Щепа. роспись по лубу и дереву. мезенская роспись. урок по изобразительному искусству в 5 классе

Содержание:

Изучаем основы мезенской росписи в мастер-классе для новичков

В старинных узорах заключались целые послания или пожелания от старых художников к новым поколениям, где в каждом завитке заключалось определенное значение. Например, красные кони, изображенные друг за другом изображали движение светила по небосводу, а изображения уток, гусей и лебедей считались душами умерших родственников, которые готовы прийти на помощь в трудный момент.

Ели считались воплощением мужской силы, а оленихи  считались небесными роженицами, дарующими жизнь всему на Земле.

Главным предметом для росписи считались прялки, а также короба и хлебницы, которые продавались в ближайших поселениях  вдоль рек Печоры, Двины и Пинеги, причем хоть изображения на прялках были похожи, не существовало абсолютно одинаковых изделий.

Чаще всего в мезенской росписи можно увидеть орнамент коней, оленей или людей,  или точнее лишь силуэт человека, но, несмотря на это, в рисунках можно прочитать целое послание, адресованное будущим поколениям и зашифрованное обычными рисунками.

Несмотря на то, что древний мезенский художественный промысел возник довольно давно, есть все основания полагать, что истоки ее следует искать в искусстве соседних северных народов и в наскальных рисунках. Но все же откуда появились все эти узоры и орнаменты, ученые однозначно сказать не могут, однако все символы, используемые для росписи, приводят к тому, что основой являются древние мифы, знания и легенды о сотворении мира. И если мы поймем эти значения, то сможем расшифровать все те послания, которые наши предки вложили в рисунки, которые дошли до нашего поколения.  При этом каждая деталь  в мезенской росписи очень символична – птицы, звери, деревья, квадратики или ромбики – все это находится именно в том месте, где они должны быть.

Для того, чтобы разобраться с символикой  мезенских узоров нужно учесть тот факт, что располагаются они в несколько ярусов. Это символизирует три мира – подземный (скрытый), средний (наш мир) и верхний (мир богов).  При этом примечательно, что для изображения верхнего мира используется изображения птицы, а для среднего и нижнего мира – конь или олень.  Вероятно, это связано с тем, что изображение коня у русского народа связано с источником жизни (помогал пахать землю), а также с талисманом на удачу (подкова).

Культ оленя у многих северных народов связан с тем, что на своих рогах он может переносить солнце в те места, где оно больше всего необходимо. Примечательно, что связь оленя с небесами перекочевала даже в западные цивилизации – оленья упряжка Санта Клауса, спускающаяся с небес.

Интересны и другие знаки плодородия и изобилия, причем они везде были к месту – на дверях амбара, на ложках, на подолах свадебных рубах, даже на статуэтках, изображающих беременных женщин – любые элементы орнамента были связаны с плодородием и изобилием.

Для росписи изделий в мезенском стиле используется поэтапное рисование, когда изделие расписывают охрой с помощью измочаленной деревянной палочки, а затем делают черную обводку пером глухаря или тетерева и с помощью кисточки из человеческого волоса наносят узор.

Подробнее об этапах рисования в мезенском стиле можно узнать, ознакомившись с представленным мастер-классом по росписи разделочной доски.

Для этой работы нам понадобится:

  • Деревянная доска любого размера на ваше усмотрение;
  • Темперные или гуашевые краски красного и черного цветов;
  • Кисти;
  • Вода, салфетка, палитра.

История возникновения

Мезенская (палащельская) роспись — древнейший русский художественный промысел, который позволяет в деталях изобразить все географические особенности северных регионов. Местные жители вложили в каждый символ скрытый смысл. Некоторые элементы живописи сразу просматриваются: распознать солнце, воду или лошадь в замысловатых орнаментах просто, а угадать, что означает тот или иной рисунок, гораздо сложнее. Чтобы понять, о чем хочет рассказать народ в красноречивой картине, нужно научиться читать символику.

Свои истоки этот тип росписи по дереву берет еще в начале XIX столетия. Несколько веков назад побережье реки Мезень, что протекает в Архангельском крае, населяли древние народы. Их жизнь была тесно связана с природой, и им приходилось бороться с различными проявлениями непогоды. В лесу они добывали себе пищу, охотились на птиц и мелких пушных зверьков. Полноводная река стала для местных жителей неиссякаемым источником рыбы. В земледелии людям помогали лошади и олени.

Свою благодарность природе, ее ресурсам, различные переживания, чувства и верования мезенские мастера изображали на предметах быта. Для каждого образа, погодного явления, животного был придуман собственный символ. Таким образом, простая совокупность художественных элементов превращалась в настоящую книгу, которую можно было прочитать, познакомившись поближе со значением каждой детали орнамента.

Свое название роспись получила в честь речки Мезени. Родиной необычного искусства считается небольшое селение Палащелье, первые упоминания о котором встречаются в 1906 году. Удивительно то, что в самой Мезени не занимались таким промыслом. Именно поэтому второе название мезенской росписи — палащельская (в честь села, где впервые зародилось искусство).

Выбор холста для начинающих

Очень важно, на чем вы будете учиться рисовать. Мезенская роспись – это декорирование деревянных поверхностей

Но так как обучение поэтапное, то отрабатывать каноничные элементы можно начинать на акварельной бумаге высокой плотности. Очень часто мастера предлагают на листе сделать подробный эскиз будущей работы, которая впоследствии перенесется на дерево.

Внимание! Мезенская роспись для начинающих – это еще и специальные прописи, которые помогают отработать навык прорисовки отдельных элементов. Если вам посчастливилось найти такое пособие в книжном магазине, оно будет отличным тренажером

Кое-какие картинки есть и в интернете, их можно распечатать и тоже использовать как прописи, но качество бумаги будет не лучшим.

Потому начинать обучение удобно с плотной акварельной бумаги, которая помогает понять, как ложится краска, как работает кисть, что получается после застывания краски. Начинайте всегда с простого рисунка, с самых легких элементов. Принцип «от простого к сложному» позволит поступательно изучить технику мезенских мастеров.

Сначала вы на акварельном листе красками прорисовываете отдельные элементы будущего изображения. Каждый элемент повторяете столько раз, сколько нужно для закрепления навыка. Затем из этих элементов составляется эскиз будущего изображения. Вы в карандаше, а затем и в цвете изображаете его на бумаге. Потом через трафарет он будет перенесен на дерево.

Дерево – это и есть главный мезенский холст. Обычно новички учатся расписывать разделочные доски, как наиболее удобные изделия для первых художественных проб. Затем в ход идут шкатулки, короба, подносы и сундуки. Деревянные ложки и лопатки тоже можно расписывать, как и гребешки. Дерево должно быть без пропитки, гладкое, качественное. Буковые, березовые, дубовые, доски из гевеи и акации – подойдут любые заготовки или доски из магазина, которые вы можете найти.

В данном видео показана расписанная деревянная домашняя утварь.

Прекрасно, если попадется вам заготовка из дуба. Если мастер-класс сначала пройден на бумаге, а затем повторен на деревянной доске, о «пробах кисти» останется не только эмоциональное воспоминание, но и вполне себе материальная декоративная вещь.

Символизм мезенской росписи

Элементы мезенской росписи

Благодаря мезенской росписи можно проследить морфологические
воззрения народов Севера. Рисунок состоит из нескольких ярусов – краеведы и этнографы
пришли к выводу, что это отголоски шаманских традиций. Эти «этажи» изображают
миры: нижний, средний и верхний. Считается, что там, где изображены кони, олени
черного цвета – это мир мертвых, красного – живых, а птицы, которых можно увидеть
на самом верху – это мир духов.

При этом кони являются символом плодородия (не только урожая
на полях, но и деторождения).

Ярусы разделены линиями. Пряма – это земля, но при этом она
же означает и небо. Тут зависит от того, где ее нарисовали внизу или сверху.
Самые старые мифы говорят, что человека боги сотворили из глины, потому земля —
это еще и символ материнства, первородства. Может она быть изображены, в данном
случае, в виде повторяющего знака «квадрат»

Немаловажный элемент мезенской росписи – вода. Если вы
подумали, что ее изображают волнистой полосой – то не всегда. Вода рисуется
косыми чертами – это и дождь, и снег, и град.  Волнистая линия, которая может быть водой
всегда соседствует с прямой линий земли или небесной тверди. Если внизу – это реки,
а если с небом – облака. Так же часто рисуются рядом утки.

Следующий элемент – это ветер, воздух. Тут все просто – он рисуется
черточками горизонтальными, которые разбросаны по всей поверхности орнамента.
Также они могут означать духов.

Древние матер изображали и обуздание стихии ветра: черточки
наносились на две перекрещенные косые черты – как бы лопасти мельницы.

Огонь – он греет, защищает, но может быть и страшной
неистовой стихией. Его считали живым наши предки, ежегодно обновляли, «поселяя»
в печь новы огонек, полный сил. Также огонь ассоциировался с солнцем в мезенской
росписи его изображают в виде спиралей.

В мезенской росписи изображают животных: коней, оленей,
уток. Есть рисунок деревьев, особенно часто можно увидеть ели: да одинаковых и
посредине одно большое. Такие орнаменты встречают на росписи мебели, прялок.

Можно найти и бьющихся на конях всадников. По всей видимости
– это изображение духов или богов. Неземное происхождение героев таких сюжетов подтверждают
солярные знаки – спирали возле ног коней, да и их внешний вид с неестественно-тонкими
ногами, решетчатым рисунком на теле. Часто можно увидеть у таких лошадей вместо
копыт – перья. Такой знак говорит о небесном происхождении животных или о том,
что они из Прави. (Три мира: Явь, Навь, Правь)

Олени рисовались одинаково с лошадями, только у них вместо
гривы – рога.

Немного о истории

Мезенская роспись по дереву – достояние XIX столетия, направление, сформировавшееся в низовьях реки Мезень. Родиной данного типа росписи крестьянской утвари считают село Палащелье, потому второе название художественного течения – палащельская роспись. Наиболее древней прялке с мезенскими мотивами уже чуть более 200 лет, но это только один из найденных датированных артефактов. В рукописных книгах XVIII столетия также встречаются мотивы, присущие промыслу русского Севера.

Потому, предполагают эксперты, мезенская роспись свою историю возникновения еще может открыть для исследователей. И она может оказаться более долгой, чем принято считать. Задачей направления было украшение предметов крестьянского быта. Интересно, что техника, орнамент, все возможные секреты промысла передавались в семье строго по мужской линии.

Короба и прялки из Палащелья пользовались немалым спросом, торговый путь по реке Пинеге позволял доставлять их в другие регионы, то же происходило с Двиной, Печорой, Онегой. У мезенской росписи архаичное начало, и это особенно ценно. Предполагается, что это одно из самых древних славянских художественных направлений, дошедших до нас. Есть мнение, что истоки его могут быть в древнегреческом искусстве. Но некоторые эксперты уверены, что это роспись Республики Коми, ее отголоски.

Мезенская роспись – история

Первые найденные упоминания промысла в документах историки датируют XVII в. Хранящиеся в музеях, экспонаты были изготовлены несколько позже, а самая старинная прялка была расписана в 1815-1820 г. Техника зародилась в Архангельской области на побережье реки Мезень в селе Палащелье, поэтому второе название промысла – палащельская роспись. Расположение деревни в северном регионе между двумя крупными реками (Северной Двиной и Печорой) на границе тайги с тундрой наложило отпечаток на используемые образы и их символическое значение.

Изначально мезенская или палащельская роспись была уделом мужчин, передававших свои секреты по наследству только сыновьям. Точное происхождение росписи ученым до сих пор неизвестно. Есть предположения, что рисунки были заимствованы из древних языческих верований народов Севера, Средней Азии и территории Индокитая. Другие же отождествляют их с найденными карельскими петроглифами – одними из самых древних наскальных рисунков, найденных на планете Земля.

Мезенская роспись – техника выполнения

Как в древности, так и сейчас выполняется мезенская роспись поэтапно:

  1. Изготовлением заготовок утвари могли заниматься все члены семьи художника и даже он сам. В редких случаях готовые изделия приобретались у других ремесленников.
  2. Предварительно изделие ничем не покрывали и не грунтовали. Деревянная поверхность должна быть натуральной, очищенной от грязи и высушенной до естественных пределов.
  3. На древесину очертания узоров наносились красной краской специальной деревянной тиской преимущественно в один мазок.
  4. После создания композиции и очертаний, мастера переходили к более точной прорисовке деталей самодельными кистями или перьями.
  5. Когда узор был полностью нанесен, изделие оставляли при комнатной температуре для высыхания красителей.
  6. В завершение мезенская роспись покрывалась олифой для придания насыщенного золотистого цвета и льняным маслом для мягкости.

Схемы и картинки декоративных изображений мезенской росписи

Из перечисленных элементов мезенские мастера создавали бесчисленное количество сюжетов. Среди символов природы в этих росписях появлялись главные герои: птицы, растения и животные. Сложность задачи состояла в том, чтобы вписать в картину мира живые существа, обладающие определенной индивидуальностью, имеющие свою ценность и свою жизненную задачу, и при этом сохранить гармонию.

Животные

Довольно часто в свои композиции включает мезенская роспись другое животное, это олень. Некоторые исследователи утверждают, что олени – символ свободы, символ тяготения поморов не к центру, а к северу, северным народностям, с которыми дружили, заключали родственные союзы, с которыми старались делиться опытом и знаниями.

Деревья и цветы

Деревья – источник жизненных сил и резервов, символ роста и стремления к лучшему.

Русский север – заповедная земля, на которую сегодня мы смотрим с надеждой и пониманием: среди суровой природы и жизненных трудностей сохранились цельные характеры, крепкие русские люди с правильными жизненными ценностями. Воздействие народного искусства северных промыслов может быть очень глубоким.

Практическое руководство по выполнению мезенских узоров представлено в статье: «Мастер-класс по мезенской росписи для начинающих: поэтапное рисование».

Техника нанесения рисунка

Особенность мезенских узоров заключается в повторении форм предметов, на которые они наносятся. Центральную позицию в картинке занимает сюжет, который мастер хотел бы донести. Любое изображение разделяют на несколько ярусов, вверху рисуется символика неба и солярные знаки, в средних ярусах «обитают» представители местной флоры и фауны, а снизу можно увидеть элементы, обозначающие плодородную землю и водные ресурсы. Визуально мезенская роспись по дереву чем-то напоминает зашифрованное послание, которое предки хотели передать своим последователям. Сообщение, закодированное в необычных черточках, завитках, точках, объединенных в единый орнамент, действительно несут в себе некий скрытый смысл. Выразительная графика позволяет создать любой сюжет, используя различные элементы и меняя их месторасположение.

Освоить технику палащельской росписи несложно, главное — изучить подробно всю символику и последовательность нанесения красок на изделие. Многочисленные мастер-классы в подробностях демонстрируют процесс рисования замысловатых узоров. Чтобы изобразить самобытный орнамент, художнику нужно вооружиться доской или любым другим предметом из дерева, красками и кистью. Что касается традиционной технологии рисования, то она выглядит следующим образом:

  • Для нанесения изображения используются только предметы быта, изготовленные из негрунтованного дерева. В качестве красок выступает охра (красный цвет), сажа или сурик (черный цвет), которые используются по сей день. В прошлом веке рисунки наносились специальной палочкой из древесины (тиской), перьями птиц или кисточкой, изготовленной из человеческих волос. Сейчас используются обычные кисти.
  • Рисунок аккуратно наносится на деревянную поверхность. Сперва используют красный оттенок, затем изображение обводится черной краской.
  • Готовую картину покрывают олифой, что добавляет изделию блеска и золотистого цвета. Такое покрытие способно надежно защитить рисунок от воды или повышенной влажности.

Многоярусное изображение позволяет мастерам показать все миры — небесный, земной и подземный. Например, внизу можно нарисовать оленей или коней, посередине к ним можно добавить различных пернатых, а вверху изобразить парящих птиц. Отличительной чертой мезенской росписи доски являются разнообразные геометрические фигуры

Если рисунок наносится с двух сторон, нужно уделить особое внимание совпадению линий. При этом сюжет на тыльной и лицевой стороне может быть разным

Впереди мастера рисуют сцены из обычной жизни народов Севера России, а сзади изображается прекрасный природный мир.

Символы изобилия: чудо сотворения жизни из основных элементов

Количество сюжетов мезенской росписи, при всей ограниченности художественных средств, может быть бесконечным. Основные сочетания знаков в них повторяются.

Важнейший символ изобилия и благосостояния – ромб. Сознание воспринимает его как видоизмененный квадрат, символ зачавшей земли. Логическое продолжение ромба – множество ромбов, их цепочка, говорящая о роде, череде рождений, непрерывности жизни.

Символы благополучия размещали на одежде и полотенцах, использовали при украшении жилищ. Основные фигуры дополнялись символами энергии, изображениями растений, цветов и плодов. Для кого-то главным центром композиции становился крест, дополненный четырьмя спиралями. Кто-то делал основой композиции квадрат, символ земли и стабильности, кто-то окружал ромб цветущими растениями.

Предлагаем посмотреть интервью мастера мезенской росписи Куликовой И.Ю., которая рассказывает об истории и значении узоров.

Для каждого мастера или мастерицы, для каждой прялки, братины, вышивки композиция, призывающая благополучие и изобилие, была строго индивидуальной. Это было действительно сакральное творчество. При этом азбука росписи должна была использоваться грамотно, общая схема соблюдалась, неписанные правила никогда не нарушались. Самым важным считалось не достижение личного успеха, а сохранение общей гармонии мироздания. Эти же законы следует выполнять художникам, которые учатся мезенской росписи сегодня.

Узоры в простой и косой клетке

Рассмотрим несколько сюжетов, расположенных внутри квадрата или ромба (простой или косой клетки).

Самый простой рисунок в квадрате со сторонами красного цвета может изображать несколько извилистых линий, нарисованных сверху вниз. Таких линий может быть от пяти до десяти. Они изображают дождь, влагу, и одновременно процесс обработки земли. Цель рисунка: материальное благополучие, плодородие, хороший урожай.

В квадрате может располагаться символ растения (четырехлистник), дополненный столькими же круглыми элементами (тепло и солнце в достаточном количестве). Та же молитва о хорошем урожае, но уже более широко читаемая (пожелание благополучного климата не только для растений, но и для семьи, детей). Как видите, рисунок не обязательно включает все четыре элемента, той энергии, недостаток которой ощущается, может быть больше.

Ленточный орнамент

Как и вся мезенская роспись, узоры ленточного орнамента основаны на повторяемости элементов.

Обрамляется обычно двумя линиями (прямой и извилистой, земля и вода). Большое количество одинаковых символов дает динамику, энергию для достижения цели, символизирует непрерывный и благополучный ход жизни.

Основные элементы простого орнамента в мезенской росписи:

  1. Земная твердь – прямая линия.
  2. Сырая земля (мать всего живого) – две прямые линии с одной извилистой между ними.
  3. Треугольники (горы) – символ роста.
  4. Ромб (с крестом, квадратом или точками внутри) — вспаханное, засеянное поле.
  5. Корни, цветки, ростки, семена.

Таким образом, самые распространенные орнаментальные ленты могут состоять из повторяющего цветочного узора (символ цветок), цветы разделены маленькими крестиками (тепло, свет, солнце) и окружены двойной или тройной полосой (прямой и извилистой). Этот орнамент – очень распространенный шаблон, своего рода констатация благополучия, выражение желания его продолжения, сохранения статус-кво. Орнаменты детских вещей и вещей для беременных чаще включали элементы, связанные с ростом (треугольники, семена).

Дополнительные элементы росписи

Эти элементы — самые тонкие и загадочные, передают эмоции мастерицы, завершают замысел. К ним относятся: зигзаг (и перышко), завиток (а также двойной и парный), спирали и знаки коловорота.

Основы техники

По исторически сложившейся традиции, роспись выполняют двумя цветами черным и красным. На готовое деревянное изделие наносили узоры тонкими кистями — перьями глухаря или человеческих волос, а раскрашенный предмет покрывали олифой, для закрепления краски. В древние времена роспись производили исключительно мужчины. Как уже говорилось ранее, мезенская роспись очень отличается от всех известных на то время художественных приемов рисования по деревянной утвари.

Картинки на посуде и досках, ставнях ворот и окон рассказывают о восходах и закатах солнца, о традициях народов населявших тогдашнюю землю, также несли в своих знаках значения символов плодородия и изобилия, определяли функцию оберега. Как видите, очень заметны черты шаманского наследия северных народов, которые сохранились и дошли к нам в палащельском искусстве.

Искусство декорирования красками

Мезенская роспись — декоративно-прикладное искусство. Помимо прялок, мезенская роспись применялась для украшения домашней утвари (коробов, прялок, шкатулок, лукошек, сундуков, ковшей, чашек, ложек, решет). Мезенские изделия расписывались в весеннюю пору. Изготовление их для продажи было большим подспорьем в каждом хозяйстве. Коробья в конце 19-начала 20 века расписывали в отличие от прялок крупными розетками, состоящими из овалов и кружков. Наклонными полосами украшали обручи.

Мезенские изделия и в наши дни высоко ценятся любителями народного творчества. Искусство росписи мастеру деревни Селище Ивану Фатьянову передал по наследству его отец. Он искусно расписывал лукошки и с успехом их продавал. Самой древней русской династией мастеров росписи были Аксеновы. Известны также своим ремеслом Федотовы, Новиковы, Шишкины, Кузьмины. Самым выдающимся мастером–художником, роспись которого никого не оставляла равнодушным, потому что всю душу он вкладывал в свое дело, был Федотов Василий Климентьевич, которого односельчане называли Вася Климович.

Современные ученые, изучающие мезенские изделия, считают роспись на них аграрной. На это указывают многочисленные прямоугольники, которые символизируют вспаханные пашни. В таких животных, как «уточка» и конь, узнаются символы заката и восхода. У северных народов эти животные всегда ассоциировались с солнцем: утицы-солоницы, конь-огонь.

Мезенские изделия содержат в рисунках изображение «курочки», которыми также украшали крыши домов наряду с конями. “Курицы и конь на крыше – в доме тише”, — известная славянская поговорка.

Мезенская роспись в наше время

Сегодня с появлением богатого информационного и обучающего поля, коим стали выступать соцсети и интернет-площадки, многие виды творчества вышли на новый виток популярности. Народное творчество получило новых поклонников, которые поэтапно стали изучать и техническую основу промысла, и интересное философское осмысление.

В следующем видео рассказывается о происхождении и символике мезенской росписи.

Редкий детский кружок рисования обходится без изучения русских промыслов: дети берут трафарет и повторяют, старательно зарисовывают узор в раскрасках, потом делают собственный эскиз, пытаются копировать древние творения. Круг почитателей разрастается, открываются курсы мезенской росписи для детей и взрослых. Орнаменты и узоры переносятся на одежду, канцелярскую продукцию, встречаются в дизайне рядовых вещей вроде поздравительных пакетов и тетрадок.


Современная мезенская роспись

Актуальными и стильными становятся вышитые вручную скатерти с мотивами мезенской росписи, текстильные дорожки на стол. Погружение в народное искусство становится более глубоким: от интернет-знаний к классическим литературным источникам (вроде фундаментальных трудов Кругловой), люди интересуются промыслами с целью сохранить их и переосмыслить в современном дизайне. Календари, блокноты, сундуки и шкатулки, расчески и кухонные аксессуары с мезенскими узорами становятся желанным приобретением в современный дом.

Также рекомендуем вам почитать статью о других видах росписи северных народов: Простота и премудрость северодвинской росписи.

Это позволяет надеяться, что мудрое и одухотворенное народное творчество намечает новые поля для всходов. Сегодня человек помогает направлению сохраниться, не потеряться в истории, найти новые способы выражения, новые пути демонстрации.

Техника нанесения рисунка

Особенность мезенских узоров заключается в повторении форм предметов, на которые они наносятся. Центральную позицию в картинке занимает сюжет, который мастер хотел бы донести. Любое изображение разделяют на несколько ярусов, вверху рисуется символика неба и солярные знаки, в средних ярусах «обитают» представители местной флоры и фауны, а снизу можно увидеть элементы, обозначающие плодородную землю и водные ресурсы. Визуально мезенская роспись по дереву чем-то напоминает зашифрованное послание, которое предки хотели передать своим последователям. Сообщение, закодированное в необычных черточках, завитках, точках, объединенных в единый орнамент, действительно несут в себе некий скрытый смысл. Выразительная графика позволяет создать любой сюжет, используя различные элементы и меняя их месторасположение.

Освоить технику палащельской росписи несложно, главное — изучить подробно всю символику и последовательность нанесения красок на изделие. Многочисленные мастер-классы в подробностях демонстрируют процесс рисования замысловатых узоров. Чтобы изобразить самобытный орнамент, художнику нужно вооружиться доской или любым другим предметом из дерева, красками и кистью. Что касается традиционной технологии рисования, то она выглядит следующим образом:

  • Для нанесения изображения используются только предметы быта, изготовленные из негрунтованного дерева. В качестве красок выступает охра (красный цвет), сажа или сурик (черный цвет), которые используются по сей день. В прошлом веке рисунки наносились специальной палочкой из древесины (тиской), перьями птиц или кисточкой, изготовленной из человеческих волос. Сейчас используются обычные кисти.
  • Рисунок аккуратно наносится на деревянную поверхность. Сперва используют красный оттенок, затем изображение обводится черной краской.
  • Готовую картину покрывают олифой, что добавляет изделию блеска и золотистого цвета. Такое покрытие способно надежно защитить рисунок от воды или повышенной влажности.

Многоярусное изображение позволяет мастерам показать все миры — небесный, земной и подземный. Например, внизу можно нарисовать оленей или коней, посередине к ним можно добавить различных пернатых, а вверху изобразить парящих птиц. Отличительной чертой мезенской росписи доски являются разнообразные геометрические фигуры

Если рисунок наносится с двух сторон, нужно уделить особое внимание совпадению линий. При этом сюжет на тыльной и лицевой стороне может быть разным

Впереди мастера рисуют сцены из обычной жизни народов Севера России, а сзади изображается прекрасный природный мир.

Техника выполнения

В наше время техника палащельской росписи сохранила свою знаковость и символизм. Как и в старые времена, работа выполняется мастерами полностью вручную. Изменились лишь инструменты для нанесения картинки. Ведь в древности схемы наносили тоненькими палочками и птичьим пером.

После создания узора или орнамента поверхность предмета покрывают олифой для того, чтобы сохранить яркость красок. А также для того, чтобы изделие не темнело.

На севере страны — Архангельске и Северодвинске работают предприятия по производству сувенирной продукции.

Кроме кулонов с символикой, можно приобрести подносы, декоративные доски и колокольчики, тарелки, солонки, шкатулки и многое другое.

Шаг 1. Создаем орнамент для тарелки

Начнем с изображения тарелки. Растягиваем круг  с обводкой красным цветом и заливкой цветом F9E2AE.

Толщину обводки подберите, как говорится, на глаз.

Добавляем еще один контур, это круг. Обводку задаем красным цветом, а вот заливку можно отменить. Толщину обводки сделайте меньше чем у внешнего круга приблизительно в три раза.

Теперь создадим орнамент между двух обводок. Очень часто в орнаментах мезенской росписи присутствуют треугольники. Так мы и поступим.

Рисуем треугольник с красной обводкой. Внутри первого треугольника нарисуйте еще один треугольник с заливкой черным цветом. Далее выравниваем оба контура и группируем Ctrl+G.

Теперь нам необходимо несколько копий этого треугольника. Точное количество нужно подобрать опытным путем. У меня получилось 27 штук. Для «размножения» используем Ctrl+C/Ctrl+V.

После создания нужного количества копий рисуем окружность радиусом меньше внешней обводки и больше внутренней. Выделяем все элементы (треугольники и окружность) и заходим в меню Объекты-расставить.

В закладке Полярные координаты указываем По последней выбранной окружности и жмем Расставить.

В результате имеем треугольники расставленные по окружности. Если необходимо увеличить или уменьшить количество треугольников, то отменяем расстановку Ctrl+Z, затем добавляем (удаляем) треугольники и опять расставляем.

Так как я буду добавлять еще элементы в орнамент,  между треугольниками я оставил свободное пространство.

Рисуем еще один элемент орнамента- елочку, ее размер сопоставим с треугольником. Для этого используем кривые Безье. Рисуем вертикальную линию, а потом добавляем ветки справа и слева.

Выделяем элементы елочки, группируем. Затем «размножаем» и опять расставляем по окружности как на предыдущем шаге. Группируем все елочки.

После группировки размещаем между треугольниками. Выравниваем. Отлично.

Рисуем еще одну окружность красного цвета внутри созданного орнамента.

Между двумя внутренними окружностями размещаем еще один простенький орнамент. Для этого рисуем два круга (на рис. слева), накладываем и применяем операцию с контурами Разность. Дублируем полученный элемент (на рис. в центре) и отражаем по горизонтали. После чего группируем оба элемента (на рис. справа).

В очередной раз «размножаем» элемент орнамента и размещаем по окружности. Выравниваем все элементы тарелки и группируем. Фу-у-у, готово.

↑ Интересны и красивы древние знаки плодородия — символы изобилия

↑ Узоры в прямой клетке

Геометрический орнамент получил широкое распространение в народном искусстве. Особенно часто его можно встретить у ткачих и вышивальщиц. Основу орнамента составляют ромбы, квадраты, кресты и свастические изображения. Ромбо-точечный орнамент у земледельческих народов является символом плодородия.

↑ Простые элементы

Ни одна роспись не обходится без изображения всевозможных зигзагообразных и спиральных форм. Особенно часто они встречаются при изображении мирового дерева, или «древа жизни». Исследователи полагают, что спирали и зигзаги есть не что иное, как изображение змей, всегда присутствующих в подобных сюжетах.

Шаг 2. Символические изображения живых существ в мезенской росписи

Олени (кони) выглядят в мезенской росписи достаточно примитивно. Нужно нарисовать хоть что-то похожее на этих животных. В качестве примера я использовал образцы  мезенской росписи на я-картинках и инструментом кривые Безье ставил опорные точки.

Заливку задаем красным цветом, а обводку оставляем черной.

Ноги рисуем тем-же инструментом. Заливку задаем черным цветом.

Дублируем ногу (Ctrl+D), немного изменяем с помощью инструмента Редактировать узлы и рычаги (F2). Добавляем оленю четыре ноги и рисуем небольшой хвост. Хвост это небольшая кривая с контурным эффектом taper stroke.

Несколько таких кривых добавляем в качестве рогов и шерсти. После этого выделяем все объекты и группируем.

Нам нужна пара таких существ, продублируйте их и разместите их в центре тарелки, друг против друга.

С помощью кривых нарисуйте землю. Для создания волнистой линии используйте способ из Шага 3 этого урока.

Последующие шаги выполняются инструментом Кривые Безье, к линиям применяется контурный эффект taper stroke. Ниже показаны шесть шагов рисования лебедя. Для заливки замкнутой области используется инструмент Заливать замкнутые области.

Поочередно выделяем элементы лебедя и группируем.

Аналогичным образом рисуем утку. Сначала рисуем небольшую кривую, применяем контурный эффект. Далее остается дублировать, сдвигать и поворачивать очередную копию.

Поочередно выделяем элементы утки и группируем. По два экземпляра каждой птицы размещаем на тарелке. Уток я разместил в верхней части тарелки, а лебедей в нижней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector