Картина панно рисунок роспись моя пермогорская роспись бумага гуашь

Жанровые сцены и узоры

Основой росписи является растительный узор. Трёхлопастные изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы.

На ветвях «древа жизни» пермогорские мастера обитали чудесные птицы, среди них птицы Сирин и Грифон в райских кущах.

Чаепитие. Фрагмент пермогорскойпрялки XIX в. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Узор Сирин был символом темных сил, и ему противопоставлялась в пермогорской росписи птица Гамаюн как доброе начало.

Фрагмент пермогорскойпрялки XIX в. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

В XIX веке в узор обычно вписывались жанровые сцены из крестьянской жизни. На коробах изображали семейную пару или единорогов (мифическое существо, символизирующее целомудрие, в широком смысле духовную чистоту и искания), иногда львов, охотников, ткачих, прядильщиц, сцены чаепития, посиделок.

Образ коня в пермогорской росписи

Часто встречаются кони, запряженные в карету, сани или плуг, всадник на коне или отдельный конь среди растительного орнамента. Отчетливо видна разница между изображением коня в ранний и поздний период развития росписи.

Прялка. Фрагмент. Конец XIX века , Public Domain

В конце XVIII–начале XIX века изображались грациозные белые, иногда черные или коричневые лошади с изящными, тонкими ногами. Чаще всего лошадь рисовалась уверенной сплошной черной линией по белому фону, черным цветом раскрашивалась грива и хвост.

На коне. Фрагмент пермогорскойпрялки XIX в. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

На изделиях конца XIX века уже изображение далеко от совершенства, больше похоже на детский рисунок: лошадь в виде черного или красного пятна, длинное овальное туловище, короткие ножки.

Сцены охоты

Также в ранней пермогорской росписи в сценах охоты, сбора ягод, катания в упряжке часто изображался олень. Среди растительного орнамента можно увидеть кабана, лисицу, собаку.

Анна Каренина (1873—1877)

Кадр из фильма «Анна Каренина» с Кирой Найтли — Джо Райт/Studio Canal, Working Title Films,2012

Все поклонники Толстого делятся на тех, кто любит «Войну и мир» и тех, кто любит «Анну Каренину». Еще один внушительный по объемам роман, однако, не охватывает столь обширный материал. Теперь Толстой сконцентрировался на природе счастья и несчастья семейной жизни.

Эта тема невероятно заботила автора и он пытался решить самые разные этические вопросы: можно ли оставить ребенка ради любимого человека и можно ли простить измену ради счастья детей. Кроме того, в романе есть герой, отражающий образ самого Толстого — это Константин Левин, который уходит из светской жизни и начинает пахать поле вместе со своими крестьянами.

Пермогорская роспись – история возникновения

Возникновение промысла, прославившего не просто свой регион, но и русское декоративно-прикладное искусство за пределами страны, связано с 13-ым столетием. Пермогорьем называют пристань, расположенную на самом высоком берегу реки Северная Двина. Группа деревень Красноборского района, объединенная общим названием Мокрая Едома стала родиной промысла. Мокрой Едомой именуют деревни Помазкино, Черепаново, Большой Березник и Грудинская. Именно в этих поселениях зародилась роспись, которую знают по определению «пермогорская».

Считается, что базой для возникновения промысла стала великоустюжкая роспись. А уже умельцы Великого Устюга черпали вдохновение (или попросту заимствовали) свои художественные мотивы с орнаментов восточных тканей. Потому и пермогорской, и родственной ей борецкой росписи присущи так называемые ковровые композиции. Ранние образцы северодвинских работ напоминают арабески.

Но упрекать основоположников старинной русской техники в плагиате не стоит: взаимопроникновение культур, наслоение национальных пластов, мотивов, техник, мультикультурный синтез живет столько, сколько живет мировое искусство.

Научный подход к изучению росписи северной Двины начался только в 1959 году, именно в это время Заморскому музею-заповеднику удалось организовать экспедицию в центры художественного производства. Так, только в середине 20-ого века установили три самодостаточных вида росписи — пермогорскую, ракульскую и северодвинскую (последнюю впоследствии разделят на подвиды).

Севастопольские рассказы (1855—1856)

Франц Рубо. Панорама «Оборона Севастополя 1854—1855 гг.» (Фрагмент)

Глядя на самый памятный портрет седобородого Толстого, сложно предположить, что он когда-то был бравым офицером. Тем не менее, несколько лет он служил на Кавказе, а во время Крымской войны 1853-56 годов провел почти год в Севастополе, даже командовал батареей. Это было тяжелым временем для писателя, и все ужасы войны он отразил в «Севастопольских рассказах». Первый из трех рассказов цикла был издан еще когда война была в самом разгаре и имел невероятный успех у публики, ждавшей любых сводок с фронта. В сущности, это было первое реалистическое произведение о войне.

Основные элементы пермогорской росписи по дереву

Чем де отличается эта техника от немалого количества других? Прежде всего, присуща ей высокая степень повествовательности. Каждый элемент продуман, детали выстроены в одну «говорящую» композицию. В растительном узоре просматриваются жанровые и бытовые сюжеты – художник выступает в роли красноречивого рассказчика Главные элементы техники:

Бордюры и ленточки. Не зря начало изучения росписи – это исследования окаймления работы, которое нередко недооценивает созерцатель. Именно оно придает работе завершенность, цельность, узнаваемость. Размер окаймления не крупнее рисунка, он не давит его, а комплементарно оформляет. Между каждым видом бордюра художник прокладывает монохромную полосу, смягчая переход между элементами. Треугольнички, ромбы и дуги с капельками – отличительные особенности пермогорской росписи.

Углы. В этой технике умельцы акцентируют заполнение углов

И хоть они тоже носят только вспомогательный характер, затейливость узоров в углах приковывает внимание зрителя, отображает кропотливую работу мастера.

Приписки. Это мелкие элементы, удачно заполняющие, организующие пространство расписной работы

Листочки, ягодки, «огуречники» могли быть монохромными, часто использовались они как автограф автора, служили своеобразным «фирменным стилем».

Тюльпан, трилистник, древо, птица Сирин – пермская роспись не обходилась без столь узнаваемых элементов. Тюльпан придавал работе изящества, тонкости, трилистник считался основным растительным мотивом. Древо – это сама жизнь и мудрость ее течения, птицы – вестник продолжения жизни, надежды на счастливую судьбу. Птица Сирин, как одна из визитных карточек техники, считалась обережным, счастливым символом.

Ниточки творчества могут истончаться, но прочность традиций и генетического стремления к непрерывности искусства не дают им порваться. И сегодня художники, владеющие уже новыми инструментами, программами, формами работы с изображением, продолжают традиции прадедов.

Родственники и помощники

Вместе с Антоном к Агафье летит целая делегация. На зиму женщине завозят вертолетом муку, крупу, картофель, овощи и фрукты, комбикорм для скота, живых кур и новые окна, которые поручил вставить губернатор Сергей Цивилев.

Помогать ей по хозяйству зимой летит алтайский старообрядец Алексей Уткин, который познакомился с таежными отшельниками много лет назад, будучи геологом. Уткин застал в живых почти всю семью Лыковых и неоднократно зимовал на заимке. Сейчас собирается прожить в тайге как минимум до весны.

В этот раз он планирует восстановить баню, разрушенную по весне при разливе реки. «К Новому году я должен управиться. А там, если будет возможность, вылечу на Алтай по делам, управлюсь, развернусь да пойду к Агафье пешком. Там недалеко идти, дней десять всего», — улыбается Алексей.

С Алексеем Уткиным

Уткина, с которым отшельница находит общий язык, она очень ждет. 74-летняя Лыкова нуждается не только в помощи по хозяйству, но и просто в компании, собеседнике. Уживаются с ней, впрочем, далеко не все желающие. Так, с предыдущим помощником, Георгием, Агафья не нашла согласия в вопросах веры.

«Обозлилась на него, сказала, ступай, не хочу тебя больше видеть. Не благословила его», — безапелляционно констатирует Лыкова.

Зато новообретенного родственника она видеть очень рада. Едва он объясняет, что перед ней тот самый Антон, который писал ей письма, Агафья, невысокая и улыбчивая, вышедшая встречать вертолет в стареньком пальто и теплом бордовом платке, крепко обнимает его и пускается в рассуждения о старинном роде Лыковых. Его историю отшельница знает лучше любого исследователя.

Она вообще отличается острым умом и прекрасной памятью — более чем из десятка прилетевших на вертолете Лыкова вспоминает всех, с кем хоть раз встречалась раньше. Так, говорит хорошо знающий ее Уткин, было всегда.

Достаточно познакомиться с Агафьей, и она всегда вспомнит, кто перед ней и откуда он приехал. При всем многообразии прилетающих несколько раз в год чиновников, журналистов и паломников Лыкова умудряется в них не путаться.

Мезенская

Мезенская художественная роспись по дереву зародилась в деревне Палащелье, что на берегу Мезени. Кстати, если услышите, что мезенскую роспись называют палащельской, не спешите упрекнуть собеседника в ошибке – это альтернативное название.

Шпаргалка для изучающих – мезенская роспись по лубу и дереву:

  1. Расцвет промысла пришелся на 19 столетие. Секреты творчества передавались по мужской линии. Главное предназначение промысла – облагородить крестьянский быт.
  2. Основные персонажи красочной росписи – олени и лошади. Для их изображения используются базовые цвета: черный и красный. Темный цвет добывали, смешивая сажу и раствор смолы лиственницы. Красный давала глина (а потом – сурик).
  3. Орнамент мезенский мастер наносил на негрунтованное дерево перышками тетерева либо глухаря. Мог пользоваться деревянной палочкой или кисточкой из волос.
  4. Узор представлял собой целое повествование, в котором шифровалось послание или пожелание для близких. Например, красные лошади – солнце, гуси и лебеди – души умерших родственников, ели ассоциировались с мужской силой, а оленихи считались небесными роженицами, которые даруют жизнь всему живому.
  5. Излюбленное расписное изделие – прялка. Также декорировали короба, хлебницы, и товар этот активно шел на продажу в соседние селения.
  6. Точные истоки росписи не удалось установить. Например, специалист в истории искусства С. Жегалова связывает мезенскую роспись с наскальными изображениями Заонежья. Много у мезенских мастеров общего с узорами Севера, Индикитая и Средней Азии.
  7. Сегодня дни мезенский промысел стал главной целью . Если вам тоже хочется попробовать себя в этом промысле, то можно воспользоваться обычными беличьими кистями, гуашевыми красками (впоследствии можно перейти к акрилу). Первым «опытным» изделием может быть деревянная разделочная доска, она прекрасно подходит для новичков.

Воскресение (1889—1899)

Кадр из фильма «Воскресение» — Михаил Швейцер/Мосфильм, 1960

Последний роман Льва Толстого, который он сам считал своим лучшим произведением. Это история искупления некогда распутного офицера. Он соблазнил невинную воспитанницу своей тетушки, и оставив ей деньги, не попрощавшись уехать вновь на службу. Для него это был лишь эпизод, а вот жизнь девушки была сломана — она забеременела, вынуждена была уехать, искать себе средства для пропитания.

В итоге они встречаются в суде: он в качестве скучающего присяжного, а она как подсудимая. Узнав ее страшную историю, бывший офицер переживает невероятный внутренний перелом. Он едет за девушкой на каторгу, чтобы облегчить ее существование… Роман отражает духовные скитания и самого Толстого.

Кресты и люди

Антон привез родственнице гостинцы — три метра ткани, теплый платок. Но особенно рада Агафья церковным свечам. У нее есть фонари, есть бензиновый генератор, и можно включить электрическую лампу, но свечи ведь не простые и для нее имеют сакральное значение.

В избе, среди полок, заполненных одеждой и различной утварью, для икон и священных книг отведен отдельный, чистый и ухоженный угол. Евангелие в обитом железом переплете Агафья ставит на полку обложкой вперед, а торцевую часть книги сверху заботливо накрывает чистой тряпицей, чтобы на ней не скапливалась пыль.

Лыкова скупа на движения и эмоции — ходит не по-старчески медленно, а степенно, как привыкла. Не повышает голоса, ничем не возмущается и не смеется громко, только улыбается какой-то детской, наивной и по-особому светлой улыбкой.

Пока в избе вставляют окна, Агафья показывает Антону свое хозяйство, рассказывает об иконах, листает вместе с ним священные книги и ведет на могилу Карпа Осиповича. Отец таежного семейства похоронен недалеко от дома, под почерневшим от времени простым деревянным крестом.

Такой же восьмиконечный православный крест Лыкова заметила совсем недавно, «когда вода ушла», на большом камне на дне мелкой и чистой речушки Еринат, в нескольких десятках метров от заимки.

На темном сером камне действительно видны белые прожилки в форме креста, и никто не припомнит, чтобы видел его здесь раньше. Агафья на вопрос о том, считает ли она это чудом, знаком Господним, случайным капризом природы или чем-то еще, лишь улыбается и переводит разговор на другую тему: «Вот, медведь у меня совсем обнаглел нынче. После Покрова прямо в дом приходил. А теперь вот уже и снег выпал».

У могилы отца Агафьи Лыковой Карпа Осиповича Лыкова

Так и проходит ее жизнь: ждать медведя после Покрова и встречать раннюю зиму, выращивать картофель и заготавливать сено для коз, таскать воду с реки, прясть шерсть, работать на ткацком станке и делать еще множество необходимых дел вдали от человеческого общества, наедине с собой. А ведь на это готов далеко не каждый.

«Это не просто физически крепкий, здоровый человек, таких-то у нас много, — говорит Владимир Макута, много раз бывавший у Агафьи и видавший многих ее помощников. — Одно дело день, неделю там провести. Но прямо пожить там — это должен быть крепкой веры человек. А вот этого уже достает далеко не всем».

Антон с Агафьей провел всего несколько часов, но по возвращении задумывается о том, чтобы приехать туда надолго. Не столько ради испытания веры, сколько для того, чтобы найти в лице отшельницы духовного наставника. Как знать, может, это не последний полет на заимку в жизни Антона. Контакты летчиков мы ему, если что, передадим.

Городецкая

Этот промысел родился на Поволжской земле. Жители отдельных сел Поволжья декорировали прялки резьбой, а потом немного подкрашивали резной орнамент. На нижегородской ярмарке такая продукция пользовалась немалым спросом. А потом роспись заменила вовсе резной декор (подробнее о Городецкой росписи).

5 главных тезисов – городецкая роспись:

  1. Термин появился в 30-х годах прошлого века, благодаря исследования В. Василенко. Городец был центром сбыта расписной утвари. Одним из отцов-основателей промысла стал иконописец Огуречников, местным мастерам он преподал новые приемы.
  2. Сначала мастера творили на загрунтованной поверхности, после ВОв начали использовать необработанную древесину. Рисунки, благодаря этому, стали легче и прозрачнее.
  3. Основа росписи – замалевок, теневка, разживка. Эти этапы являются главным алгоритмом художника. По композициям принято разделять 3 вида: чистая цветочная роспись, картинка с мотивом «Конь» и роспись со сложным сюжетом.
  4. Узнаваемые детали орнамента – букет, ромб, гирлянда, венок, цветная полоса. Любимой темой рисунков стали экстерьеры домов с резными ставенками, печными трубами, пестрыми наличниками.
  5. Новичок может начать с росписи простой деревянной посуды – ложек, лопаток. Акрил и гуашь подойдут для этого творческого опыта.

Техника золотого шитья

Золотое вышивание привлекает, восхищает и очаровывает глаз мастеров ручного искусства. Чтобы научиться создавать шедевры, нужно изучить некоторые стежки, основывающие весь художественный процесс:

  • «клопчек» – несложный шов, отличается переплетением, нужно изучить некоторые стежки, основывающие весь процесс рогожку
  • «городок» – шов, создающий параллельные зигзаги
  • «перышки» характеризуется горизонтальными контурами
  • «разводная клетка» повторяет абрис клеточки
  • «косой ряд» выражается хорошо выделяющимися параллельными отрезками
  • «черенок» похож на сплетение тонких равных полос
  • «Денежка» состоит из ломаных частей, соприкасающимися концами

Научившись выполнять вышеописанные стежки, создавать рукотворное искусство будет легко и приятно.

Рекомендуем посмотреть видео о пермогорской росписи.

Приступаем к работе

Приготовив все предметы, необходимые для художества, начинается выполнение  художественной работы:

  1. Берется белая без узоров тарелка и тщательно обезжиривается с помощью спирта.
  2. Подготавливается задуманный рисунок. Орнамент можно распечатать с компьютера.
  3. На площадь посудины с помощью копирки наносится выбранный узор. Нечеткие контуры обводятся карандашом.
  4. На красные фрагменты ставим меленькие точечки, закрашивая их красным цветом. Такие же шаги проводим постепенно со всеми оттенками.
  5. Тонкой кистью, с помощью черной краски создаем необходимый контур.
  6. По каемки посуды наносим карандашом геометрический орнамент.
  7. Узор окрашивается.
  8. Видимый карандашный контур уничтожается ластиком.
  9. Просушившийся орнамент покрывается сверху акриловым лаком и обжигается в духовке тридцать минут.

Готовая работа порадует вас совершенной живописностью.

Подготовка дерева

Покраска дерева предполагает выполнение комплекса работ. Перед нанесением изображения основания предметов тщательно обрабатываются: выравниваются, шлифуются и зачищаются, покрываются грунтовкой для повышения адгезии. А чтобы продлить срок службы, изделия после покраски дополнительно покрывают лаком.

Пошаговая инструкция подготовки деревянного предмета к покраске:

  1. Поверхность изделия обрабатывается наждачной бумагой (зернистость 140-180). Для обработки изогнутых частей предмета можно использовать шлифовальную абразивную губку. Шлифование нужно выполнять только вдоль расположения древесных волокон.
  2. После проведения шлифовки с поверхности необходимо полностью убрать пыль специальной обтирочной тканью. Приобрести такую ткань вместе с наждачной бумагой можно в любом хозяйственном магазине или в торговых точках по рукоделию. При отсутствии обтирочной ткани можно воспользоваться тканевой тряпкой, смоченной водой и хорошо отжатой. Протирать поверхность изделия рекомендуется даже в том случае, если шлифовальные работы не проводились, т. к. имеющаяся на нем пыль будет мешать закреплению грунтовочного материала и краски.
  3. На подготовленную поверхность деревянной заготовки наносится грунтовочный слой под покраску, который улучшает сцепление раствора с древесиной. Грунтовку можно распылять по поверхности с помощью специального баллончика или наносить кистью. Сначала рекомендуется обрабатывать переднюю часть изделия, затем боковые и в конце – заднюю.
  4. Прежде чем приступать к покраске предмета, грунтовке необходимо дать полностью высохнуть. А чтобы поверхность получилась максимально гладкой, рекомендуется первый грунтовочный слой после высыхания зачистить наждачной бумагой и покрыть следующим. Такую процедуру рекомендуется выполнять до полного исчезновения неровностей на изделии.

Разновидности

Козули

Пряники, выпеченные русскими хозяйками на Рождественские праздники, и украшенные причудливыми картинками называются “Козули”.

Выпечка создается средней величины и передает силуэт лесных либо домашних животных и разнообразных птичек. В праздники обычно изображались предметы повседневного быта, сопутствующие данной дате либо домашние животные. Незамужней женщине обычно презентовали пряник, изображающий цветок, голубку, сердечко. Необычный подарок подписывался, соответственно выбранному празднику.

Абашевская игрушка

Русское ремесло еще характеризуется изготовлением интересных глиняных свистулек, расписанных разнообразными красками.

Разноцветные узоры рукодельных поделок волнуют и вдохновляют. Совмещение красочных оттенков передают позитивные эмоции и хорошее настроение мастера, создавшего неописуемую красоту. Абашевская свистулька и ее фрагменты еще украшаются золотом и серебром. Чтобы создать усиленный контраст, некоторые места оставляют однотонными. Применяя худ. способы, ремесленник создает позитивных персонажей волшебной сказки. Эти народная деятельность передаёт в картинках жизнь и творческую деятельность простого народа.

Елецкое кружево

Елецкое кружево – старинный вид рукоделия, создающегося рукодельницами коклюшками.

Тонкое и рельефное кружево покоряет неземным великолепием. В процессе работы добавляется нить, различающаяся цветом и толщиной от основной нити. Таким образом,  создается кружевной рельеф. Небольшой, легкий, понятный муар радует взор ценителей ручного ремесла.

Ракульская роспись

Она совершается нанесением орнамента на деревянную основу золотистыми и черными красками.

Выразить ярче и эффектнее картину, помогает добавление зеленого, красного и коричневого оттенков. Основа, контуры и некоторые фрагменты окрашиваются черной краской. Как правило, характерен крупный узор, изображающий листья, лепестки, кустики и цветы. Увидев такое искусство, невозможно от него оторвать глаза, очень впечатляет и берет за душу.

Торжокское золотое шитье

Торжок и шитье золотом – взаимосвязанные понятия. Еще издавна упомянутый город славился специалистами, творящими, непревзойденное более никем, вышивание золотом.

По обычаю ремесленников, передаваемого из поколения в поколение, этот вид искусства сберегся до сегодняшнего момента, и восторгает своей богатой художественностью. Украшенные золотой вышивкой шапки, башмаки, фрагменты одежды  можно увидеть на церковнослужителях. Вышитые орнаменты составляются знатными вышивальщицами. Основным фрагментом  данного ремесла представляется роза с бутоном и листиками. Выигрышно смотрятся  в шитье завиточки, спирали, усики и блестки, перетекающие от рельефной основы к фону.

Вышивка золотом

Промысел зародился в северной части страны. И сегодня, посетив Торжок, золотое шитье можно увидеть во многих домах. Вышивать нитями из драгоценных металлов, в этом регионе считается великим делом.

Это самый красивый вид вышивки. Сначала этим методом украшали преимущественно церковные изделия. Вышивка золотом считается трудным видом рукоделия. Сегодня способ шитья снова становится популярным. Поэтому и методы выполнения придумали более легкие. Торжокское золотое шитье известно во всем мире. Работать этим способом обучались на протяжении нескольких лет.

Виды вышивки золотом

  1. Китайское золотое шитье.
  2. Вышивание с настилом.
  3. Вышивка гладью сквозная.
  4. Плоская вышивка.
  5. Вышивание канителью.
  6. Китайское шитье.

Китайское шитье

Китайская вышивка золотом охватывает все виды вышивок, в которых используется золотая нить. В процессе шитья не требуется много драгоценного металла. Потому что все нитки полностью остаются на лицевом боку. Они не выводятся наизнанку.

Сквозная вышивка гладью

В этом случае все части изображения вышиваются плоскими стежками. Они полностью покрывают ткань. В идеале вышивка золотом должна состоять из одинаковых стежков. Не исключение и изнаночная сторона.

Вышивка канителью

Вышивка канителью

Самая легкая вышивка золотом. Если вы решили вышивать с настилом, то используйте мягкие нити золотого цвета. Что касается настила, то его ложат канителью параллельно, рядами. Нитки необязательно протягивать сквозь ткань. Достаточно закрепить сверху. Рисунок получится немного выпуклым и объемным.

Золотые волокна можно прикреплять разными видами нити. Ранее использовали шелковые, но сейчас мастера работают и с хлопчатобумажными.

Если во время шитья золотая нить проходит туго сквозь ткань, то ее нужно смазать воском. Это значительно облегчить работу. Все перечисленные виды шитья золотыми нитками предадут одежде или другому изделию неописуемой красоты. В городе Торжок золотое шитье представлено в музее. Удивительные предметы интерьера и одежды поражают своей красотой.

Особенности и описание техники

Искусствоведы обязательно увидят в канве, сюжетной линии и технических особенностях пермогорской росписи по дереву отсылки к древнерусским книжным миниатюрам. Они же связаны с иконографией. Легко просматривается это на расписных прялках, основных артефактах, которые представляет пермогорская роспись по дереву.

Сюжеты оформления деревянных конструкции чаще обыгрывали два популярных варианта:

    1. Медальон с изображением птицы Сирин на фоне райских кущ. Или же несколько таких птиц, расположившихся у символического Древа жизни. В нижней части работы изображалась сцена катания на санях, свадебные обряды. Раннее творчество включает мотивы с приездом купца.
    1. Супрядки (посиделки). Девушки и женщины сидели под окнами за пряжей. В нижнем ставе изображение все того же свадебного обряда. Супрядки прокладывали свадебную тематику не только в пермогорских работах: эту событийную связь художники подметили в жизни.

Владимирская

«Владимирские узоры» — фабрика, образованная в 1971 году. Это самая интересная роспись с той точки зрения, что отдельным направлением она стала полвека назад. Это бренд сувенирной продукции Владимирской области. Очень много здесь работ на светлом, неокрашенном фоне, что прекрасно передает натуральную красоту структуры дерева. И в современном интерьере такие работы «уживутся» проще.

Владимирская роспись

Отличает владимирский промысел уникальная техника тампонирования, которая дает возможность на уже имеющемся рисунке сделать объем, передать полноцветие и глубину использованных красок. Вдохновлялись первые мастера яркими работами Мстерской вышивки. Предпочитаемые цвета – бежевый, зеленый, черный, красный. Богат во владимирском промысле ягодный орнамент, там и рябина, и малинка, и барбарис, и крыжовник.

Козули

Помимо иных видов искусства, на севере зародился один удивительный тип выпечки — Козули. Их делали как лепным методом, так и силуэтным. Известны они с незапамятных времен и считались обрядовыми. Пекли один раз в году в пру Святок.

Силуэтные пряники

Их делали чаще всего в виде животных. Для жителей севера — это основной промысел. Тесто раскатывали и из него вырезали нужную форму. Считалось, что именно выпечка таких пряников принесет удачу в хозяйстве. Готовые изделия расписывали глазурью. Традиционно использовали только два цвета: белый и розовый. Они символизировали снег и северное сияние. Самыми распространенными фигурками козуль, которые можно увидеть и сегодня являются олень и птица.

Также существует несколько традиционных нюансов:

  • фигурки зверей должны смотреть влево;
  • изображения людей делают только в фас;
  • животные изготовляются только в профиль;
  • у основания должна быть полоска (символ земли).

Лепные пряники

Пришли они к нам тоже из далекого севера. Такие козули считались оберегами и приносили удачу, богатство, урожай и т. д. У каждого изделия было свое предназначение.

Как готовятся лепные пряники

Из ржаной муки, воды и соли замешивается грубое тесто. Далее приступаем к изготовлению. Для этого сначала скатывают шарик, затем толстенькую колбаску, которую делают грушевидной формы. После того выполняем животик и мелкие детали: рожки, ножки, хвостик. Сырые ставят в холодное место на 24 часа. Далее их выпекают до золотистого цвета. Готовые пряники нужно несколько раз опустить в кипяток. От этого фигурки становятся светлыми, гладкими и крепкими.

Пермогорская

Пермогорье – пристань на самом высоком берегу Северной Двины. Считается, что великоустюжская роспись поспособствовала возникновению пермогорской. А уже промысел Великого Устюга появился за счет вдохновения орнаментами восточных тканей. Так, пермогорские ранние работы напоминают арабески. Такое взаимопроникновение искусства и культур – частая история, которая в итоге образует уникальный продукт.

Особенности техники:

  • птица Сирин и райские кущи – узнаваемый мотив пермогорцев;
  • посиделки или супрядки – девушки за пряжей стали классическим мотивом;
  • бордюры и ленточки – это окаймление делает работу завершенной;
  • приписки – мелкие элементы заполняли пространство работы, это были различные листочки и ягодки, которые можно даже считать своеобразным автографом автора;
  • продуман каждый элемент, чтобы его детали сложились в повествовательную композицию;
  • цвета яркие – красный, зеленый, светло-оранжевый, черная окантовка.

Пермогорская роспись будет удачным вариантом для первых проб в изучении таких направлений. Пробовать эту роспись по дереву можно акриловыми красками, так как они придадут большую яркость выразительным работам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector