками.
  6. После полного высыхания обрабатывает поделку восковой мастикой.

Для таких работ подходит древесина мягких пород. На ней проще создать плавные контуры и выпуклые элементы.

С геометрической резьбой по дереву

Резьба по дереву (картинки помогут правильно сделать разметку) с геометрической резьбой довольно простая в исполнении. Больше всего времени уходит на создание эскизов и разметку.

На примере изготовления шкатулки, можно рассмотреть 5 основных этапов работы:

  1. Сначала нужно продумать расположение и форму узоров на каждой стенке шкатулки, а также на крышке. Потребуется составить схематический чертёж.
  2. Затем изделие разлиновывают, рисуют ровные клетки со всех сторон.
  3. По клеткам составляют задуманный узор.
  4. Начиная с краёв, двигаясь к центру, узор нужно вырезать на каждой стороне шкатулки.
  5. В конце изделие шлифуют наждачной бумагой. Периодически сметая крошки специальной щеткой.

Изделия, которыми будут активно пользоваться, мастера покрывают лаком. Можно выбрать бесцветное покрытие или цветное, имитирующее натуральные оттенки других древесных пород.

С прорезной

Это сквозная резьба, где фон полностью удаляется с помощью лобзика, а узор остаётся.

Работа осуществляется в 4 этапа, которые можно рассмотреть подробнее на примере изготовления подставки для книг:

  1. Мастер подбирает эскиз, переносит его на бумагу и наклеивает поверх деревянной заготовки.
  2. Дрелью сверлит отверстия. Куда будет вставляться полотно лобзика. Затем выпиливает узор, удаляя фон.
  3. Шлифует изделие наждачной бумагой разной зернистости.
  4. Соединяет части подставки при помощи клея и покрывает цветным лаком.

Для изделий с прорезными узорами рекомендуется использовать древесину твёрдых пород.

При обозначении степени влажности дерева используют следующие термины:

  • мокрая (замоченная в воде)
  • свежесрубленная (хвойные породы имеют больше 82% влаги, мягколиственные — 60-90%, твердолиственные — 35-75%)
  • сухая (хранившаяся на открытом пространстве, влажность 15-20%)
  • комнатная (хранившаяся в помещении, влажность 8-12%)
  • абсолютно сухая — влажность приближается к 0%.

Для сушки используют два способа: открытый и камерный. При открытой сушке древесина находится на улице под навесом или в сарае, такой метод требует большого количества времени. При камерном способе древесина сушится в специальных камерах различного объёма с особым температурным режимом. Такой способ сушит древесину быстрее, но он менее доступный и более затратный.

При выборе древесины нужно учитывать и место эксплуатации. Если изделие будет находиться на улице — то сушиться оно должно в уличных условиях. Материал для комнатных изделий должен сушиться в комнатных условиях.

Опытный мастер может определить по внешнему виду степень готовности и качество материала. Отсутствие лучевых и продольных трещин говорит о хорошем качестве и правильной сушке древесины. Трещины говорят о наличии пустот, скрытых сучков и некачественной сушке.

В резных изделиях не рекомендуется совмещать разные породы и участки дерева. Твёрдая, ядровая древесина ссыхается в меньшей степени, чем заболонь, а у доски с центра — коробление почти отсутствует. Выбирая древесину необходимо избегать таких дефектов, как наклон волокон, сучков, трещин, гнили и червоточин.

Достоинства и недостатки конкретных пород дерева.

Липа, как представитель мягкой лиственной породы, лучше всего подходит для начинающего мастера. Липа обладает однородным, мягким и вязким строением, которое позволяет легко резать вдоль и поперёк волокон. Липа мало подвержена растрескиванию и короблению, однако, имеет низкую твёрдость, что ограничивает область применения. Из липы изготавливают небольшие изделия: посуду, шкатулки, резные игрушки, настенные украшения, полки и т. д.

Берёза имеет твёрдую, упругую и белую древесину однородной плотности. По сравнению с липой, берёза хуже поддаётся обработке и поддаётся короблению. Из этой породы изготавливают небольшие изделия, детали мебели, декоративные накладки и элементы.

Красная и чёрная ольха, также однородный и вязкий материал, хорошо поддаётся обработке и слабо коробится.

Осина — менее распространённая, но также хорошо подходит для резьбы. Имеет серебристый светящийся окрас и обладает всеми качествами пригодными для резьбы.

Тополь обладает схожими с липой свойствами, но легко скалывается. Эта древесина подходит только для крупнорельефной резьбы.

Дуб является традиционным материалом для резьбы. Имеет плотную, однородную и прочную структуру. Твёрдая и ломкая древесина сложно поддаётся обработке и подходит для работы только опытным мастерам. Из дуба изготавливают крупные декоративные элементы и накладки. Он хорошо полируется и окрашивается.

Орех хорошо подходит для выполнения тонкой резьбы. Он легко режется во всех направлениях и не даёт сколов. Из ореха выполняют мебель и высокохудожественные резные изделия.

Груша имеет высокую твёрдость и отлично обрабатывается и не коробится. Она легко и чисто режется, хорошо окрашивается. Из груши делают сувениры с рельефной резьбой и резные детали мебели.

Клён чисто и без сколов режется, имеет твёрдую структуру, отлично окрашивается. Клён применяют в токарных и мозаичных работах.

Материал, заготовленный для резьбы, раскраивается и доводится на рейсмусовых или фуговальных станках. Большое влияние имеет вид среза доски. При радиальном срезе заготовка меньше коробится, но при этом резьба выходит не такой выразительной. Для небольших деталей лучше использовать тангенциальный разрез.

Меры предосторожности при работе

Перед тем как начать знакомство с резьбой по дереву, нужно узнать о правилах безопасности. Весь инструмент очень острый. Им легко пораниться, иногда можно получить настолько серьёзную травму, что в итоге всё закончится инвалидностью.

Что необходимо предпринять, чтобы снизить эти риски:

Установить столешницу надёжно и крепко. Стол не должен качаться из стороны в сторону и ёрзать по полу.
Заготовки следует крепить к столу специальными инструментами – струбцинами. Только они способны надёжно зафиксировать деталь. Любые другие подручные материалы не подходят для этой цели.
Лампы и светильники не должны слепить резчика. Их нужно разместить так, чтобы столешница была хорошо освещена, а от мастера не падала тень.
Затачивая стамески и ножи нужно надевать перчатки и защитные очки. Мелкая стружка может попасть в глаз, а лезвие ножа может случайно соскользнуть со станка и поранить руки.
Качество заточки любых инструментов нужно проверять на специальном бруске, а не пальцами.
Во время работы режущими инструментами и следует держать в направлении от себя, а также следить, чтобы вторая рука находилась на безопасном расстоянии от ножа.
На рабочем месте не должно быть посторонних предметов.
После каждого этапа резки со стола нужно убирать стружку, используя специальные щётки. Если мусора накопится слишком много, то под ним может потеряться острый инструмент, и при уборке он воткнётся в руку.
У всех ножей и стамесок должно быть место. Опытные мастера рекомендуют поставить на стол банку, в которую резчик будет убирать инструменты и доставать при необходимости

Когда работа буде завершена, все принадлежности нужно разложить на места для постоянного хранения.
Используя электрические приборы, важно следить, чтобы шнур не запутывался и не перекручивался.
Нельзя включать сразу несколько приборов в розетку. Множество проводов на полу могут переплестись между собой

Об них моно запнуться и упасть.

Часто для работы используется мастика из воска. Её следует греть электрической плите, но не на открытом огне.

В мастерской всегда должны быть бинты, вата и дезинфицирующие растворы для кожи. Даже профессиональные мастера не застрахованы от случайных травм. Раны нужно обработать как можно быстрее. Если повреждение серьёзное, то следует отложить работу до полного выздоровления.

Инструменты для работы

Для того чтобы начать работу потребуется подобрать специальные инструменты и изучить особенности технологии. В этом деле есть свои нюансы, которые позволяют сильнее раскрыть красоты древесины в орнаменте.

Также нужно запастись подходящими заготовками и эскизами, которые будут повторяться на дереве в виде узоров, кружев, композиций или жанровых сценок.

Для своей работы резчик использует большой набор инструментов:

  1. ножи;
  2. лобзики;
  3. надфили;
  4. стамески;
  5. электродрель;
  6. сверла;
  7. бруски;
  8. долота;
  9. ложкорезы;
  10. фрезеровальную машину;
  11. бормашину.

Для новичка предназначен специальный набор инструментов. Его хватит для освоения азов художественной обработки деревянный заготовок.

Еще потребуется сырье из определенных пород. От этого будет зависеть качество исполнения изделия. Есть твердые и мягкие сорта деревьев. Каждый вид имеет свои плюсы и минусы, в каждом конкретном случае выбирается специфическая технология обработки.

К мягким породам относятся:

  1. липа;
  2. береза,
  3. осина
  4. ель;
  5. сосна;
  6. можжевельник.

Мягкий материал легче поддается обработке, но его проще испортить одним неверным движением ножа или стамески. Другое дело – твердые породы древесины. К ним относятся:

  1. дуб;
  2. красное дерево;
  3. бук;
  4. самшит.

Твердое сырье стоят дорого, но и изделия из него получаются красивые, долговечные и востребованные. С дорогими породами работают опытные мастера, которые знают как нужно обрабатывать твердую поверхность так, чтобы не сломать инструмент или не получить травму. Поэтому новичкам стоит начать с более дешевого и более податливого обработке материала.

Для выбора сырья необходимо учитывать не только твердость, но и цвет дерева. Для начинающих резчиков идеальным вариантом для творчества станет береза. Она может резаться в разных направлениях, хорошо поддается сверлению и прорезыванию. При выборе эскиза изделия необходимо учитывать, что со временем светлая древесина березы может потемнеть.

Для изделий с большим количеством прорезей подходят хвойные породы. Мягкий материал сосны, ели, кедра позволяет наносить крупные рисунки и создавать замысловатый орнамент. Новички могут начинать с хвойных пород, а также с липы, березы и осины.

Начинающий резчик должен осваивать азы мастерства с простых орнаментов. Для первой работы понадобиться небольшой набор инструментов. Сначала можно обойтись лобзиком, шилом и ножом.

Прежде чем приступить к резке, следует организовать свое рабочее место с хорошим освещением. Подобрав подходящую заготовку с ровной поверхностью и без сучков, необходимо перевести выбранный рисунок на поверхность заготовки. Для этого можно использовать кальку. Когда трафарет будет переведен, его покрывают сверху лаком, чтобы во время работы он не пропал и не испортился.

Новичку потребуются ножи, стамески, шило. Для сквозных прорезей лучше использовать лобзик или ручную фрезеровальную машину, это позволит сохранить время и силы.

Резчик должен освоить все техники, которые он потом будет использовать в своей работе над изделием. С помощью разнообразных способов декоративной обработки древесины можно создавать художественные шедевры.

Подрезание

Подрезание выполняют тем же инструментом либо более отлогой стамеской, отступая от центра линии орнамента на полтора миллиметра во внешнюю сторону и углубляя стамеску в древесину, срезая стружку несколькими движениями. При небольшом радиусе скругления надрез выполняется не всем лезвием стамески, а только одним углом, причем второй угол должен выходить наружу. Такая техника позволяет выполнять закругления разного радиуса при наличии минимального числа стамесок. Прием незаменим при работе в технике не только контурной, но и значительно более сложной рельефной резьбы.

При отсутствии в распоряжении полукруглых стамесок закругленные элементы в контурной резьбе выполняются обычным косым ножом. Однако при такой работе стоит иметь в виду то, что острота угла заточки клинка зависит от диаметра окружности: чем он меньше, тем острее должно быть лезвие. Косой нож может двигаться в разных направлениях для оформления запланированного орнамента.

Для упрощения и удобства процесса контурной резьбы по дереву мастер может поворачивать заготовку в разные стороны. Для этого древесина вынимается из державок или станка, переставляется и вновь зажимается. Со временем столяр приучается резать в разных направлениях, не трогая заготовку во время работы и не переставляя ее. По этой причине контурная резьба выполняется стоя — такое положение дает большую свободу действий столяру и делает все линии более непрерывными и плавными, что считается залогом качественного исполнения художественного узора в подобной технике.

Разнообразие приемов

Для художественной обработки древесины используются различные технологии. В каждом конкретном случае выбор метода определяет само изделие, его назначение и сорт древесины, из которого его будут изготавливать. За время существования этого прикладного вида искусства выделилось несколько резки:

  1. плоскорельефная;
  2. рельефная;
  3. выемочная, или геометрическая;
  4. прорезная;
  5. контурная;
  6. объемная.

Узор может быть сквозным, плоским, рельефным, объемным, мелким и крупным. Выбор отделки напрямую зависит от размера и функционального назначения деревянного изделия. Для крупных вещей, таких как декоративная резная отделка для фасадов домов, используется крупный рисунок. Для интерьерных вещей и для мебели мастера наносят на изделие мелкие узоры, которые тщательно прорабатываются.

Инструменты

Предварительно нужно подготовить рабочее место, на котором будет достаточно свободного пространства. Следует организовать хорошее освещение.

Чтобы приступить к работе нужно подготовить специальные инструменты:

  • Графитовый карандаш и линейка для нанесения контурных линий будущего узора на деревянную основу.
  • Циркуль для деления полного эскиза на отдельные фрагменты для упрощения работы.
  • Нож-косяк, которым производится непосредственное вырезание.
  • Пилка нужна для формирования самой деревянной заготовки, на которой будет производиться резьба.
  • Прямая стамеска может стать вспомогательным инструментом для ножа-косяка.

Набор необходимых инструментов собран. Остается определиться с шириной рабочей части ножа. Данный параметр подбирается в соответствии с размерами рисунка. Дополнительно может понадобиться ластик и наждачная бумага с мелким напылением.

Выбор материала

Нынешняя популярность мастерства резьбы по дереву вполне оправдана общей тенденцией на природные натуральные материалы, а витиеватые узоры – своеобразная альтернатива прямолинейности современной стилистики интерьеров.

Для создания уникальных декоративных изделий используют разные породы древесины: сосну, кедр, ясень, дуб, лиственницу, пихту, ель, бук, березу, вяз, клен, граб, осину, ольху, липу и пр. Рассмотрим особенности некоторых из них.

Липа

Материл довольно мягкий, потому самый востребованный для резьбы по дереву. Из него получаются симпатичные небольшие и даже миниатюрные предметы: шкатулки, фоторамки, игрушки, всевозможная бытовая утварь.

На заметку: новичкам советуют именно с липой осваивать нюансы техники резьбы, так как данный материал очень податлив, и работать с ним очень легко.

Пример эскиза для резьбы по дереву

Дуб

Долговечная твердая порода, которую используют в создании массивных изделий. Резная дубовая мебель не только смотрится добротно и привлекательно, но и будет служить не один десяток лет.

Береза

Имеет ярко выраженный, четкий рельеф. Применяется для изготовления эффектных сувениров или получения стильного накладного декора.

Орех

Древесина достаточно твердая, но несмотря на это, прекрасно полируется и обрабатывается. Диапазон ее использования очень широк – от компактных изделий и декоративных мебельных элементов до великолепных резных скульптур разнообразных форм и размеров.

Груша

Ценится своими уникальными качествами – почти никогда не растрескивается и не коробится. Как ценный материал, применяется для изготовления эксклюзивного декора, сувениров и предметов интерьера.

Ольха

Древесина с благородной насыщенной гаммой: красной, черной, фиолетовой. Часто заменяет ценные породы.

Тис, кедр, сосна, ель

Особенности данных пород позволяют мастерить резные изделия, декоративные карнизы и наличники.

История возникновения ремесла и виды

Резьба по дереву — это вид декоративно-прикладного искусства, который зародился еще в древности. На Руси резьбу по дереву называли резным делом, а выполняемый в этой технике рисунок ознаменкой, узорчьем, вызорочьем. В этой технике на плоской поверхности мастера выполняли косицы, зубчики, желобки, маковицы, грибки и т.д. Увидеть такие образцы можно в Успенском соборе, посетив царское место.

Развитию резьбы по дереву Россия обязана иноку Амвросию — послушнику Троице-Сергиевской лавры, который на исходе XV века в своих работах объединил русский орнамент с западным и восточным.

В 1660 году мастера украсили царскую столовую немецкой резьбой, которая была фигурной, с готическими мотивами. Так в российской резьбе появились элементы немецкой, в том числе, и новые инструменты, термины.

Типы резьбы условно разделяют на:

  • сквозную;
  • глухую;
  • домовую;
  • скульптурную;
  • резьбу бензопилой.

  1. Сквозную резьбу подразделяют на накладную и сквозную. Сюда относится прорезная резьба, когда сквозные участки прорезают резцами и стамесками; и профильная резьба, где такие участки выпиливают лобзиком или пилой. Если эти виды резьбы выполняются с использованием рельефного орнамента, то такую называют ажурной.
  2. Если в обработанном дереве нет ни единого сквозного отверстия, такая резьба называется глухой.
  3. Домовой резьбой украшены фасады строений.
  4. Скульптурная — одна из самых сложных видов резьбы, требует большого мастерства. В этой технике выполняются фигурки животных, скульптуры людей.
  5. При помощи резьбы бензопилой выполняют глобальные работы. Такая требует силы, поэтому больше подходит для мужчин, тогда как остальными видами резьбы с успехом овладевают и женщины.

Какая древесина актуальнее для видов плоской резьбы

Всего на плоской поверхности резьба имеет такое подразделение:

  1. Плоскорельефная резьба по дереву. Этим видом можно на деревянную плоскость нанести какой-либо фон или узор. Например к этой разновидности можно отнести такие подвиды как паргори, или Абрамцево-кудринскую резьбу.
  2. Следующий вид резьбы, пропильный, также относится к плоскому типу, но выполняется не обычными инструментами резчика, а лобзиком.
  3. Следующая разновидность – прорезная. Этот вид резьбы применяется только к плоским поверхностям, причем некоторые части в последствии удаляют.

Что касается того какая именно древесина может стать более актуальной то ответ многозначен. Если опыта недостаточно, следует поработать с мягкими породами. Если же мастер далеко не новичок – выбор становится обширнее, например:

  • Сосна, осина, липа относятся к мягким породам.
  • Ясень, бук, дуб и орех к твердым.
  • Очень твердые это граб, акация и тис.

Для выполнения этого типа резьбы следует подготовить:

  • Набор напильников.
  • Электрическую дрель.
  • Линейку.
  • Рубанок с лобзиком.
  • Нож-косяк с ножовкой.
  • Струбнину.
  • Ластик с циркулем.
  • 2 стамески (до 2 см полукруглую и плоскую).

Выбор качества материала

Вам необходимо подбирать древесину в соответствие с тем, какой рисунок вы хотите получить. Опытные мастера советуют осваивать резьбу по дереву для начинающих на березе.

Такой материал отличается необыкновенной мягкостью, поэтому обеспечивает простоту создания орнамента. Преимуществами березы являются:

  • Возможность резания в различных направлениях.
  • Прекрасная податливость.
  • Данный материал легко сверлится.
  • Имеется возможность простого прорезывания.

Береза отлично подойдет для обучения резьбе по дереву

Вы сможете выполнять композиции ажурного типа. Однако, следует помнить, что береза способна менять цвет. С годами материал темнеет.

Если вы хотите получить орнамент, имеющий большое количество прорезей, то подойдет древесина хвойного типа. Прекрасным решением станет сосна, ель или кедр. Данные сорта также замечательно подходят для начала освоения модной техники.

Ажурная резьба по древесине из сосны

Если вы только начинаете работу, то самыми первоначальными инструментами являются ножи, шило и лобзик. Постепенно вы сможете расширить свой набор, что позволит выполнять композиции любого типа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector