Декоративное искусство

Хохлома

В 17 веке в селе Хохлома, что в Нижегородской губернии, зародился одноименный народный промысел. Здесь было много монастырей, и в мастерских при них изготавливали деревянную посуду. Она нуждалась в последующей росписи, на что местные мастера не жалели красок. Они были сочными: радикальный черный, жизнерадостный красный, богатый золотой, иногда – зеленый и желтый.

На посуду мастера клали специальный серебряный оловянный порошок, изделие покрывали лаком и несколько раз обрабатывали в печи. И на дереве появлялся неповторимый золотистый оттенок.

Хохлому называют русским золотом не только потому, что золотой – ее главный цвет. Среди русских ремесел это самое известное в мире направление. Оно ассоциируется у всех с подлинным русским шиком, размахом, точностью и тонкостью работ.

Стилизация в декоративно-прикладном искусстве

Декоративно-прикладное искусство имеет свой язык и свои законы. Выражая представление о прекрасном своими специфическими средствами, оно никогда не стремится слепо копировать окружающий мир, а передает только самое характерное и выразительное. Художник творчески перерабатывает формы, найденные в природе, с учетом конкретного материала, его декоративных достоинств и особенностей технологической обработки.

Язык декоративно-прикладного искусства отличается стилизацией или, напротив, необычайной точностью форм; выявлением и обыгрыванием фактуры и пластических свойств материала; использованием орнаментов, включающих как мотивы традиционных изображений, так и авангардные формы. Композиционное построение декора в предметах декоративно-прикладного искусства всегда основано на гармонии частей и целого.

Стилизация в изобразительном искусстве известна с древнейших времён. Как метод художественного творчества она достигла высокого уровня в ассирийско-вавилонских, персидских, древнеегипетских и древнегреческих орнаментах, в которых наряду с геометрическими линиями и узорами часто использовались стилизованные с высокой художественностью и вкусом объекты флоры и фауны, как реальные, так и вымышленные, и даже фигуры людей. В наши дни орнаментальные композиции с элементами стилизации находят широкое применение в настенных росписях, мозаике, лепных, резных, чеканных и кованых украшениях и изделиях, в вышивке, в расцветке тканей.

Творческая стилизация в изобразительном искусстве обязательно носит индивидуальный характер, подразумевает авторское видение и художественную переработку явлений и объектов окружающей действительности и, как результат, отображение их с элементами новизны.

Наряду с творческой стилизацией существует подражательная стилизация, которая предполагает наличие готового образца для подражания и заключается в подражании стилю той или иной эпохи, известным художественным течениям, стилям и приёмам творчества того или иного народа, стилям знаменитых мастеров. Однако, несмотря на уже имеющийся образец, подражательная стилизация не должна иметь характер прямого копирования. Подражая тому или иному стилю, создатель стилизованного произведения должен стремиться внести в него свою индивидуальность, например, избранным сюжетом, новым видением колорита или общим композиционным решением. Именно степень этой художественной новизны и будет, как правило, во многом определять ценность стилизованного произведения.

При создании изделий декоративно-прикладного искусства наиболее плодотворным является метод творческой стилизации

Более удачным названием этого важного художественного метода могло бы быть не стилизация, а интерпретация, которое более точно передаёт сущность и особенность этого творческого процесса: художник смотрит на объект из окружающей жизни, интерпретирует его и эмоционально передаёт так, как он его чувствует, ощущает. Другими словами, он как бы заново создаёт этот натуральный объект, но уже в виде художественного символа

При этой интерпретации лучше всего следовать творческому принципу триады: «Познать, оценить и улучшить».

Декоративная композиция – это композиция, имеющая высокую степень выразительности и модифицированные, стилизованные или же абстрактные элементы, которые придавая ей декоративный вид, усиливают её чувственное восприятие. Таким образом, главной целью декоративной композиции является достижение ею максимальной выразительности и эмоциональности с частичным или же полным (в беспредметных композициях) отказом от достоверности, которая становится излишней или даже мешающей.

Основные общие черты, возникающие в процессе стилизации у объектов и элементов декоративной композиции, — это простота форм, их обобщённость и символичность, эксцентричность, геометричность, красочность, чувственность.

Декоративной стилизации свойственна обобщённость и символичность изображаемых объектов и форм. Этот художественный метод подразумевает сознательный отказ от полной достоверности изображения и его подробной деталировки

Метод стилизации требует отделить от изображения всё лишнее, второстепенное, мешающее чёткому визуальному восприятию с тем, чтобы обнажить сущность изображаемых объектов, отобразить в них самое главное, привлечь внимание зрителя к скрытой до этого красоте и вызвать у него соответствующие яркие эмоции

С развитием дизайна в области интерьера возникла необходимость создания произведений декоративно-прикладного искусства, которые без стилизации не будут отвечать современным эстетическим требованиям.

Ход НОД.

Открытка приглашение…

Дорогие дети группы «Буратино», приглашаем вас на выставку картинной галереи декоративно- прикладного искусства, но чтобы вам далеко не ехать, эта выставка к вам приедет сама.

Мастера и мастерицы

Воспитатель: А вы знаете, что такое декоративно – прикладное искусство?

Дети: Это искусство изготовления красивых предметов для дома.

Воспитатель: Хорошо, а вы хотели бы побывать на такой выставке? (ответы детей)

Воспитатель:Но чтобы туда отправиться, нам необходимо вспомнить, правила поведения в картинной галереи.

Дети:

1. Не кричать.

2. Не толкаться.

3. Внимательно рассматривать экспонаты.

4. Отвечать на вопросы воспитателя.

5. Быть вежливыми.

Воспитатель: Ну, хорошо, тогда в путь.

(Подходим к выставке с изображением дымковских игрушек)

— Посмотрите! Эти вот картины нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России чуда-люди – мастера!

(демонстрирует дымковские картинки с игрушками)

Чем знаменито Дымково?

— Игрушкой своей

Зимними вечерами жители села Дымково расписывали разряженных щеголих, лихих всадников, важных индюков, создавая неповторимые образы. Форма игрушек плавная, а силуэт отличается легкостью и округлостью. У барышень всегда пышная прическа и нарядный головной убор. Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью, яркостью в росписи.

-Знакомы вам игрушки, которые нарисованы на картинках? (ответы детей)

— Как вы думаете, Из чего сделаны эти игрушки?

Дети: из глины

Воспитатель:

— Если они сделаны из глины, то какие они (глиняные)

— А если бы их вырезали из дерева, то какими они были (деревянными)

— Ребята, какую цветовую гамму для росписи игрушек используют мастера (красный, оранжевый, жёлтый, синий, коричневый)

— Да, и краски эти яркие, праздничные. А какие элементы дымковской росписи вы знаете? И что они означают?

Дети: Круг – в дымковской игрушке означает солнце, волнистые линии – воду, а пересечение прямых линий — землю.

Воспитатель: правильно дети, вот послушайте, как красиво сказано о дымковской росписи

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

Физкультминутка. Подвижная игра «Подарки»

Дети встают в круг, в центре стоит водящий.Дети идут по кругу со словами:

Принесли нам всем подарки

Что захочешь, то возьмёшь

Вот вам кукла с красной лентой,

Конь, волчок и самолёт

(водящий выбирает подарок, и игра начинается сначала)

— А в сейчас ещё один сюрприз от мастеров. Эти игрушки – тоже яркие, веселые, добрые и шумные.

Есть под Тулой деревенька,

Филимоново зовут.

И живут там мастерицы,

Что добро в дома несут.

И не злато, серебро —

Филимоновской игрушкой

Называется оно.

— Ребята, какие игрушки вы видите здесь? назовите их (дети называют козлика, лошадку, барыню, свинку)

— Вы помните стихотворение об уточке? Кто помнит помогайте.

Ой, свистулечка какая,

Утка полосатая,

Необычная, смешная,

И чуть-чуть пузатая.

-Подожди минуточку

Ты откуда уточка?

Уточка свистит моя:

-Филимоновская я!

— Давайте поиграем. Я буду называть игрушки в единственном числе, а вы во множественном

Д/и «Один — много» (одна барышня – много барышень, один всадник – много всадников, один козёл – много козлов, одна корова – много коров, один конь – много коней).

— А какие на этих игрушках узоры нарисовали мастера?

Дети: на игрушках нарисованы разноцветные полоски, ёлочки, солнышки.

Воспитатель: Какие основные цвета использовали мастера?

Дети: основные цвета на игрушках красный, жёлтый, зелёный, синий.

Воспитатель:

— Ребята, посмотрите, а здесь ещё сундучок спрятан! Давайте посмотрим, что в нём.

— Здесь игрушки (две дымковские и две филимоновские)

Д/и «Третий лишний» (назовите лишнюю игрушку)

Ребята, в сундучке ещё есть силуэты игрушек и письмо о том, что мастера хотели бы, чтобы вы их расписали. Но выбирать виды росписи будете вы сами. На столах вас ждут краски, кисточки и баночки с водой. Вы можете приступать к работе.

Ход занятия.

В. — «Недалеко от Москвы раскинулось небольшое старинное село Жостово. Многие знают название этого села. Народные мастера давно начали создавать здесь лакированные жостовские подносы.

Важная роль в развитии традиций декоративнойжостовской росписи принадлежала старейшим мастерам: И. Леонтьеву, М. Митрофанову, П. Плахову и другим. Традиции своеобразного мастерства постоянно обогащаются творческим трудом большого коллектива.Сегодня в Жостове так же работают знаменитые мастера: В. Графов, Н. Антипов, Е. Лапшин и другие.

Роспись каждого подноса своеобразна и неповторима, так как выполняется она без всяких образцов. Среди жостовских вещей не найти двух совершенно одинаковых, ведь все мастера работают творчески, не копируя чужие образцы и не повторяя собственные. Изготавливают подносы из обычного листового железа. Прежде они вырезались из железного листа и ковались вручную, а сейчас выполняются на механических прессах.

Выкованное изделие грунтуют, шпаклюют, лакируют, делая их поверхность безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками, покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака

Наиболее важной операцией, требующей подлинного творчества, является роспись, изображающая чаще всего красочные бутоны цветов

Роспись выполняется в несколько приемов.Начинается она с замалевки: разбеленными красками намечается общий силуэт изображения, расположение основных пятен. «Замалеванные» подносы сушатся в печах в течение нескольких часов. Следующим этапом являются «тенежка и «прокладка»строятся формы цветов и листьев: сначала наносят прозрачные тени, затем плотными, яркими красками «прокладываются» светлые места росписи. После этого следует «бликовка», то есть нанесение белильных мазков (иногда слегка подсвеченных, уточняющих все формы. Завершается роспись изящной графикой «чертежки» легко обегают по контуру лепестки и листья,по контрасту выразительно подчеркивая их сочную живопись: мелкие веточки, не случайно называемые «привязкой», смягчают переход к фону.

Расписные подносы составляли неотъемлемую часть русского быта. Их можно было увидеть в трактире или чайной, на праздничном столе, степенном чаепитии в крестьянском или купеческом доме. Очень популярны подносы и в наше время. В современных интерьерах их часто используют как красочные настенные панно, привлекающие своей солнечной красотой, обаянием рукотворности, печатью творческой индивидуальности мастера.

Жостовские подносы имеют разнообразную форму. Они могут быть круглыми, прямоугольными, треугольными, фигурными – фестончатыми, гитарными. Обычно подносы бывают черного цвета,но могут быть и другими: зелеными, синими, фиолетовыми, «золотыми», красными, «под слоновую кость». На подносах изображают яркие, красивые цветы, фрукты и ягоды, сказочных птиц. Многоцветные букеты, венки, гирлянды – розы, мак, шиповник, астры, тюльпан,силек украшают поднос. Цветы выступают из ночной темноты фонов яркими красочными переливами. На подносе они выглядят живыми.

Мастера чаще всего пишут красочные букеты. В композициях много места отводится гладкому фону, который обладает красивой поверхностью, эффектно играющей на свету. Изображение цветов отличается особой мягкостью и округлостью рисунка. Сначала подносы украшают крупными цветами (розы, георгины, а затем небольшими цветами, бутонами. Цветы постепенно зарисовываются, появляются стебли букетов, листья, травинки. Букет в центре подноса кажется плотным и ажурным, так как сквозь него просвечивает темный фон. Пустоты между цветами и листьями заполняются более мелкими листочками и стебельками. Мастер все время уточняет форму букета, цветы становятся словно живыми. Последние мазки, блики, черточки, семена, мелкая травка, и осталось только нарисовать золотую кайму – орнамент по краю подноса (легкие завитки, волнистые, переплетающиеся линии). Жостовские подносы всегда дарят людям радость и красоту.»

Вопросы к детям

• Какой поднос вам понравился больше всего и почему?

• Какой фон чаще всего используют мастера Жостова?

• Чем жостовские подносы отличаются от других лаковых промыслов – Палеха, Федоскино?

• Где и для чего можно использовать жостовские подносы?

Полочка красоты.

• Жостовские подносы

• Палеховские шкатулки (иллюстрации)

• Разные лаки (мебельный, для ногтей)

• Разные краски (масляные, акварельные, гуашь)

• Разные кисти (беличьи, щетинные, макияжные)

Каков уровень развития народных промыслов после развала СССР?

Источник

Россия — одна из немногих стран, сохранивших традиции народных художественных промыслов, которые являются не только национальным достоянием, но и частью мирового культурного наследия. Они пережили войны и революции, и дошли до нас.

Исследование и анализ тенденций развития народных промыслов показывают, что с середины 1990-х годов они находились в критическом состоянии. По данным ассоциации «Народные художественные промыслы России», с 1990 года более 140 предприятий художественной промышленности прекратили существование (включая традиционные народные промыслы — вятское кружевоплетение, воронежское, ивановское и карсунское ручное художественное ткачество, хлудневская глиняная игрушка, мстерская вышивка и др.), а объём производства и численность работников в среднем по оставшимся предприятиям сократились более чем в 15 раз. Более 100 предприятий обанкротились с 1990 по 1998 годы, когда был нанесён основной удар по народным промыслам. По состоянию на 2010 год ещё 42 предприятия перестали функционировать. На оставшихся предприятиях — низкий уровень зарплаты, износ основных фондов составляет от 60 до 100%.

В СССР все предприятия народного промысла работали по госзаказу, была существенная государственная поддержка. Продукция централизованно закупалась, развозилась по магазинам, уходила на подарки высоким иностранным гостям. В больших городах действовали крупные художественные салоны, где были представлены все изделия народных промыслов. Регулярно проводились ярмарки в Лейпциге и Эдинбурге — традиционный русский сувенир бойко шёл на экспорт… Потом на смену госзаказу пришёл «рынок» и капризная западная мода.

То, что прежде считалось «вековым наследием», для новых русских превратилось в китч. А для иностранцев и он оказался недоступен — разбитые дороги и отсутствие дружелюбной туристической инфраструктуры отрезали от мастеров даже фанатов: предприятия народного промысла преимущественно находятся в селах, до которых было просто не добраться. В итоге сегодня никакой сети распространения традиционных предметов национальной гордости нет. Предприятия просто не в состоянии открывать сбытовые точки — им бы было чем за свет заплатить.

Если в Советском Союзе на предприятиях народных художественных промыслов трудилось около 100 тысяч мастеров, то сейчас хранителей «национальной идентичности» на необъятных российских просторах — меньше 20 тысяч.

Типовая картина: на предприятиях, где раньше работали 200—300 человек, осталось 15 и все пенсионного возраста. А работают больше по привычке, чем за деньги,— на трети некогда знаменитых фабрик зарплата не больше 10 тысяч рублей. Естественно, за такие деньги молодёжь не сядет расписывать жостовские подносы, корпеть над богородской резьбой, елецким кружевом или федоскинской миниатюрой. Девяноста девяти процентам народных промыслов нужна экстренная помощь.

Как считают некоторые эксперты, ещё буквально пять лет, и лишимся оставшихся. Сохранятся разве что совсем маленькие мастерские. Промыслы сегодня невыгодны, а ведь Россия является, возможно, единственной в Европе, да и в мире, страной, где сохранился такой пласт национальной культуры. Это же не просто сувениры, а произведения искусства, на 80—100% ручной труд.

Стоит отметить, это не очень хорошо прозвучит, но мы ведь «торгуем культурой». Если не будем свою культуру поднимать, то к нам придёт чужая. Она уже идёт с экранов телевизоров, со всяких рекламных конструкций, из СМИ, и нашу культуру забивает своей массовостью, нашу — практически не видно.

Государство сегодня помогает и банкам, и автомобилестроителям, и другим отраслям промышленности, а на промыслы, которым нужны копеечные суммы, денег найти не может.

Владимир Путин на одном из заседаний государственного совета сказал:

Были и соответствующие поручения президента. Но никаких реальных улучшений не наблюдается. Если и есть поддержка, то она не адекватна сегодняшним реалиям. Дают, образно говоря, 100 млн рублей на компенсацию затрат по электроэнергии, по выставочной деятельности, и из них тут же отбирают 20% налога на прибыль. А какая прибыль, когда речь о компенсации затрат?

В 2016 году предприятия произвели продукции на 5 млрд рублей, но продать её они не могут, у трети предприятий рентабельность от 0,1% до 3%, больше половины — убыточные.

Материалы для творчества

Природа служила для мастеров главным источником вдохновения. Воплощая в своих произведениях образ окружающего мира, авторы старались ничего не копировать буквально. Эта взаимосвязь читалась в деталях и штрихах, в том числе и в народном костюме.

Самобытный элемент культуры создавался в процессе творчества с учетом народных национальных традиций. В течение веков одежда видоизменялась, но типичные элементы кроя, орнамента, определенные материалы и украшения, свойственные русской одежде, сохранились по сей день.

К особенностям, характерным для костюма XVII—XIX вв. еков, относят прямой, расширенный книзу силуэт изделия и рукавов. Мастера использовали домотканую, а позднее фабричную ткань, отделывали костюм вышивкой, кружевом, шитьем, мехом, тканью другого оттенка, за счет чего человеку удавалось выразить определенные чувства. Недаром говорят, что цвет — это язык народа. Ведущими цветовыми тонами в народной одежде являются красный и белый.

С народным искусством и фольклором связана история русской игрушки. Основными материалами для ее изготовления были дерево и глина. Считалось, что игрушка способна оберегать ребенка от болезней, переманивать хворь на себя. Существовало, например, поверье, что, посвистев в глиняную свистульку и сказав «Пусть порча перейдет на того, кто ее послал», человек выздоравливал.

Любая народная игрушка несла в себе определенные символы. Она оберегала, веселила, помогала ребенку постигать мир. Её всегда хотелось взять в руки не только детям, ведь каждый такой красочный предмет был согрет теплом человеческих рук, дарил любовь и красоту.

Глина, из которой делали свистульки, всегда считалась одним из самых древних материалов. Повсюду, где имелись её природные запасы, мастера изготавливали миски, кувшины и другие предметы, необходимые в быту.

Новые и популярные техники

Творчество постоянно остаётся востребованным, но всё время меняется. От древних направлений постепенно отказываются (например, ручное ткачество практически полностью вытеснено фабричным производством), но в то же время происходит постоянное развитие новых техник в декоративно-прикладном искусстве. Их можно разделить между собой по материалу или типу рукоделия.

С использованием бумаги

Бумага — удобный материал для творчества. Она относительно дешёвая и имеет большой ассортимент по цветам, размерам и плотности. Помимо скрапбукинга, в список видов искусства с использованием бумаги входят:

  • Радужное складывание — голландская техника создания декоративных элементов и открыток из бумаги. Заключается в нарезании и складывании под углом тонких полосок на заранее созданный шаблон. Одно из главных условий успешной работы — гармоничное сочетание оттенков.
  • Бумагопластика — формирование полых скульптур. Техника не имеет отношения к оригами, поэтому для работы понадобятся дополнительные приспособления (клей или двусторонний скотч, проволока, декоративные элементы и другое).
  • Декорирование и создание объёмных фигур с помощью гофротрубочек — полос гофрированной бумаги, накрученных на палочку или карандаш, а затем сжатых. Благодаря такой подготовке материал хорошо держит форму. Из него можно делать цветы и другие поделки.
  • Квиллинг — искусство бумагокручения, в результате которого можно получить как плоские, так и объёмные композиции. Готовая работа обычно состоит из нескольких скрученных в спирали длинных и узких полосок, каждая из которых называется модулем.
  • Папье-маше — изготовление изделий из бумажной массы с клеящим веществом. Это очень популярный способ получения игрушек и масок, характеризующихся хорошей прочностью.

По типам рукоделия

Эксклюзивным мальтийским плетением является ганутель. С его помощью создают блестящие, изящные и лёгкие цветы. В работе используются спиральная проволока, нити и бисер. Но некоторые мастера включают в работу даже настоящий жемчуг.

В живописи популярность набирает техника, называемая энкаустикой. Она заключается в рисовании расплавленными красками, связующим веществом в которых является воск. Благодаря необычности состава и состояния применяемых материалов картина получается очень яркой.

Для создания изображения также может быть применена нитяная графика — вышивка шерстяными или шёлковыми нитями по картону или бархатной бумаге. Шитьё можно осуществлять в технике пэчворк. Она заключается в нашивании тканных и вязаных элементов на основу. Чаще всего пэчворк применяют для создания покрывал или сумок.

В технике оригами можно использовать не только бумагу, но и ткань. Если это натуральный шёлк, рукоделие называют Цумами Канзаши. Из ткани складывают цветы, формируя лепестки с помощью щипчиков или пинцета, а затем наклеивают их на основу. Украшение обычно используют для шпилек и гребней для волос, но ему можно найти и любое другое применение.

Каждый человек в разнообразии видов искусства может найти то занятие, которое будет ему по душе. Оно, безусловно, будет полезным, ведь, помимо положительных эмоций, мастер получает красивую вещь, которую можно продать, подарить или просто оставить у себя и любоваться собственноручно выполненным произведением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector