Майолика: особенности, преимущества и использование в интерьере

Содержание:

Меццо-майолика как предшественник итальянской майолики

Первые опыты итальянских мастеров сложно назвать успешными. В примитивном декоре не было ничего, кроме геометрических орнаментов с линейными растительными мотивами. Керамистами по большей части изготавливалась не сама майолика, а так называемая меццо-майолика (полуфаянс) – изделия из красного черепка, покрываемые белым слоем ангоба. Данной технике присущ декор типа сграффито, когда белый верхний слой глины процарапывается до красной основы.

На более ранние изделия данного типа наносился тонкий слой белого ангоба и грубоватый узор (звезды или кресты) и только в конце 12 столетия это покрытие начали смешивать с оксидом олова. Кроме того, мастера взяли пример с керамистов Ближнего Востока и стали покрывать свои работы щелочной глазурью, правда более тонкой и худшего качества. Именно такие грубоватые кувшины и блюда предшествовали знаменитой итальянской майолике.

К 15 столетию оловянная глазурь в качестве покрытия стала использоваться повсеместно, а во второй половине этого же века были окончательно сформированы основные мотивы, которые наносились на керамику. Характерными для итальянской майолики стали такие мотивы, как имитация рыбной чешуи, стилизованные перья павлина и «гранатовый орнамент».

К основным трем цветам добавились более сложные красно-фиолетовые тона, однако использовали их нечасто.

Майолика – краткая история “взлета и падения”

Первые майоликовые плитки были изготовлены еще несколько тысячелетий назад, свидетельством тому являются огромные панно с изображениями фараонов. Так что они радовали глаз и в Древнем Египте, и в Вавилоне, да и прочие развитые древние цивилизации от них не отставали. Такие изделия прекрасно выдерживают высокие температуры, поэтому пользовались большой популярностью в жарких странах. А вот позже техника подглазурной росписи появилась вместе с арабами (маврами) на Иберийском полуострове. Нужно сказать, что название «майолика» произошло от «Майорка», откуда итальянцы и начали в Средние Века привозить искусно расписанные мавританские сосуды. А вот в Португалии такие плитки называют «азулежуш», а в Испании – «асулехос».

После итальянцы научились самостоятельно изготавливать майолику и даже значительно ее усовершенствовали. В Италии она была популярна в XIV-XVII вв., наиболее известным итальянским специалистом в этой области был Лука дела Роббиа, живший в эпоху Ренессанса. Он придумал способ наносить белю и цветную глазурь на плитку так,  чтобы она крепко держалась и не теряла яркость красок. Майолика из Италии начала свое шествие по Европе как украшение интерьера и экстерьера богатых домов. Подобные керамические изделия вошли в моду во Франции, Нидерландах, Германии, России, Швейцарии и Австрии. Однако в начале XVIII в. началась эпоха фарфора и фаянса, явных конкурентов изделий в технике подглазурной росписи.

Майоликовые плитки часто можно было встретить в XVIII в., в богатых домах российского дворянства. Были мастерские и заводы близ Москвы, выпускавшие изделия в монохромной (завод Гребенщикова в Москве) и полихромной (Гжель) росписи. А вот в Ярославле тоже производили подобную плитку, но уже поливную, а не подглазурную. До сих пор одним из основных признаков интерьера в стиле русской усадьбы XIX в. является печь с изразцами.

Майолика в интерьере легко превращалась из отделочного материала в настоящий шедевр изобразительного искусства, особенно когда росписью занимались такие известные художники, как Михаил Врубель, Виктор Васнецов, Пабло Пикассо или Мауриц Эшер. Даже поклонники хай-тека не отказались бы от такого драгоценного украшения интерьера. Хотя майолика лучше всего подходит для средиземноморского, мавританского и русского стилей, но в качестве панно она вписывается даже в современные стили. Причем контраст старинной техники рядом с новейшими отделочными материалами и бытовой техникой выглядит просто потрясающе.

Список используемой литературы

  • Кайгер-Смит, Алан , Оловянная керамика в Европе и исламском мире: 1000-летняя традиция майолики, фаянса и фаянса (Faber and Faber, 1973) ISBN  0-571-09349-3
  • Коэн, Дэвид Харрис и Гесс, Кэтрин, Путеводитель по итальянской керамике (Музей Дж. Пола Гетти совместно с British Museum Press, 1993)
  • Кора, Galeazzo Storia della Maiolica di Firenze e del Contado. Secoli XIV и XV (Флоренция: Сассони) 1973 г. Стандартная монография об основных ранних центрах, опубликованная в экстравагантном формате, которая сейчас приносит на книжный рынок более 1200 долларов.
  • Фаэнца . Журнал издается с 1914 года и посвящен майолике и глазурованной посуде.
  • Филиппони, Фернандо, Аурелио Ансельмо Груэ: майолик в сеттеченто фра Кастелли и Атри , Кастелли, Вердоне Эдиторе, 2015, ISBN  978-88-96868-47-8 .
  • Филиппони, Фернандо, Souvenir d’Arcadia. Ispirazione letteraria, classicismo и новые модели для декоративных произведений искусства Alla Corte di Clemente XI , Torino, Allemandi, 2020, ISBN   .
  • Мед, WB, европейское керамическое искусство (Фабер и Фабер, 1952)
  • Ливерани, Дж. Ла майолика итальянская сино алла сравнение делла Порселлана Европа Резюме столетнего исследования, в основном основанного на сохранившихся примерах.
  • Муссакио, Жаклин, Чудеса Майолики: итальянская керамика эпохи Возрождения из художественной галереи Коркоран (Bunker Hill Publishing, 2004)
  • Остерман, Матиас, Новая майолика: современные подходы к цвету и технике (A&C Black / University of Pennsylvania Press, 1999) ISBN  0-7136-4878-3
  • Рэкхэм, Бернард. Итальянская майолика (Лондон: Фабер и Монографии Фабера)
  • Солон, Марк Л., История и описание итальянской майолики (Cassell and Company Limited, Лондон, 1907 г.)
  • Уилсон, Тимоти, » Керамическое искусство итальянского Возрождения (Лондон) 1987″. Библиография.
  • —, Maiolica: итальянская керамика эпохи Возрождения в Ашмоловском музее (Ashmolean Handbooks, 1989) ISBN  0-907849-90-3
  • Феррари, Феличе (2003). La ceramica di Lodi [ Керамика Лоди ] (на итальянском языке). Аццано Сан Паоло: Bolis Edizioni.
  • Пул, Джулия Э. (1997). Итальянская майолика . Справочники музея Фитцуильям. Кембридж, Нью-Йорк, Мельбурн: издательство Кембриджского университета. ISBN .

Что такое майолика?

Расписная или однотонная плитка майолика с рельефной глазурованной поверхностью является дорогим элементом декора. Изначально это название использовалось для любых изделий, изготовленных из обожженной глины.

Для изготовления этого вида керамики применяется красная глина, которая покрывается белой эмалью. Первый слой глазури наносится под рисунок, а вторым покрывается изделие после росписи.

Обжиг изделия проводят 2 раза. Сначала закрепляют форму, а потом рисунок. Краска, которую используют для росписи, изготовляется из глазури с добавлением окиси олова. Блестящая поверхность изделия за счет рельефа создает блики. На изломе плитка имеет красный цвет.

История создания

Mayolica — разновидность керамики, история которой начинается в период неолита. Восточные изразцы с пестрой росписью проникли в Европу через испанский остров Майорка, которому обязана названием майолика.

На остров, игравший важную роль в торговых отношениях с другими странами, арабские купцы привозили блюда, кувшины, вазы, покрытые оловянно-свинцовой глазурью. Дорогостоящие украшения парадных залов и домов, принадлежавшие работе гончаров Египта, Ирана, Азии, высоко ценились и пользовались популярностью.

Собственные изделия у европейцев появились позже. В начале 16 в. всемирную известность приобрела итальянская майолика. Она отличалась чистыми цветами, для достижения которых рисунок наносился красками желтого и коричневого оттенков и цвета морской волны.

В это же время появились мастерские по изготовлению майолики в Испании, Германии, Франции. В Древней Руси технология изготовления применялась уже в 11 в., но расцвет архитектурная майолика получила спустя 6 столетий. Работе русских мастеров того времени принадлежат фризы, порталы, печные изразцы.

Свойства, характеристики, особенности и состав

Среди ценителей керамики, выполненной с использованием техники майолики, пользуется популярностью однотонная плитка. В этом случае глазурью и красками покрывается вся поверхность. При обжиге изделия компоненты сплавляются, создавая рельеф и цветовую гамму.

Преимуществом такого покрытия является оригинальная раскраска каждой плитки. Изделия имеют форму квадрата со стороной размером от 5 до 20 см. Майолика изготовляется из экологически чистого материала, отличается прочностью.

Кафель характеризуется высокой теплопроводностью, хорошо сохраняет тепло, поэтому часто практикуется его применение для печей, облицовки каминов.

Особенности майолики

За какие такие ценные свойства майолика получила такое признание и так высоко ценится? Во-первых, как и вся керамическая плитка, майолика – абсолютно экологичный материал. Во-вторых, она долговечна, а древние ее образцы сохранились до сих пор. В-третьих, эта плитка не поддается воздействию огня, обладает высокой теплопроводностью, не накапливает статическое электричество и долго остывает, поэтому ее часто использовали и используют для облицовки каминов.

На счет внешнего вида даже говорить не стоит – он шикарен, и именно благодаря ему майолика и ценится. За счет рельефной поверхности такая плитка очень интересно отражает свет, отлично сочетается с такими материалами, как дерево, камень, штукатурка. Для минималистичных интерьеров отлично подойдет однотонная плитка, а вот в классические неплохо впишется и разрисованная майолика.

Цена на майолику традиционно очень высока, причем однотонная плитка обойдется гораздо дешевле расписной. Стоит отметить, что некоторые магазины продают остатки плитки из каких-то коллекций дешевле, так как собрать из них целостный узор уже не получиться. Такие остатки и можно использовать для украшения собственной комнаты: выложить ими какую-то часть стены. При этом разные орнаменты только сыграют на руку, ведь получится что-то типа пэчворка.

Положительные и отрицательные стороны использования

Экологически чистый материал изготовляется из натуральной глины. При облицовке поверхности плитка хорошо клеится с помощью специального состава. За счет пористой структуры материал сохраняет тепло.

Технология изготовления плитки предусматривает обжиг изделия, поэтому они невосприимчивы к огню. Материал отличается:

  • прочностью, его можно использовать для пола;
  • длительным сроком эксплуатации;
  • устойчивостью к истиранию;
  • благородным внешним видом.

Уход за изделиями отличается простотой, не занимает много времени. К отрицательным качествам относится высокая цена и хрупкость материала. Поэтому установку нужно проводить аккуратно. Плитку легко разбить, если стукнуть по ней или уронить с высоты.

Глиняная посуда

Глиняная глазурованная посуда, имеющая непрозрачную белую глазурь с крашеным надглазурным декором цвета (а) металлооксидной эмали, — майолика . Он достиг Италии к середине 15 века. Он часто шелушится и несколько нежный. Слово также пишется с майоликой j . В современной Англии использование майолики с буквой i обычно ограничивается итальянской майоликой эпохи Возрождения. В США майолика с буквой j используется как для цветной глазури, так и для оловянной глазури. Во Франции и других странах оловянная майолика развивалась также как фаянс , а в Великобритании и Нидерландах — как фаянсовые изделия . Во Франции, Германии, Италии, Испании, Мексике и Португалии изделия из оловянной глазури называют майоликой , майоликой , майоликой , майоликой , талавера и майоликой соответственно.

Примеры глазурованной майолики (окунание, сушка, краска, огонь).

Глиняную форму окунули (или покрыли) в оловянной глазури, затем отложили для высыхания, затем нарисовали кистью на необожженной глазури, затем обожгли. Процесс требует четырех отдельных этапов и высокого мастерства в живописи.

Где найти майолику сегодня?

В XVII — XVIII веках одним из центров майоликового ремесла был Ярославль. В основном там изготавливали изразцы для украшения домов и храмов — «муравленые» (политые прозрачной глазурью цвета «травы-муравы») и ценинные (многоцветные эмалевые).

Искусство майолики в Ярославле не утрачено, оно возрождается в небольших мастерских и на фабрике, которую открыли в 1992 году художники-керамисты Евгений Шепелёв и Наталья Павлова.

Здесь изготавливают поливные изразцы, декоративную посуду, игрушку, сложную скульптурную миниатюру, в том числе коллекционную. Продукция расходится по городам России, отправляется на экспорт и отвечает за бренд «Ярославская майолика».

Особенность мастерской майолики Павловой и Шепелёва в том, что, хоть и создавали они её во времена, когда промысел был полностью утрачен, работают художники в традициях старых мастеров. Это значит, что каждое изделие — это авторская работа. В росписи и пластике прослеживается традиция, будь то традиция народной игрушки, поливной плитки или ярославской иконы. Современная майолика по-прежнему расписывается только вручную, по сырой глазури — подобно фреске, и подвергается двойному обжигу. Двух одинаковых изделий нет.

В то же время мастера экспериментируют с технологическим процессом, пробуют пластические и живописные возможности современных материалов — массы, глазури, люстра.

Благодаря бережному отношению к традиции и технологическому совершенству теперь Ярославль считается центром производства майолики в России.

Осторожность необходима со значениями

Английская глазированная майолика. Впервые показан на выставке 1851 года компанией Minton & Co., экспонат № 74. Музей гончарного дела, Сток-он-Трент, Великобритания.

Примечания в этой статье добавляют оловянную глазурь к слову, означающему «непрозрачная белая оловянная глазурь, окрашенная эмалями», и цветные глазури к слову, означающему «цветные свинцовые глазури, наносимые непосредственно на печенье».

Под майоликой понимаем

Леон Арну, художественный и технический директор Минтона , писал в 1852 году: «Под майоликой мы понимаем керамику, образованную из известковой глины, осторожно обожженной и покрытую непрозрачной эмалью из песка, свинца и олова …».

Леон Арну, 1853 г., описывает продукт Минтона, покрытый оловянной глазурью.

Он описывал глазированные изделия Minton & Co., изготовленные по технологии и стилям с имитацией итальянской майолики . Помните, что оловянная глазурь — это просто свинцовая глазурь с добавлением небольшого количества оксида олова. Его описание часто ошибочно упоминается как определение другого нового продукта Минтона, широко копируемой керамической сенсации викторианской эпохи, производимой позже в массовом порядке, — цветной свинцовой глазури МинтонаПалисси ». Французская керамика Бернара Палисси XVI века была хорошо известна и вызывала большое восхищение. Компания Mintons приняла название «посуда Palissy» для своей новой цветной глазури, но вскоре она стала известна также как майолика . Minton & Co., похоже, мало что сделала для того, чтобы провести четкое различие между своей глазированной оловянной и цветной глазурью.

Minton Archive — первый дизайн майолики

На дизайне Томаса Киркби G144 в архиве Минтона есть надпись: «Это первый образец майолики …». Дизайн выполнен в стиле итальянского Возрождения . Изображения крупным планом иллюстрируют дизайн, подходящий для тонкой работы кистью на плоских поверхностях. Дизайн — это редкая имитация итальянской майолики оловянной глазури Minton. Дизайн Минтона для посуды Palissy , также известной как майолика , подходил для «толстой» росписи цветной свинцовой глазурью на рельефных поверхностях, чтобы наилучшим образом использовать эффект глубокой печати .

Причины угасания интереса к итальянской майолике

Однако постепенно данное направление искусства начинает угасать, и к 17 столетию характер изделий коренным образом изменился. В некоторых регионах производство останавливается вообще, а в других начинают заниматься изготовлением простой по форме белой поливной посуды.

Несмотря на то, что упадок данного направления декоративно-прикладного искусства связывается со сменой стиля, главной причиной его стало появление и широкое распространение фарфора.

Стоит отметить, что полного исчезновения традиций полихромной майолики не произошло. В центрах вроде Фаэнцы и впоследствии изготавливалась глазурованная керамика, правда объемы производства были уже гораздо скромнее, а сегодня эти изделия носят сувенирный характер.

Майолика в интерьере квартиры

На сегодняшний день чаще всего можно приобрести итальянскую майолику зелено-желтого и зелено-синего цветов, потому что эти оттенки лучше всего сохраняются при высокой температуре при стандартном процессе обжига в печи. Более дешевым вариантом является плитка «под майолику», где рисунок просто нанесен на поверхность. Конечно, эксплуатационные свойства такой плитки гораздо ниже, чем у настоящей майолики. Кроме плитки для отделки ванной комнаты или рабочего фартука кухни изготавливаются декоративные панно, посуда и декоративные тарелки, наличники для окон и дверей, изразцы для оформления каминов и печей.

Хотя майолика в интерьере квартиры – дорогое удовольствие, но ее оригинальность и красота полностью компенсируют этот единственный недостаток. Да, майолика просто незаменима при создании запоминающегося, нескучного интерьера!

Что такое майолика?

В традиционном понимании майолика – это любое керамическое изделие, изготовленное из обожженной глины и покрытое глазурью. Плитка может быть как однотонной, так и иметь сложный рисунок, отличается характерным рельефом. Появилась такая плитка очень давно, еще во времена расцвета цивилизации в Вавилоне, Египте и Ассирии, а в Европу попала через остров Майорку, который называют также Мальорка. Именно эта местность и дала название майолике. В Средние века эта плитка получила широкое распространение в Европе и России, где ею отделывали монументальные и культовые сооружения, но центром в то время стала Италия, где майолику создавали многочисленные мастера для использования в скульптурных композициях.

Сегодня майолику изготавливают, в основном, из красной глины, на которую наносят эмаль, а потом в два слоя наносят глазурь, и дважды обжигают при температуре более 1000 С: сначала для того, чтобы закрепить форму, а потом, чтобы закрепить рисунок. В основе краски для росписи также глазурь, в которую добавляют окись олова.

Сегодня огромной популярностью пользуется однотонная майолика, когда глазурью покрывается полностью вся поверхность плитки. Под воздействием высокой температуры краска и глазурь спекаются, образуя уникальный рельеф. Каждая плитка настолько оригинальна, что двух одинаковых невозможно найти. Майолика редко бывает крупной: обычно это квадраты со стороной 5-20 см.

Майолика в интерьере

Чтобы добавить некоторого шика и изысканности интерьеру, можно использовать совсем немного майолики, ведь она в любом случае будет приковывать внимание. Итак, где же можно использовать майолику, чтобы украсить квартиру и не разориться?. Так как майолика изначально использовалась для обрамления каминов, то и сейчас лучше всего она будет смотреться при оформлении портала камина

Причем можно вписать лишь несколько плиток, а можно выложить контур – при грамотном подходе оба варианты будут смотреться гармонично. Майоликой даже выкладывают имитации камина в городских квартирах, создавая тем самым иллюзию и каламбур

Так как майолика изначально использовалась для обрамления каминов, то и сейчас лучше всего она будет смотреться при оформлении портала камина. Причем можно вписать лишь несколько плиток, а можно выложить контур – при грамотном подходе оба варианты будут смотреться гармонично. Майоликой даже выкладывают имитации камина в городских квартирах, создавая тем самым иллюзию и каламбур.

Отлично майолика будет смотреться в ванной, где ею можно выложить лишь отдельные зоны. Так, например, в районе душа и около зеркала над раковиной такая плитка будет выглядеть наиболее удачно.

В средиземноморских странах нередко плиткой выкладывают пространство около входной двери со стороны улицы. Подобные южные мотивы можно будет реализовать у себя в прихожей, если скомбинировать майолику с плиткой, штукатуркой или декоративным камнем. Кроме того, отлично майолика смотрится в обрамлении дверных и оконных проемов, а в дополнение можно выложить ею подоконник.

Также майолика эффектно смотрится около лестницы: ею можно украсить стену, организовав интересный бордюр. Но самый распространенный вариант – использовать ее для декора подступенков, с которыми лестница мгновенно приобретает какие-то неаполитанские мотивы, а квартира становится оригинальной.

Отлично смотреться будет майолика на кухне. Отделать всю рабочую зону вместе с фартуком и столешницей таким материалом под силу далеко не всем, а вот встроить эти фрагменты в обычную плитку можно. Таким же образом можно оформить рабочую поверхность, или даже украсить предметы интерьера, которые вмиг станут ключевой деталью интерьера. Но и на этом сфера использования майолики не ограничивается. Ее можно использовать для украшения совершенно любого объекта: подноса, зеркала, журнального столика и т.д.

Статья написана для сайта moscowsad.ru.

Роль в интерьере

Использование изразцов при отделке квартиры является стильным вариантом оформления помещения. Этот вид декоративной керамики применяется в дизайне ванной, прихожей. Цветовая гамма майолики позволяет создать уютную атмосферу в средиземноморском или другом стиле в кухне и столовой комнате.

Отлично сочетается майолика в интерьере с природными материалами, такими как камень, дерево, ткань, необработанная штукатурка. Коллекция керамической плитки Виченца майолика отражает стиль, созданный архитектором Палладио.

Материал позволяет воплотить дизайнерские решения благодаря наличию деталей, необходимых для воссоздания классического интерьера в римском стиле. Декоративное квадратное панно или напольная плитка является отличным решением для осуществления художественных проектов.

Фасадная майолика позволяет украсить дом с наружной стороны. Керамогранит является одним из видов плиток, который производится методом прессования смеси из глины и силикатных материалов (кварц) под высоким давлением. В состав вводятся красящие пигменты.

После обжига образуется монолит, по прочности превышающий природный материал. Керамогранит отличается устойчивостью к износу, воздействию агрессивной среды, характеризуется низким показателем поглощения влаги. Поверхность материала бывает полированной, может иметь рельеф и структуру.

В центре народного гончарства в течение нескольких веков изготовляется гжельская майолика. Технология декора изделий предусматривает роспись по белой эмалированной поверхности.

Изделия из глины, покрытые специальной глазурью, можно встретить среди бижутерии. Бусины, изготовленные по технике майолика, иногда по внешнему виду путают с жемчугом, добытым из морских раковин.

Имя

Зарядное устройство Istoriato , Фаэнца , ок. 1555 ( Художественный музей Далласа )

Считается, что это название происходит от средневекового итальянского слова, означающего Майорку , острова на пути кораблей, доставляющих испано-мавританские изделия из Валенсии в Италию. Считается, что мавританские гончары с Майорки работали на Сицилии, и было высказано предположение, что их изделия попали на материковую часть Италии из Кальтаджироне . Альтернативное объяснение названия состоит в том, что оно происходит от испанского термина obra de Málaga , обозначающего « товары из Малаги», или obra de mélequa , испанское название блеска.

В 15 веке термин майолика относился исключительно к люстрам , включая импортные изделия как итальянского, так и испанского производства, а изделия из оловянной глазури были известны как бьянки (белые изделия). К 1875 году этот термин использовался для обозначения керамики, сделанной в Италии, блестящей или нет, из глиняной посуды с оловянной глазурью. С испанским завоеванием Мексики изделия из глазурованной оловянной майолики стали производиться в долине Мексики еще в 1540 году, сначала в имитации глазурованной керамики, импортированной из Севильи . Мексиканская майолика известна как « Талавера ».

«Посредством удобного расширения и ограничения это название может применяться ко всей глазурованной посуде любой национальности, сделанной в итальянской традиции … имя faïence (или синоним английского« фаянс ») зарезервировано для более поздних изделий XVII века и далее, либо в оригинальном стиле (как в случае с французским), либо, чаще, в голландско-китайской (Делфтской) традиции ». Термин «майолика» иногда применяется к современной глазурованной посуде мастерских гончаров.

Майолика в интерьере квартиры, майоликовая посуда

Что такое сегодня майолика – посуда, декор, расписная плитка. Последний вариант самый трендовый.

Используется майолика для:

  • облицовки камина;
  • декорирования стены душевой;
  • фрагментов украшения экстерьера прихожей;
  • оформления откосов и наличников;
  • декорирования ступеней;
  • оформления изразцов для кухни;
  • предметного дизайна – к примеру, декорирования столешницы журнального столика.

Справка. Майолика – это еще и самодостаточный арт-объект. Емкость (не то ваза, не то тарелка), панно в раме и другие декоративные вещи не требуют привязки к помещению и функциональной зоне. Примеры на фото доказывают это!

Русская майолика

Стараниями князя Меньшикова в Стрельне, в 18 веке была основана керамическая фабрика. В основном продукцию использовали для декорирования храмов и светских зданий: подобный декор считался признаком роскоши, богатства. Большим спросом пользовалась сделанная способом майолики посуда.

Изразцы (русская майолика предполагает и их тоже), а также мелкая пластика и посуда прославили московскую фабрику Гребенщикова. В мастерских Гжели делали керамические изделия, способные конкурировать с московской продукцией. О том, что такое представляла майолика в то время, ярко говорит тот факт, что Васнецов, Врубель и Головин и другие известнейшие живописцы эпохи, выполняли изображения для русской керамики 19-20 веков.

Примеры русской майолики смотрите в этом видео:

Производство плитки майолики

Оборудование

Как и для изготовления обыкновенной керамической плитки, требуется оборудование для измельчения и перемешивания сырья, а также приспособления для формовки и сушки сформованных изделий. Что касается печей, то они должны обладать функцией равномерного распределения тепла. Это необходимо, чтобы все изразцы давали одинаковую и равномерную усадку.

О секретах производства плитки майолики расскажет данный видеосюжет:

https://youtube.com/watch?v=PaB9V5V8E7E

Расчет сырья

Основой для сырья служат глины красного оттенка, способные легко плавиться. Они могут вовсе не содержать добавок. Или дополняться некоторыми количествами известняка, мела, песка (кварцевого). За счет этих добавок глазурь крепче держится на глиняном черепке. В современном производстве появились новые дополнительные включения – синтетические. С их помощью появилась возможность сделать плитку более крепкой и прочной.

Работать с глиной достаточно сложно. Этот материал отличается хрупкостью и не всегда стабильным составом. На крупном производстве, где всё поставлено на поток, порой для достижения нужного результата приходится использовать пять-шесть разновидностей глины.

Технология изготовления майолики рассмотрена ниже.

Фото плитки майолики от Уралкерамики в интерьере ванной

Технология

Пройдя процесс формования, плитки отправляются подсушиваться, а затем проходят первый обжиг. Температура печи при этом варьируется от 900 до 950 градусов Цельсия.
Далее керамический черепок покрывают пастой, сделанной на основе глины. Она может иметь белый, розовый, фиолетовый, зеленоватый оттенок. Так получается фон для будущей росписи. Плитку с нанесенной пастой вновь обжигают. Паста при этом спекается и становится твердой. Температура печи при этом не превышает 1100 градусов.
Теперь можно наносить рисунок. Иногда применяют и лепной декор. Художники рисуют узоры вручную. После их высыхания плитки покрываются слоем бесцветной прозрачной глазурью. И опять им предстоит медленный обжиг – уже в третий раз

Тут очень важно выдержать температурный режим и время. Иначе может узор растечься

Или краски потеряют свои цвета.

Иногда после последнего обжига делают еще и надглазурную роспись, которая выглядит особенно живо и эффектно. Столь сложная технология делает эти красивые изделия достаточно дорогими.

Об изготовителях плитки майолики из России, Польши, других стран, например Магма, Тубадзин, Памеса каса , Сокол и других расскажем ниже.

Зачем нужна глазурь

Именно цветные блестящие глазури делают майолику узнаваемой, но изначально они были нужны просто как часть технологического процесса.

Глазурь — это жидкий состав из толчённого до состояния пудры стекла, окислов металлов и воды. В печи такая глазурь расплавлялась, сцеплялась с черепком и запечатывала поры изделия. Так оно становилось прочным и водонепроницаемым.

Для росписи по сырой глазури керамисты XV — XVII веков использовали краски минерального происхождения. Составы красок, как правило, хранили в секрете. Синий получался из кобальта, зелёный из меди, жёлтый из мышьяка и железа, пурпурный цвет давал марганец. Красный пигмент был самым редким и добывался из богатой железом глины.

Какая глина подойдёт?

Материалом для майолики служит обычная красная глина, мел, кварцевый песок, известняк. Черепок у такой глины пористый, цвет — в диапазоне от светло-кремового до красного. Раньше глину добывали обычно по берегам рек, потом тщательно обрабатывали и сушили. Мастера использовали гончарные колёса различных конструкций, приспособления для придания глине нужной формы.

Черепок майолики обычно светлый, но если глина была красной из-за большого количества железа в составе, на него наносили ангоб — слой белой обмазки, а только потом — глазурь.

В современном майоличном промысле изделия часто более сложной формы, поэтому мастера отливают их с помощью гипсовых форм или штампуют в пресс-формах.

Расцвет итальянской майолики. Популярные мотивы декора

Своего расцвета данная техника достигла в 16 столетии, когда появилось много новых регионов ее изготовления: Венеция, Губбио, Урбино, Деруга, Кастель-Дуранте. Серьезная конкуренция наблюдалась между мастерами Урбино и Фаэнцы, на которых ориентировались керамисты других городов. Но, несмотря на это, для изделий каждого региона были присущи свои характерные особенности.

Нельзя не отметить, что на роспись керамики огромное влияние оказывали хорошо развитые в ту эпоху графика и живопись. Это способствовало возникновению новой манеры росписи, когда красочные повествовательные картины переносились непосредственно на блюда. Называлась такая техника istoriati. Оформленные таким образом изделия по сравнению с обычной станковой картиной были значительно дешевле, благодаря чему пользовались большим спросом по всей Италии.

Еще один интересный и важный мотив – оформление гротеском, который из монументального и грубоватого превратился в миниатюрные и изящные творения благодаря кисти Рафаэля. Работы автора пользовались таким успехом, что другие керамисты стали создавать своего рода первые репродукции с его изделий, перенося изображения на свою майолику.

В таких композициях декор размещался по одному из двух принципов:

Историческая справка

Если кратко, то история направления, вполне возможно, несколько тысяч лет назад началась в Египте, Ассирии и Вавилоне. И когда прекрасные керамические образцы попали в Европу, их путь пролегал через испанскую Майорку. Отсюда и название технологии. Собственная технология в Старом Свете появилась только в конце 16 века, благодаря стараниям голландцев.

Справка. Русский вклад в развитие направления – возникновение в Средневековье первых образцов глазурованной расписной керамики. С 18-ого столетия ее стали выпускать в промышленных масштабах, Гжельские и Ярославльские мастерские, а также Московский завод Гребенщикова стали флагманами производства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector