Народные промыслы резьба по дереву

Тонировка резьбы

Еще на первых этапах своей истории кудринская резьба имела богатую цветовую гамму. Используя морилки и красители разных оттенков, работам придавали все оттенки коричневого, от золотистого до глубокого темного цвета. Еще В. П. Ворносков применял темное морение под дуб, а также добивался серых и оливковых тонировок. Однако, каким бы способом ни проводилось окрашивание, на изделиях четко просматривалась структура древесины.

Мастерами не преследовалась цель повторить текстуру другого материала, любая отделка призвана только подчеркнуть красоту дерева и выделить линии орнамента, сделать их более объемными. Иногда изделия с кудринской резьбой по дереву только прошкуривались и обрабатывались белым воском.

Скульптурная резьба

Скульптурная резьба имеет много направлении. Одно из них — лесная резьба, которая часто применяется в городских парках. Из стволов стоящих высохших деревьев вырезают фигуры людей, сказочных персонажей, животных. Такие фигуры украшают естественный интерьер.

Другим направлением скульптурной резьбы является богородская резьба (богородская игрушка). Она получила своё название от села Богородское, где ещё с XV века занимались резьбой по дереву. В богородской резьбе не шлифуют полученную скульптуру, а оставляют следы от ножа и стамески, что позволяет увидеть красоту дерева и мастерство резчика (рис. 50).

Рис. 50. Богородская игрушка

Знакомимся с профессиями

Резчик по дереву — специалист, который изготовляет изделия из древесины с художественной резьбой на предприятих народных художественных промыслов, выпускающих подарочные изделия, сувениры, декоративные панно, игрушки и др., и на предприятиях, занимающихся реставрацией памятников культуры. Резчик по дереву должен знать свойства различных пород древесины, основы рисования и черчения, владеть приёмами резьбы всех видов, обладать эстетическим вкусом, пространственным мышлением, точностью движений, создавая высокохудожественные произведения.

Практическая работа № 12

Художественная резьба по дереву

  1. Получите у учителя задание по художественной резьбе с указанием вида резьбы: пропильная, геометрическая, плоскорельефная и т. д.

  2. Выберите или, если нет готовой, обработайте заготовку для художественной резьбы.

  3. Подготовьте рабочее место и инструменты для резьбы по дереву.

  4. Выполните резьбу по дереву.

  5. Проверьте качество готового изделия.

Не забудьте сфотографировать сделанное изделие и поместить его в портфолио (см. пример в Приложении).

Если вы хотите выполнить творческий проект, используя элементы художественной резьбы, поищите в Интернете или печатных изданиях и выберите понравившееся изделие с резьбой. Если изделие сложное, внесите в него необходимые из-мененуя и разработайте сами его рабочий эскиз.

Новые слова и понятия

Ажурная резьба; плосковыемчатая резьба; геометрическая резьба; рельефная резьба; скульптурная резьба; резчик по дереву.

Проверяем свои знания

  1. По каким критериям следует выбирать заготовку для резьбы по дереву?

  2. Чем отличается ажурная пропильная резьба от плосковыемчатой?

  3. Чем характерна плоскорельефная резьба с выбранным фоном?

  4. Какова особенность богородской резьбы?

ВЯТСКАЯ ДОМРА

      БРЭНД «ВЯТСКАЯ ДОМРА»
     Домра – инструмент русский, если хотите – древнерусский.
     Инструмент исконно народный, скомороший, во времена Рюриковичей очень и очень популярный. На домрах играли всегда и везде: в деревнях, на базарных площадях, в боярских теремах и царских палатах.
     Пожалуй, пик популярности инструмента приходится на 16 век, век Ивана Грозного.
     К этому времени было отлично налажено цеховое производство домр, продавались они на всех базарах и ярмарках. В Москве, например, существовал целый «домерный ряд», где закупали инструменты для царского двора.
     Была создана Государева Потешная палата. В ней находился целый штат высококвалифицированных музыкантов, которых называли «домрачеями» и «гусельниками». Их игру очень любил Иван Грозный. По свидетельству ряда источников, он с упоением слушал выступления этих людей и даже плясал под их музыку. А почему бы нет, царь – тоже человек.

ВЯТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА

      Обработка металла была самым первым производством, выделившимся в самостоятельное ремесло в городе и деревне Древней Руси. Уже в те времена были известны почти все виды современной художественной металлообработки, но главными были ковка, литьё, чеканка, филигрань и зернь. Наиболее высокого уровня развития в то время достигло ювелирное искусство.
     Художественная ручная ковка и литейное дело на Вятской земле имеют глубокие исторические корни. Кованые элементы – кольцевые ручки для ворот, защёлки, петли – используются вятчанами при строительстве домов уже в начале XVII века. Позднее работа кузнеца стала играть большую роль в формировании архитектурного ансамбля православного храма. Кузнецы ковали накупольные кресты, решетки на окна, ажурные ограды, намогильные кресты.
     В конце XVIII века в Вятской губернии работало 16 чугуноплавильных и железодетальных заводов (Залазнинский, Климовский, Песковский), на которых отливали плиты для пола, лестничные марши и другие изделия. Эти предприятия поставляли кузнецам широкий ассортимент проката, сырья для работы. Изделия из кованого металла были дешевле, чем чугунные заводского производства. Кузнец совмещал в себе проектировщика, технолога и исполнителя. Наибольшее количество кузниц было в Вятке и Сарапульском уезде.

Технология выполнения геометрической резьбы

        Работу начинают с аккуратной разметки заготовки, и только затем выполняют резание (рис. 9).

Рис. 9. Последовательность выполнения узора «звёздочки» а — разметка квадратов: 6 — разметка лучей; в — вырезание орнамента

     Геометрическую резьбу выполняют, в основном, косым ножом — косяком. Инструмент крепко сжимают в кулаке лезвием к себе (рис. 10) и с усилием ведут по линиям рисунка. Резак держат не вертикально, а с небольшим наклоном к поверхности. Резать необходимо с одного раза, тогда резьба получится качественной. При повторных движениях могут появиться неровности и возможно повреждение рисунка резаком.

Рис. 10. Положение инструмента при выполнении резьбы: а — одной рукой: 6 — двумя руками

      Вырезание любого элемента состоит из двух этапов: надрезания элемента и его подрезания. На рисунке 11 показана технология получения треугольного элемента резьбы.

Рис. 11. Последовательность выполнения резьбы треугольного элемента: а, 6 — надрезание граней; в — подрезание основания

     Сначала резак погружают в поверхность в вершине треугольника и надрезают одну из граней (рис. 11, а), затем надрезают вторую грань (рис. 11, б). После этого подрезают основание треугольного элемента (рис. 11, в) и извлекают его из поверхности.

        По возможности грани стараются прорезать по направлению расположения древесных волокон. Далее прорезают грани, идущие поперёк волокон древесины. Если лезвие должно прорезать древесину под углом к волокнам, то заготовку переворачивают таким образом, чтобы нож входил в древесину вдоль волокон под острым углом. Когда лезвие ножа располагается со стороны извлекаемой части заготовки, а не со стороны обрабатываемой грани, грани получаются более гладкими и качественными.

       Разновидностью геометрической резьбы является скобчатая резьба. Эту резьбу называют ещё ногтевидной, потому что полукруглые стамески оставляют на поверхности заготовки следы, похожие на скобку или ноготь.

Художественная резьба по дереву

Ниже представлены разделы художественной резьбы по дереву Путеводителя по русским ремёслам.

Древесина

Древесина — один из материалов, получивших наибольшее применение для изготовления многих предметов, которые необходимы человеку в его повседневной жизни.

Обладая универсальными качествами, этот материал позволяет делать большие по размерам сооружения, вроде крестьянского дома или многоглавого храма в Кижах, использовать самые малые его кусочки, корни и бересту для создания различной бытовой утвари, посуды, игрушек.

Резьба как ранний вид обработки древесины

Как более ранний вид обработки древесины получила резьба, потому что она тесно связана с процессом формирования конструкции любой вещи, будь то сундук, скамья, люлька для ребёнка или шкатулка.

Такие и подобные им предметы не всегда украшены резными орнаментами, но в самой форме изделия, его пропорциях, силуэте, появлялись эстетические свойства вещи. например долбленная чаша или вырезанный из монолитного куска дерева ковш в соей пластике уже представляли образец скульптурного решения, выполненного средствами резьбы. Однако в большинстве случаев художественный предмет из дерева украшен резьбой. Её виды и приёмы предоставляют мастеру большой выбор средств для украшения утилитарного предмета.

Эскиз

Если художественное образование у вас есть, и вы детально представляете себе будущую скульптуру, то можете ограничиться эскизом в двух проекциях. Но если фигура сложная, и ее пространственная визуализация требует анализа, то придется делать модель (практически всегда – без деталировки).

Если будущее животное, фигурка человека или абстрактная фигура требуют полного разбора, то делается подробный эскиз с деталировкой и даже проработанной светотенью. Затем на основании этого эскиза нужно вылепить модель: она нужна для уточнения эскиза и построения схемы в двух, а то и трех проекциях.

Опытным мастерам, работающим с простой формой, можно приступать к делу даже без эскиза, сразу с разметки дерева. Есть работы, которые проще сразу вырезать, нежели нарисовать.

В большинстве случаев придется лепить фигурку из пластилина или глины на проволочном каркасе. С помощью стеков создается объемная модель, которая станет ориентиром дальнейших действий мастера. Очевидно, что без понимания композиции, света и тени, основ лепки за деревянную скульптуру как вид творчества взяться практически невозможна: художественная подготовка как база ремесла очень нужна.

Технология выполнения геометрической резьбы

Работу начинают с аккуратной разметки заготовки, и только затем выполняют резание (рис. 45).

Рис. 45. Последовательность выполнения узора «звёздочки» а — разметка квадратов: 6 — разметка лучей; в — вырезание орнамента

Геометрическую резьбу выполняют, в основном, косым ножом — косяком. Инструмент крепко сжимают в кулаке лезвием к себе (рис. 46) и с усилием ведут по линиям рисунка. Резак держат не вертикально, а с небольшим наклоном к поверхности. Резать необходимо с одного раза, тогда резьба получится качественной. При повторных движениях могут появиться неровности и возможно повреждение рисунка резаком.

Рис. 46. Положение инструмента при выполнении резьбы: а — одной рукой: 6 — двумя руками

Вырезание любого элемента состоит из двух этапов: надрезания элемента и его подрезания. На рисунке 47 показана технология получения треугольного элемента резьбы.

Рис. 47. Последовательность выполнения резьбы треугольного элемента: а, 6 — надрезание граней; в — подрезание основания

Сначала резак погружают в поверхность в вершине треугольника и надрезают одну из граней (рис. 47, а), затем надрезают вторую грань (рис. 47, б). После этого подрезают основание треугольного элемента (рис. 47, в) и извлекают его из поверхности.

По возможности грани стараются прорезать по направлению расположения древесных волокон. Далее прорезают грани, идущие поперёк волокон древесины. Если лезвие должно прорезать древесину под углом к волокнам, то заготовку переворачивают таким образом, чтобы нож входил в древесину вдоль волокон под острым углом. Когда лезвие ножа располагается со стороны извлекаемой части заготовки, а не со стороны обрабатываемой грани, грани получаются более гладкими и качественными.

Разновидностью геометрической резьбы является скобчатая резьба. Эту резьбу называют ещё ногтевидной, потому что полукруглые стамески оставляют на поверхности заготовки следы, похожие на скобку или ноготь.

Ножи

При производстве подобных инструментов применяется определенная нумерация, разобраться в которой достаточно сложно. Многие специалисты рекомендуют приобретать ножи для резьбы по дереву, входящие в стандартные наборы. Они производятся специалистами в рассматриваемой сфере, могут применяться для выполнения работы различной сложности. Только понабравшись опыта мастер сможет расширить свой ассортимент ножей в зависимости от жанровых предпочтений и потребностей. Наибольшее распространение получили следующие разновидности рассматриваемого инструмента:

  1. Богородский – вариант исполнения, который можно использовать для получения черного контура. При лезвии 6-3 см нож подходит для получения тонких работа или полукруглых форм. Рукоятка может изготавливаться при применении самых различных материалов.
  2. Татьянка – нож с длинной рукояткой, скос лезвия расположен на расстоянии 2 см от руки. За счет этого упрощается процесс обработки дерева.
  3. Косяк – вариант исполнения, схожий с сапожным ножом, лезвие скошен по углом 45 градусов. Заточка односторонняя, применяется при получении самой различной формы.

Нож «Татьянка»

Нож «Богородский»

Также часто приобретается штихель для резьбы по дереву. Для обработки больших поверхностей может использоваться резак для дерева, который также характеризуется определенной формой режущей кромки. В набор часто включается нож топорик для резьбы по дереву. Его режущая часть может иметь различные размеры и форму, все зависит от конкретной поставленной задачи при обработке поверхности.

Советы по домашнему творчеству: как подготовить деревянную заготовку для росписи

Без предварительной подготовки базы ничего путного не выйдет, поэтому к данному этапу работ относятся с должным вниманием. Сначала выбирается заготовка, разумеется, без сучков: они легко вываливаются, когда дерево высыхает полностью

Отверстия после них зашпаклёвывают и затирают наждачкой после высыхания покрытия

Сначала выбирается заготовка, разумеется, без сучков: они легко вываливаются, когда дерево высыхает полностью. Отверстия после них зашпаклёвывают и затирают наждачкой после высыхания покрытия.

ФОТО: priceguard.ruДерево высыхает естественным образом, а никак не возле приборов отопления, ведь это приводит к деформации изделия

После сушки по поверхности проходятся наждачной бумагой средней зернистости, а после – мелкой. Древесную пыль собирают и складывают в маленькую тару. Её можно использовать вместе с клеем ПВА в качестве шпаклёвочной смеси.

Теперь изделие грунтуют клеем ПВА, смешанным в пропорции 1:1 с водой и оставляют просушиться. После этого поверхность снова полируют мелкодисперсной наждачкой.

ВЯТСКОЕ ПЛЕТЕНИЕ ИЗ ЛОЗЫ

      Лозоплетение — изготовления плетёных изделий из лозы: домашней утвари и ёмкостей различного назначения, таких как короба, корзины, вазы и др. Часто материалом для плетения служит ивовый прут.
     Плетение из ивового прута как ремесло появляется в России в XIX в. В 1893 г. в Вятке открыта корзиночная мастерская. В 1909 г. на Международной выставке изделия Вятской корзиночной (плетюшечной) мастерской отмечены Большой серебряной медалью. Традиции плетюшечного промысла продолжает предприятие «Азимут» (г. Кирово-Чепецк).
     Плетение из лозы как промысел появилось в России сравнительно недавно, лишь в конце XIX века. Это было своеобразное веяние европейской моды на плетеные изделия, в том числе и мебель.

История резьбы по дереву и ее виды

На ранних этапах развития человечества резьба по дереву имела обрядовый характер. Самой древней находкой, вырезанной из дерева, считается найденный на Урале Шигирский идол – скульптура из лиственницы, чей возраст насчитывает около десяти тысяч лет. Узоры и изображения лиц, покрывавшие туловище идола, отражали небесный и подземный миры, мужское и женское начало.

Со временем резьба по дереву утратила свой мистический смысл, став исключительно способом украшения предметов: фасадов домов, входных дверей, колонн; игрушек, ложек, зеркал, мебели и т.д. Постепенно техника резьбы оттачивалась, появлялись всё новые способы, приёмы и инструменты. Повсеместным народным промыслом резьба стала около XVI века, когда мастера украшали своими творениями дома, храмы, царские дворцы и др.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Особенно широкой популярностью это ремесло пользовалось в странах, где были распространены подходящие для резьбы породы деревьев – в Скандинавии, Великобритании, Японии, Индии, Китае и, конечно, на Руси. Для создания узоров использовались, как правило, березы, осины, липы, тополя или ольха, дуб и бук.

Изделия резчиков по дереву высоко ценятся, так как сам процесс резьбы является весьма долгим и трудоёмким. На протяжении столетий резные предметы являлись символом утонченности, показателем достатка и хорошего вкуса владельца дома.

Виды резьбы по дереву:

  • Геометрическая резьба – один самых древних видов резьбы по дереву. Она выполняется в виде выемок, образующих на поверхности узор из геометрических фигур – треугольников, квадратов, окружностей. Геометрической резьбой пышно украшались избы, культовые сооружения, мебель, посуда и орудия труда: прялки, ковши, коромысла и так далее.
  • Объемная резьба – «3D» резьба. Как правило, объемной резьбой на концах брёвен, образующих стены избы, создавались скульптуры животных, смотрящие в разные стороны и призванные защитить дом от злых сил.
  • Прорезная (пропильная) резьба. По-другому её называют «сквозной» или «ажурной» за сходство с кружевами. Выпиливались они из тонкого дерева для обрамления перил, крылечек и фронтонов домов.

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Технология выполнения ажурной резьбы

Первоначально на заготовку переносят рисунок с помощью шаблона, сделанного из бумаги, картона (рис. 41, а), или копировальной бумаги и карандаша. Чтобы во время вырезания узора не ошибиться, выпиливаемые участки обычно заштриховывают. При перенесении рисунка стараются учитывать направление волокон древесины на заготовке, чтобы избежать откалывания тонких элементов орнамента.

Рис. 41. Технология выполнения ажурной резьбы по дереву: а — нанесение рисунка на заготовку с помощью шаблона; 6 — выпиливание внешнего контура; в — сверление отверстий: г — выпиливание внутренних контуров; д — отделка формы и зачистка

Выпиливание начинают с наружных контуров (рис. 41, б)у после чего в местах расположения внутренних контуров сверлят отверстия (рис. 41, в). Через эти отверстия протягивают полотно лобзика и выпиливают внутренние контуры (рис. 41, г). В завершение прорабатывают контуры стамесками и зачищают их сначала напильниками, а затем шлифовальной шкуркой (рис. 41, д). Готовое изделие лакируют.

На рисунке 42 показаны изделия, изготовленные школьниками в технике ажурной (пропильной) резьбы.

Рис. 42. Изделия, выполненные в технике ажурной (пропильной) резьбы

Доклад №2

Резьба по дереву — это очень древнее ремесло. Ее актуальность сохранилась до сегодняшнего времени

Изделия, выполненные с помощью этой технологии очень красивы на вид и,что не мало важно экологичны. С давних времен деревянные избы на Руси украшались элементами резьбы

Это было очень просто и доступно в изготовлении. Но самое главное это было достаточно красиво.

Сначала для резьбы применялись инструменты, которые были у всех. Это топор, пила и несколько стамесок. За долгое время инструменты резчика изменялись и совершенствовались. Сейчас даже существуют станки для резьбы по дереву, с помощью которых можно в произведении воплотить самые сложные идеи.

Дерево — красивый материал. Он легко поддается обработке и изменениям. Работы из него кажутся настолько изысканными, что некоторые из них можно сравнить с кружевной тканью. Вид художественной резьбы зависит выбранной породы дерева. Например для рельефной и скульптурной резки использую заготовки с более мягкой древесиной. Для этого может служить липа или береза. При изготовлении мебели, для продления ее срока службы и очень роскошного вида, применяют ценные породы деревьев. Изделия из ореха и красного дерева могут украшать домашний интерьер не один десяток лет.

Одним из самых древних видов художественной резьбы является — геометрическая резьба. Суть этого метода заключается в том, что выполняя на поверхности дерева многогранные выемки, получается узор в виде различных геометрических фигур. Это могут быть окружности, квадраты, треугольники. Выполнение геометрической резьбы достаточно простое в исполнении и не требует каких либо сложных инструментов. Но с ее помощью получаются достаточно красивые и оригинальные орнаменты. С помощью этой технологии получаются отличные работы с изображением растительных форм. Это и листья, и ягоды, цветы и колоски. В этом исполнении очень красивы изделия как в матовой так и полированной отделке. Для нее используют мягкую древесину. Преимущественно это липа. Этот вид резьбы широко применяется в производстве шкатулок и других мелких изделиях, в производстве мебели и для украшения строений.

Одной из разновидности геометрической резьбы является контурная резьба. Она требует уже большего опыта. Здесь уже вместо геометрических фигур появляются пейзажные изображения, очертания различных предметов и композиции из цветов. Этот вид резьбы используют ля производства деревянных панно с различной тематикой. С помощью техники подрезания и надрезания дерева из-под ножа резчика выходят уже целые рисунки. Четкость изображения выполняемого узора зависит от глубины прорезаемых линий. Выполняется работа с применением этой технологии не только на древесине, но и на фанере.

Самыми сложными по технике исполнения считаются рельефная и скульптурная резьба. Эти процессы резки по дереву требуют от мастера огромного мастерства и точности. Здесь изображения отделены от общего фона и являются рельефными. В случае с объемной резьбой они представлены вообще в виде отдельной скульптуры. Для этих типов резьбы уже требуется специальный инструмент.

Не зависимо от того какой вид резьбы использует мастер, если он талантлив то он всегда сможет воплотить в дерево свое видение прекрасного, создавая настоящее произведение искусства. Каждая работа мастера полностью не похожа одна на другую, поэтому никогда на возможно найти два совершенно одинаковых изделия даже если их сотворил один мастер.

6 класс

Выбор и подготовка древесины

Если фигурки планируете мастерить небольшие, хорошим вариантом будет яблоня, не хуже – береза, кипарис, лещина. Для миниатюры с большой детализацией берут липу, ольху, клен, осину, березу и грушу. Дерево с выраженной фактурой для работ с мелкими деталями не берут.

Начинающие резчики могут сразу пробовать себя в абстрактных работах (кому-то это действительно проще), в таком случае лучше брать липу, это, пожалуй, самый пластичный материал. А вот осину приходится предварительно запаривать, дабы придать древесине мягкость.

Бревно

Заготавливают материал в конце осени или зимой, так он высыхает быстрее. Традиционно предпочтение отдают естественной сушке дерева. Для этого бревна укладывают в штабеля, накрывают навесом. И в таком положении они остаются на год. Тот материал, что предназначен именно для резьбы, распиливают до полуметра на чурки, складывают в сухом помещении.

Но заготовки современный мастер может и вываривать, и сушить интенсивным способом (инфракрасные сушилки). Кору со ствола снимают практически полностью, оставляя по краям небольшие кольца. На эти концы надевают мешки и заматывают их резинками. Речь идет о длинном бревне.

Пень

Совиная семья из пня

В процессе роста и взросления сада некоторые деревья приходится спиливать (болезнь, старость, непогода). Корчевать их своими руками – задача очень сложная, да еще есть опасность повреждения корней соседних растений и коммуникаций. Потому обычный пень можно превратить в садовый арт-объект.

Например, интересными будут выглядывающие из дупла совята или бельчата, выкорчеванные в пне. Но можно и выкорчевать пень, однако впоследствии использовать его для садовой скульптуры. С такого объекта снимается кора, пень очищается от гнилой древесины и начинается поэтапное превращение пня в скульптуру. Приготовьтесь, что нужна будет не одна просушка, покраска, шлифовка, пропитка, лакировка и т.д.

Полено

Назначение, вид и форма будущего изделия определяют выбор материал.

Как выбрать нужное полено:

  • древесина его должна иметь ровное и однородное строение;
  • рисунок древесных волокон не должен быть выразительным;
  • для резных работ подходит древесина среднего периода;
  • светлая и однородная подойдет для скульптуры лица и портрета;
  • темная и тоже однородная древесина подойдет для менее выразительных работ.

Очень часто работа мастера предполагает такую схему: заготовка материала, вываривание заготовок, первоначальное удаление жидкости, проветривание и завяливание.

Для небольших работ начинающему мастеру стоит придерживаться этой схемы, так как она выстроена по всем классическим правилам подготовки материала для деревянной скульптуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector