Мастер-класс по мезенской росписи для начинающих: поэтапное рисование

Лошади и олени

Какими представляет фигуры животных мезенская роспись? Элементы рисунка предельно просты: прямоугольники-торсы с мощными выпуклыми шеями и волнообразно изогнутыми ногами. В изображении коней щедрыми штрихами набросаны гривы и хвосты. Крупные ветви рогов отличают оленей. Вокруг разбросаны крошечные спиральки, черточки, кружочки, звездочки, благодаря которым создается ощущение стремительного движения: в вихре снега или пыли скачут животные.

Конь — главная фигура в творчестве мезенских авторов. Он имеет значение оберега, символизирует семейные ценности, благополучие и счастье. Условность изображения, а также подрисованные к ногам в нижней части перышки, намекали на неземное происхождение этих героев, которым отдавала особое предпочтение мезенская роспись. Лошадь раскрашивали в красный цвет или штриховали мелкой решеточкой, реже контуры заполняли черной краской.

Олени или лоси олицетворяли счастье и появление чего-то нового. Задевая рогами тучи и облака, они могут вызвать дождь или бурю. Обычно художник схематично рисовал один выразительный рог, касающийся спины животного.

Расписываем деревянную заготовку своими руками разными красками и учимся закреплять результат

Кто не знаком с разными видами красок, тому будет интересно узнать больше о том, как ими пользоваться при работе с деревом, и какой при этом будет результат.

Гуашь

Гуашь — краска для удовольствия. Она словно создана для работы с простыми сюжетами, легка в нанесении, не растрескивается и не пачкается.

ФОТО: mr-shkaff.ruГуашь наносят на базу, а потом покрывают лаком, давая просохнуть каждому слоюГуашь

Акварель

Акварель – не самый удачный выбор для окрашивания деревянной поверхности. Тем не менее, многие мастера успешно используют её, избегая обещанного набухания дерева от излишней влаги.

Раскрашивают элемент сюжета мокрой кистью без краски, а затем уже наносят цвет. Первым делом расписывают крупные участки и элементы, а затем уже окрашивают мелкие детали и выполняют детальную прорисовку.

ФОТО: gidpokraske.ruЖивопись обретает некую лёгкость и воздушность с плавными переходами от света к тени, но рельефность будет отсутствовать

По окончании окрашивания и высыхании слоя краски, требуется покрытие лаком.

Акварель

Акриловые краски

Акрилом любят пользоваться и начинающие, и опытные мастера. Краска очень легко ложится на дерево, не растекается и выглядит очень ярко.

ФОТО: ampottery.comПлюсом является отсутствие необходимости лакировать поделку, если она просто декоративнаяАкриловые краски

Масляные краски

С маслом новички работают редко. Их нужно уметь разводить посредством олифы или льняного масла, а только потом приступать к творчеству.

Масляные краски дают очень стойкую и яркую палитру. Они подходят для любого вида живописи. Сохнуть изделие будет долго, особенно, если краска разводилась льняным маслом. Это самый долговечный вариант окрашивания.

Масляные краски

Анилиновые краски

Бюджетно будет использовать анилиновые краски. Ими можно окрасить разные предметы из дерева, особенно часто их берут для росписи сувениров.

ФОТО: store.russianarts.onlineРисунки получаются сочными, яркими, а работа не сулит никаких сложностей. Перед их нанесением нужно дважды прогрунтовать основу

К сожалению, с течением времени анилин способен выгорать, поэтому изделия не ставят под прямые солнечные лучи или покрывают лаком с функцией защиты от ультрафиолета.

Анилиновые краски

Темперные краски

Темпера – люксовая краска, которая даёт возможность создать истинный шедевр. Ею окрашивают те предметы, которые можно даже передать по наследству, сделать особенный подарок кому-то дорогому.

ФОТО: rubankom.comТемпера делается на основе яичного желтка или растворе клея

Краска после высыхания уже не смывается и не растрескивается. Состоит краска из эмульсии и красящего пигмента.

Темперные краски
Темперные краски

Шаг 1. Создаем орнамент для тарелки

Начнем с изображения тарелки. Растягиваем круг  с обводкой красным цветом и заливкой цветом F9E2AE.

Толщину обводки подберите, как говорится, на глаз.

Добавляем еще один контур, это круг. Обводку задаем красным цветом, а вот заливку можно отменить. Толщину обводки сделайте меньше чем у внешнего круга приблизительно в три раза.

Теперь создадим орнамент между двух обводок. Очень часто в орнаментах мезенской росписи присутствуют треугольники. Так мы и поступим.

Рисуем треугольник с красной обводкой. Внутри первого треугольника нарисуйте еще один треугольник с заливкой черным цветом. Далее выравниваем оба контура и группируем Ctrl+G.

Теперь нам необходимо несколько копий этого треугольника. Точное количество нужно подобрать опытным путем. У меня получилось 27 штук. Для «размножения» используем Ctrl+C/Ctrl+V.

После создания нужного количества копий рисуем окружность радиусом меньше внешней обводки и больше внутренней. Выделяем все элементы (треугольники и окружность) и заходим в меню Объекты-расставить.

В закладке Полярные координаты указываем По последней выбранной окружности и жмем Расставить.

В результате имеем треугольники расставленные по окружности. Если необходимо увеличить или уменьшить количество треугольников, то отменяем расстановку Ctrl+Z, затем добавляем (удаляем) треугольники и опять расставляем.

Так как я буду добавлять еще элементы в орнамент,  между треугольниками я оставил свободное пространство.

Рисуем еще один элемент орнамента- елочку, ее размер сопоставим с треугольником. Для этого используем кривые Безье. Рисуем вертикальную линию, а потом добавляем ветки справа и слева.

Выделяем элементы елочки, группируем. Затем «размножаем» и опять расставляем по окружности как на предыдущем шаге. Группируем все елочки.

После группировки размещаем между треугольниками. Выравниваем. Отлично.

Рисуем еще одну окружность красного цвета внутри созданного орнамента.

Между двумя внутренними окружностями размещаем еще один простенький орнамент. Для этого рисуем два круга (на рис. слева), накладываем и применяем операцию с контурами Разность. Дублируем полученный элемент (на рис. в центре) и отражаем по горизонтали. После чего группируем оба элемента (на рис. справа).

В очередной раз «размножаем» элемент орнамента и размещаем по окружности. Выравниваем все элементы тарелки и группируем. Фу-у-у, готово.

Символизм мезенской росписи

Элементы мезенской росписи

Благодаря мезенской росписи можно проследить морфологические
воззрения народов Севера. Рисунок состоит из нескольких ярусов – краеведы и этнографы
пришли к выводу, что это отголоски шаманских традиций. Эти «этажи» изображают
миры: нижний, средний и верхний. Считается, что там, где изображены кони, олени
черного цвета – это мир мертвых, красного – живых, а птицы, которых можно увидеть
на самом верху – это мир духов.

При этом кони являются символом плодородия (не только урожая
на полях, но и деторождения).

Ярусы разделены линиями. Пряма – это земля, но при этом она
же означает и небо. Тут зависит от того, где ее нарисовали внизу или сверху.
Самые старые мифы говорят, что человека боги сотворили из глины, потому земля —
это еще и символ материнства, первородства. Может она быть изображены, в данном
случае, в виде повторяющего знака «квадрат»

Немаловажный элемент мезенской росписи – вода. Если вы
подумали, что ее изображают волнистой полосой – то не всегда. Вода рисуется
косыми чертами – это и дождь, и снег, и град.  Волнистая линия, которая может быть водой
всегда соседствует с прямой линий земли или небесной тверди. Если внизу – это реки,
а если с небом – облака. Так же часто рисуются рядом утки.

Следующий элемент – это ветер, воздух. Тут все просто – он рисуется
черточками горизонтальными, которые разбросаны по всей поверхности орнамента.
Также они могут означать духов.

Древние матер изображали и обуздание стихии ветра: черточки
наносились на две перекрещенные косые черты – как бы лопасти мельницы.

Огонь – он греет, защищает, но может быть и страшной
неистовой стихией. Его считали живым наши предки, ежегодно обновляли, «поселяя»
в печь новы огонек, полный сил. Также огонь ассоциировался с солнцем в мезенской
росписи его изображают в виде спиралей.

В мезенской росписи изображают животных: коней, оленей,
уток. Есть рисунок деревьев, особенно часто можно увидеть ели: да одинаковых и
посредине одно большое. Такие орнаменты встречают на росписи мебели, прялок.

Можно найти и бьющихся на конях всадников. По всей видимости
– это изображение духов или богов. Неземное происхождение героев таких сюжетов подтверждают
солярные знаки – спирали возле ног коней, да и их внешний вид с неестественно-тонкими
ногами, решетчатым рисунком на теле. Часто можно увидеть у таких лошадей вместо
копыт – перья. Такой знак говорит о небесном происхождении животных или о том,
что они из Прави. (Три мира: Явь, Навь, Правь)

Олени рисовались одинаково с лошадями, только у них вместо
гривы – рога.

Кратко о мезенской росписи… не получится

Символы мезенской росписи – это морфология древних северных народов. Сам рисунок ее имеет много ярусов, что говорит о шаманизме. В мезенской росписи животные обычно нарисованы внизу и посредине орнамента, верх мезенской росписи – птицы. Кони черного и красного цвета могут означать мир живых и мир мертвых. Солярные знаки намекают на божественное присхождение.  Лошади в мезенской росписи могут являться и оберегами. Как голова коня на коньке крыши избы, которую и сейчас часто можно увидеть в деревнях и селах.

Каждый ряд друг от друга отделяют полосы, на которых рисунок повторяется. Прямая линия, возможно, обозначает Землю и Небо. Если она наверху – то значит твердь небесная, внизу – земная

Если вы хотите знать, как нарисовать мезенскую роспись, то на эти нюансы обязательно надо обращать внимание и знать, что значит тот или иной символ

Древние мифы, не все, но очень многие, гласят: первого человека боги сотворили праха, земли и глины. Потому земля для наших предков – это праматерь. Ее в мезенской росписи изображают в виде квадрата.

Важный символ мезенской росписи – вода.
Ее воспринимали не только как реки и озера, но и как дождь. Ведь не будет дождя – не будет и урожая. Косая полоса и орнамент на ней как раз и отвечают за ливни и грозы.

Волнистая линия характерна для любых рисунков мезенской росписи. Скорее всего она означает реки, озера, моря, так как постоянно сопровождает водоплавающих птиц.

Короткие штришки, разбросанные по всему рисунку мезенской росписи – это ветер или воздух. Он является важным, первоосновным элементом всей природы. Часто ветер представляли в виде духа, которого можно почувствовать, но не увидеть. У славян был для него даже отдельный бог – Похвист, который управлял ветрами и бурями.

В орнаменте мезенской росписи можно увидеть и обуздание стихий: штрихи как будто нанизаны на прямые линии, которые нарисованы крест-накрест. Больше всего этот знак будет похож на лопасти ветряной мельницы – ветер был пойман и поставлен в услужение человеку.

Огонь
Очень сильная часть всего орнамента. Огонь и страшная сила, неуправляемая стихия, и то, что не дает погибнуть человеку в холода, позволяет готовить пищу и так далее. К тому же огонь – это еще и божественная энергия.

Предки наши думали, что огонь живой. Он стареет, умирает, его надо раз в год приносить из святилища и зажигать заново, чтобы новорождённый огонь был сильный, яркий, горячий. Возможно он был воплощением солнца, как бы сейчас сказали – аватаром.

По мнению этнографов, знак огня – это круг или спираль. Так как это схематично изображает движение солнце по кругу. В мезенской росписи спирали есть везде, они раскиданы щедро, и как солнце согревают весь узор.

Спираль в принципе имеет довольно много самых разных значений. В славянской символике это может также означать коловорот – то есть годовой цикл. Если спираль рисуется как нисходящая, то это знак женского начала, а восходящая – мужского. Двойная спираль была оберегом и символизировала собой плодовитость и рождение здоровых детей, большую семью.

Мезенские рисунки несут в себе тему плодородия. На них можно найти поля, семена, растительные и цветочные узоры, плоды. Если узор располагается в два ряда, то символика изобилия будет нанесена в шахматном порядке.

В орнаментах мезенской росписи можно найти большое количество разных птиц. Обычно они значат добрую весть. Больше всего таких узоров можно найти на берестяных туесах.

Любили старые матера рисовать деревья – на прялках с мезенской росписью было обнаружено изображение ёлок. Любопытны композиции из трех деревьев: два стоят на одинаковом расстоянии от центрального, которое заметно больше их. Такие же рисунки были найдены и на мебели в старинных домах.

Есть оригинальный вариант рисования коней в мезенской росписи, украшенных перьями. У них очень длинные и тонкие ноги по отношению к телу, окраска таких лошадок ярко-красная. А вот туловище коня украшалось узором в виде решетки. Они были совсем непохожи на описанных выше животных. Есть рисунки где, на лошадях сидят всадники, вступившие в бой друг с другом. Часто у ног лошадей таких были изображены солярные знаки.

Олени в мезенский росписи изображаются точно так же, единственное отличие – на голове у них есть черные рога, закинутые на спину.

Инструменты для мезенской росписи

Основной инструмент художника – кисть. И для мезенской росписи исключения нет. Обычно в ход идут круглые колонковые или беличьи кисти, размеры которых варьируются.

Для начала вам понадобятся:

  • Круглая колонковая кисточка No1 и No2, имеющая ворс средней длины. Такая кисть нужна для обводки черной краской, а также для контурной работы.
  • Круглая беличья No2 и No3 – с ее помощью вы будете наносить красную краску.
  • Плоская синтетическая кисть или щетинная кисть No 4,5,6. Они подойдут для нанесения грунта, а также для лакировки поверхности.

Если вы ищите идеальную кисточку, которая поможет быстро и естественно научиться основам мезенской росписи, нужно обращать внимание на каплевидные кисти, кисти, напоминающие семечко или пламя свечки. При покупке обязательно оценивайте качество кисти – волоски ее должны быть ровные, аккуратные, густые

Можно даже макнуть в воду кисточку и стряхнуть ее: так будет видно качество кисти, а точнее, ее кончика.

Хорошую, любимую кисть найти бывает непросто. А если художник находит ее, то бережет инструмент и дорожит им. Кисти тоже имеют свой почерк. И деревянный кончик кисти, к слову, тоже становится инструментом мезенской росписи. Его используют в качестве своеобразного тычка для нанесения таких мелких элементов как «семечка» и «росинка». И даже если кисть уже отслужила свое, можно ровно срезать ее ворс и в дальнейшем использовать любимый инструмент как тот же тычок.

Понадобится мастеру в работе и палитра. Она нужна для смешивания красок, для съема с кисти лишней краски. В качестве палитры можно использовать обычное белое блюдце (тарелка), кафельную плитку или даже кусок оргстекла.

Основным материалом в мезенской росписи считают краски. Расписывают древесину теми же красками, что применимы и в живописи – масляными, темперными, гуашью, анилином. Но лучше гуаши и темперы найти сложно, на них обычно и останавливают выбор.

Расписное деревянное изделие нужно обработать лаком. Лак защищает рисунок на дереве от различных негативных внешних воздействий: воды, активных веществ и температурных перепадов. Да и дополнительный декоративный эффект лака совсем не лишний для готовой работы.

Знаки веков и тысячелетий: история происхождения мезенской росписи


Мезенская роспись XIX в.

Добросовестные искусствоведы утверждают, что мезенский промысел, традиция изготовления всяких полезных вещей и украшения их росписью по особой технологии, сам по себе не слишком древний. В музеях и частных коллекциях вы не найдете ни прялок, ни деревянной утвари старше начала девятнадцатого века. Именно в этот период традиция полностью сложилась и стала широко развитым народным промыслом в Архангельской области, в некоторых поселениях, расположенных на реке Мезень. Красная мезенская глина, из которой сначала изготавливалась основная краска, охра, дала название промыслу. К концу века мезенская роспись получила самую широкую известность, стала продаваться не только на праздничных ярмарках, но и в лавках, вошла в повседневный быт разных социальных групп населения России.

Совсем недавно. Так почему же так сладко, с таким необъяснимым ожиданием и надеждой замирает сердце, когда смотришь на рисунки традиционной мезенской росписи, эти будто бы давно знакомые знаки, деревья и птиц, коней и оленей? И возникает ощущение какого-то пропущенного урока, не выучив который, невозможно понять мудрость предков, их философию и нравственность, невозможно стать счастливым?

Символы мезенской росписи невероятно древние, дохристианские. Новая для славян христианская религия частично впитала их, частично предала забвению, пытаясь бороться с язычеством огнем и мечом.

Каждый раз, когда славянский мир оказывается на перепутье, знаки возникают из ниоткуда для всех, кто готов их увидеть. Не удивительно, что сегодня так сильно вырос интерес к мезенской росписи, её мудрой простоте и природной мощи.

↑ Символика узора

Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мфологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса — три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус — птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.

Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполнеными повторяющимся узором. Элементы таких узоров, а также некоторые другие, часто встречающиеся элементы мезенской росписи на рисунках ниже.Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.

Вода.

Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.

Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.

Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, — говорят дети).Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, — сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается — признаки, позволяющие предположить, что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.

Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.

Шаг 2. Символические изображения живых существ в мезенской росписи

Олени (кони) выглядят в мезенской росписи достаточно примитивно. Нужно нарисовать хоть что-то похожее на этих животных. В качестве примера я использовал образцы  мезенской росписи на я-картинках и инструментом кривые Безье ставил опорные точки.

Заливку задаем красным цветом, а обводку оставляем черной.

Ноги рисуем тем-же инструментом. Заливку задаем черным цветом.

Дублируем ногу (Ctrl+D), немного изменяем с помощью инструмента Редактировать узлы и рычаги (F2). Добавляем оленю четыре ноги и рисуем небольшой хвост. Хвост это небольшая кривая с контурным эффектом taper stroke.

Несколько таких кривых добавляем в качестве рогов и шерсти. После этого выделяем все объекты и группируем.

Нам нужна пара таких существ, продублируйте их и разместите их в центре тарелки, друг против друга.

С помощью кривых нарисуйте землю. Для создания волнистой линии используйте способ из Шага 3 этого урока.

Последующие шаги выполняются инструментом Кривые Безье, к линиям применяется контурный эффект taper stroke. Ниже показаны шесть шагов рисования лебедя. Для заливки замкнутой области используется инструмент Заливать замкнутые области.

Поочередно выделяем элементы лебедя и группируем.

Аналогичным образом рисуем утку. Сначала рисуем небольшую кривую, применяем контурный эффект. Далее остается дублировать, сдвигать и поворачивать очередную копию.

Поочередно выделяем элементы утки и группируем. По два экземпляра каждой птицы размещаем на тарелке. Уток я разместил в верхней части тарелки, а лебедей в нижней.

Немного о истории

Мезенская роспись по дереву – достояние XIX столетия, направление, сформировавшееся в низовьях реки Мезень. Родиной данного типа росписи крестьянской утвари считают село Палащелье, потому второе название художественного течения – палащельская роспись. Наиболее древней прялке с мезенскими мотивами уже чуть более 200 лет, но это только один из найденных датированных артефактов. В рукописных книгах XVIII столетия также встречаются мотивы, присущие промыслу русского Севера.

Потому, предполагают эксперты, мезенская роспись свою историю возникновения еще может открыть для исследователей. И она может оказаться более долгой, чем принято считать. Задачей направления было украшение предметов крестьянского быта. Интересно, что техника, орнамент, все возможные секреты промысла передавались в семье строго по мужской линии.

Короба и прялки из Палащелья пользовались немалым спросом, торговый путь по реке Пинеге позволял доставлять их в другие регионы, то же происходило с Двиной, Печорой, Онегой. У мезенской росписи архаичное начало, и это особенно ценно. Предполагается, что это одно из самых древних славянских художественных направлений, дошедших до нас. Есть мнение, что истоки его могут быть в древнегреческом искусстве. Но некоторые эксперты уверены, что это роспись Республики Коми, ее отголоски.

Мезенская роспись в наше время

Сегодня с появлением богатого информационного и обучающего поля, коим стали выступать соцсети и интернет-площадки, многие виды творчества вышли на новый виток популярности. Народное творчество получило новых поклонников, которые поэтапно стали изучать и техническую основу промысла, и интересное философское осмысление.

В следующем видео рассказывается о происхождении и символике мезенской росписи.

Редкий детский кружок рисования обходится без изучения русских промыслов: дети берут трафарет и повторяют, старательно зарисовывают узор в раскрасках, потом делают собственный эскиз, пытаются копировать древние творения. Круг почитателей разрастается, открываются курсы мезенской росписи для детей и взрослых. Орнаменты и узоры переносятся на одежду, канцелярскую продукцию, встречаются в дизайне рядовых вещей вроде поздравительных пакетов и тетрадок.


Современная мезенская роспись

Актуальными и стильными становятся вышитые вручную скатерти с мотивами мезенской росписи, текстильные дорожки на стол. Погружение в народное искусство становится более глубоким: от интернет-знаний к классическим литературным источникам (вроде фундаментальных трудов Кругловой), люди интересуются промыслами с целью сохранить их и переосмыслить в современном дизайне. Календари, блокноты, сундуки и шкатулки, расчески и кухонные аксессуары с мезенскими узорами становятся желанным приобретением в современный дом.

Также рекомендуем вам почитать статью о других видах росписи северных народов: Простота и премудрость северодвинской росписи.

Это позволяет надеяться, что мудрое и одухотворенное народное творчество намечает новые поля для всходов. Сегодня человек помогает направлению сохраниться, не потеряться в истории, найти новые способы выражения, новые пути демонстрации.

Техника нанесения рисунка

Особенность мезенских узоров заключается в повторении форм предметов, на которые они наносятся. Центральную позицию в картинке занимает сюжет, который мастер хотел бы донести. Любое изображение разделяют на несколько ярусов, вверху рисуется символика неба и солярные знаки, в средних ярусах «обитают» представители местной флоры и фауны, а снизу можно увидеть элементы, обозначающие плодородную землю и водные ресурсы. Визуально мезенская роспись по дереву чем-то напоминает зашифрованное послание, которое предки хотели передать своим последователям. Сообщение, закодированное в необычных черточках, завитках, точках, объединенных в единый орнамент, действительно несут в себе некий скрытый смысл. Выразительная графика позволяет создать любой сюжет, используя различные элементы и меняя их месторасположение.

Освоить технику палащельской росписи несложно, главное — изучить подробно всю символику и последовательность нанесения красок на изделие. Многочисленные мастер-классы в подробностях демонстрируют процесс рисования замысловатых узоров. Чтобы изобразить самобытный орнамент, художнику нужно вооружиться доской или любым другим предметом из дерева, красками и кистью. Что касается традиционной технологии рисования, то она выглядит следующим образом:

  • Для нанесения изображения используются только предметы быта, изготовленные из негрунтованного дерева. В качестве красок выступает охра (красный цвет), сажа или сурик (черный цвет), которые используются по сей день. В прошлом веке рисунки наносились специальной палочкой из древесины (тиской), перьями птиц или кисточкой, изготовленной из человеческих волос. Сейчас используются обычные кисти.
  • Рисунок аккуратно наносится на деревянную поверхность. Сперва используют красный оттенок, затем изображение обводится черной краской.
  • Готовую картину покрывают олифой, что добавляет изделию блеска и золотистого цвета. Такое покрытие способно надежно защитить рисунок от воды или повышенной влажности.

Многоярусное изображение позволяет мастерам показать все миры — небесный, земной и подземный. Например, внизу можно нарисовать оленей или коней, посередине к ним можно добавить различных пернатых, а вверху изобразить парящих птиц. Отличительной чертой мезенской росписи доски являются разнообразные геометрические фигуры

Если рисунок наносится с двух сторон, нужно уделить особое внимание совпадению линий. При этом сюжет на тыльной и лицевой стороне может быть разным

Впереди мастера рисуют сцены из обычной жизни народов Севера России, а сзади изображается прекрасный природный мир.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector