Хохлома

Содержание:

«Бьём баклуши» и делаем «бельё»

Сейчас поясню, что это значит. Прежде чем что-то расписать хохломой, нужно это что-то создать.

На самом первоначальном этапе мы будем «бить баклуши» — именно так раньше на Руси назывался процесс изготовления деревянных заготовок будущего изделия.

Работа это ответственная да кропотливая, так как сначала топорами делаются нужных размеров бруски, а потом при помощи инструментов – тесла, резца и ножа – им придаётся форма ложки, миски, чашки и любого другого предмета. Важный секрет мастеров – дерево должно быть сырым, и лишь потом оно сушится. Вот так из баклуш получалось «бельё» — обработанное дерево с легким розоватым оттенком.

Высушенное «бельё» начинают грунтовать. Что это значит? Это второй этап подготовки изделия для художественной росписи. Сначала отшлифованное от шероховатостей при помощи шкурки «бельё» обмазывают несколькими слоями льняного масла, а потом на него наносят особый состав – вапу. Будущая красота после нанесения грунтовки становится похожа на коричневый глиняный предмет, так как в составе вапы – очищенная глина. Дерева из-под вапы не видно совсем.

Отгрунтованное изделие отправляется в печь, а потом снова шлифуется, чтобы оно стало гладким и глянцевым, а затем обмазывается олифой. Она пропитывает грунт и создаёт особую плёнку, к которой липнет металлический порошок – полуда. Раньше в качестве полуды служило олово, мы с вами об этом уже упоминали, а сегодня используется алюминий.

Втирая полуду, мастер занимается лужением, и вот уже лужёная кружка или ложка кажутся сделанными совсем не из дерева, а отлитыми из металла, сверкая серебристым матовым блеском.

Всё, предмет готов для кисти мастера.

История

Россия славится народными промыслами, и хохлома — самый известный вид русской народной живописи.

История промысла начинается в XVII веке, а его родина — левый берег Волги, нижегородские деревни и села. Возникновение промысла на нижегородской земле связывают с появлением в этих краях последователей «старой веры», скрывавшихся от гонений в лесах Заволжья.

Среди староверов было много иконописцев, знавших секрет изготовления «золотых» икон без применения золота. Деревянные иконы сначала покрывали порошком серебра, затем наносили на них вареное льняное масло — олифу — и отправляли в печь. После обработки в печи икона обретала восхитительный золотистый цвет.

Массовое производство деревянной посуды, расписанной с использованием техники иконописи, началось с появлением более дешевого, чем серебро, материала — олова, а потом и алюминиевого порошка. Нижегородские крестьяне, уже давно владевшие в совершенстве искусством объёмной резьбы по дереву, освоили «золотую» роспись и превратили производимую ими посуду в яркие и нарядные произведения декоративно-прикладного искусства.

Узорами украшали все типы русской деревянной посуды: ложки, ковши, братины, подносы, тарелки, чаши, миски, туеса.

Ложки, плошки и всё на свете.

Нижегородские земли не очень плодородны, поэтому занятие народным промыслом стало новым источником дохода для большинства крестьян сел и деревень Заволжья. Производимая ими посуда свозилась в крупное торговое село Хохлома для дальнейшей продажи. От наименования села и произошло название промысла. Из Хохломы нарядная посуда отправлялась по Волге в другие города и страны.

Итак, распространению изделий с хохломской росписью способствовало несколько причин:

  • обилие леса;
  • близость Волги — главной торговой артерии;
  • распространение в Заволжье искусства золотой росписи на деревянных изделиях;
  • местные традиции искусства объёмной резьбы по дереву.

Уже в XIX веке слава нижегородских мастеров хохломы перешагнула границы России, а благодаря Всемирной выставке в Париже в 1889 году о золотой хохломе узнали не только в Европе, но и в Азии, и в Америке.

Поэтапное выполнение работ на тему «Декоративное рисование в стиле золотая хохлома»

Для поэтапного выполнения работы происходит вовлечение детей в процесс открытия новых знаний.

  1. Кисть нужно держать тремя пальцами почти вертикально.
  2. Изначально ребенок должен изобразить изогнутую ветвь.
  3. Затем нужно нарисовать листочки и ягодки.
  4. Потом рисуется трава и завитки.
  5. Следует помнить о нанесении черного фона.
  6. В конце проводится легкая гимнастика для рук.

Схема конспекта занятия по декоративной росписи в старшей группе детского сада

Схема конспекта выглядит следующим образом:

  • Образовательная цель.
  • Задачи.
  • Новый способ действия.
  • Какие понятия, знания необходимо актуализировать.
  • Прчина затруднения выполнения работы.
  • Цель деятельности детей по преодолению затруднения.
  • Создание всевозможных условий для реализации своих действий.
  • Разминка.
  • Сопровождение музыкальными композициями.
  • Анализ работы.

Конечный результат

Материалы для росписи и этапы подготовки к росписи

Деревянные основы для росписи называют «бельем». Для изготовления предметов из дерева необходима не только краска разных оттенков, но и специальная очищенная глина (вапа), которая выполняет роль грунтовки. Также необходима олифа (льняное масло), от правильного нанесения которой зависит прочность нанесения узора.

Следующий этап называется лужение, которое выполняют алюминиевым порошком. Его интенсивно втирают в изделие, после чего предметы приобретают блеск и готовы к дальнейшей росписи. Краски, которые используют мастера в работе только масляные, а кисточки для нанесения узора преимущественно беличьи.

Разновидности хохломы

Известно несколько видов росписи в стиле хохломы. Они отличаются способом нанесения и изображением на деревянных предметах. По типу нанесения хохлому делят на следующие виды:

  • фоновый – рисунок выполнен на однотонном основном фоне, а орнамент выполняется золотой краской;
  • верховий – нанесение рисунка на уже готовое поле.

Техника имеет различные способы росписи. Наиболее сложная методика – нанесение росписи под фон. Изначально на заготовку из дерева наносят контуры узора, а затем начинают закрашивать некоторые части черным или красным фоновым цветом. После нанесения фонового слоя приступают к выполнению узоров и других сложных деталей.

«Пряник»

Самый простой способ называется «Пряник». В центре изделия представлено изображение геометрической фигуры, например, ромба или квадрата. Внутри ее дополняют солнцем, вьющимися растениями, разнотравьем.

«Травка»

«Травка», или травяная роспись, наносится отрывистыми мазками. Крупными мазками выполняют листья, более мелкими – травинки или капельки росы. Такой элемент верховой росписи позволяет заполнять всю поверхность изделия ажурным рисунком. Это один из наиболее сложных видов, который требует от мастера терпения и особого внимания.

«Ягодка»

Очень напоминает «Травку» еще одна техника под названием «Ягодка». Однако стиль выглядит богаче и более декоративнее предыдущего. В его основе переплетение из крупных ягод и разнотравья. Как правило, мастера изображают землянику, крыжовник, виноград, а из цветов — ромашку и колокольчик.

«Кудрины»

Для «Кудрины» характерна некая витиеватость растительных узоров. При этом орнамент выполняют золотой краской. Особенность нанесения — в работе очень тонкой кисточкой.

Разновидности хохломы

Известно несколько видов росписи в стиле хохломы. Они отличаются способом нанесения и изображением на деревянных предметах. По типу нанесения хохлому делят на следующие виды:

  • фоновый – рисунок выполнен на однотонном основном фоне, а орнамент выполняется золотой краской;
  • верховий – нанесение рисунка на уже готовое поле.

Техника имеет различные способы росписи. Наиболее сложная методика – нанесение росписи под фон. Изначально на заготовку из дерева наносят контуры узора, а затем начинают закрашивать некоторые части черным или красным фоновым цветом. После нанесения фонового слоя приступают к выполнению узоров и других сложных деталей.

«Пряник»

Самый простой способ называется «Пряник». В центре изделия представлено изображение геометрической фигуры, например, ромба или квадрата. Внутри ее дополняют солнцем, вьющимися растениями, разнотравьем.

«Травка»

«Травка», или травяная роспись, наносится отрывистыми мазками. Крупными мазками выполняют листья, более мелкими – травинки или капельки росы. Такой элемент верховой росписи позволяет заполнять всю поверхность изделия ажурным рисунком. Это один из наиболее сложных видов, который требует от мастера терпения и особого внимания.

«Ягодка»

Очень напоминает «Травку» еще одна техника под названием «Ягодка». Однако стиль выглядит богаче и более декоративнее предыдущего. В его основе переплетение из крупных ягод и разнотравья. Как правило, мастера изображают землянику, крыжовник, виноград, а из цветов — ромашку и колокольчик.

«Кудрины»

Для «Кудрины» характерна некая витиеватость растительных узоров. При этом орнамент выполняют золотой краской. Особенность нанесения — в работе очень тонкой кисточкой.

Роспись на предметах быта

Деревянная расписная посуда «под хохлому» популярна и сегодня. Это довольно стильное украшение интерьера. Кроме этого, посуда с хохломскими узорами отличается экологичностью. Спросом пользуются кухонные наборы, отдельные предметы утвари. Расписывают мебель, бытовую технику и даже автомобили. Оценили хохлому в мире высокой моды. Некоторые элементы рисунка используют для создания целой коллекции модной одежды.

Иметь в своем доме предметы, украшенные хохломской росписью – это означает ценить традиции русского народа. Хохлома способна украсить каждый дом и внести уют в семейный очаг.

Роспись на предметах быта

Деревянная расписная посуда «под хохлому» популярна и сегодня. Это довольно стильное украшение интерьера. Кроме этого, посуда с хохломскими узорами отличается экологичностью. Спросом пользуются кухонные наборы, отдельные предметы утвари. Расписывают мебель, бытовую технику и даже автомобили. Оценили хохлому в мире высокой моды. Некоторые элементы рисунка используют для создания целой коллекции модной одежды.

Иметь в своем доме предметы, украшенные хохломской росписью – это означает ценить традиции русского народа. Хохлома способна украсить каждый дом и внести уют в семейный очаг.

Жостовская роспись на подносах

Не все виды росписи на Руси дошли до наших времен. Например, традиция расписывать подносы появилась на Урале, на заводах Демидовых, еще в XVIII в., но сама жостовская роспись возникла лишь спустя сто лет. Основоположниками этого вида принято считать бывших крепостных, братьев Вишняковых, которые открыли художественную мастерскую в деревне Жостово.

Свой товар они продавали в Москве. Братья занимались росписью шкатулок, портсигаров, альбомов, чайников, но именно расписные подносы стали визитной карточкой Жостова. Изготавливаются они следующим образом:

  1. Из стали делается заготовка.
  2. Все неровности шлифуются и поверхность грунтуется.
  3. Далее ее покрывают масляным лаком. Кстати, оригинальный рецепт всегда хранился в секрете, сегодня известно только, что делали его на основе африканской пальмовой смолы.
  4. Следующий этап – создание широкой кистью замалевка, общего фона будущей картины. Его наносят краской, разбавленной льняным маслом.
  5. В течение нескольких часов изделие обжигают в печи.
  6. Далее следует нанесение первичного объема. На профессиональном жаргоне – тенежка.
  7. На этапе прокладки орнаменту придают объем, прорисовываются детали.
  8. Следующий шаг называется бликовка, при помощи которого создается иллюзия освещенности.
  9. На этапе чертежки и привязки художник добавляет мелочи, чтобы объединить отдельные детали рисунка в одно целое.
  10. В самом конце художник оформляет бортики подноса и покрывает изделие бесцветным лаком.

узоры для начинающих, трафареты и шаблоны с фото

Хохломская роспись — это старинный русский промысел художественно-прикладного искусства. Уже на протяжении более 300 лет практикуется изготовление «парадной» посуды в России, которая стала визитной карточкой страны и представляет собой сложный технологический процесс. От изготовления деревянных заготовок, особой обработки изделия и непосредственной росписи изделий в оригинальном красно черно-золотом оформлении причудливых завитков растительности. В данной статье предоставлена информация о технологии хохломской росписи, узоры для начинающих тоже прилагаются.

Процесс изготовления

Саму технологию получения «позолоты» по преданию позаимствовали у иконописцев. Говорят, что один из них ушел в деревни Заволжья, где в те времена промышляли изготовлением деревянной посуды и зарождались различные виды орнаментов и узоров. Так вот сама позолота не являлась золотом. Процесс получения такого эффекта — это результат не однодневной работы с изделием. Когда деревянные доски, ложки и другая утварь изготовлялась, использовали глину, олифу, оловянную пыль, а затем и алюминиевую, и изделие изначально было посеребренным. Для детей есть материалы и попроще.

Технология производства посуды дошла до нашего века почти неизменной в своих этапах. Для начала делают заготовки для посуды из деревянных брусков, чаще используют липу и осину. Она должна быть достаточно просушенной ни один день. Затем изделие грунтовали, обмазывали глиняной «вапой» — это специальный раствор глины с олифой, затем пропитывали несколько раз олифой в интервалах, прогревали в печах при температуре 80-90 градусов. Делается за сутки.

Следующий этап называется лужение, при котором изделие с масляной пленкой обтирали оловянным порошком, а затем снова вытирали олифой, тогда то уже и получался «золотой» цвет.

Мотивы и виды

В современных художественных школах обязательно изучают этот вид художественного искусства. Конечно не используют сам вид производства, но учатся азам рисования.

Хохлома — это изобилие растительных элементов с добавлением ягод рябины, клубники, листьев и цветов, преимущественно с использованием красного, золотого, черного и иногда зеленого цветов. Иногда в рисунок включают картинку жар-птицы. Рисуют масляными или акриловыми красками.

Как рисовать хохломские орнаменты? Сначала нужно рассмотреть типы росписи и научиться рисовать элементы мотивов. Впрочем, сами мотивы — завитки и круги — могут видоизменяться, но технику рисования можно соблюдать по определенным шаблонам и трафаретам.

Чем рисуют орнаменты сейчас? Технический прогресс не стоит на месте и в современном искусстве достаточно широк ассортимент различных красок. Так есть акриловые золотистые краски, которые наносятся на дерево. На самом деле, в наши дни традиционную хохломскую роспись наносят на любые поверхности, на пластиковые и металлические. Красивый орнамент набрал популярность в аэрографии машин, ноутбуков, телефонов.

Основные типы росписи под хохлому делятся на фоновую и верховую. При верховой росписи рисунок наносится на золотой фон. Преобладают красный и черный цвет, но можно добавлять зеленые листья.

Рисование под фон обычно в старину делалось таким образом, что фон создавал как раз таки листья и ягоды, рисовали только контуры, но разрисовывали за их пределами в основном черным или красным цветом, на золотом фоне добавляли прожилки для листочков. Фото ниже.

Хохломская роспись стала визитной карточкой России, туристы часто увозят к себе домой диковинные наборы для супов, ложки, кружки, салатницы и конфетницы, разделочные доски. Такая посуда долговечна и украшает интерьер, даже в старину эти наборы считались праздничными и очень часто служили только на важных событиях.

Материалы и инструменты

Если вы не собираетесь становиться художником, популяризирующим народные промыслы, не нужно сразу же бежать в магазин товаров для творчества, покупать специальную бумагу, профессиональные краски и кисти. Для первого опыта вполне достаточно бюджетных материалов и инструментов.

Хохломская роспись поэтапно – для нее вам нужны:

  • акварельная бумага (любая плотность, на какой вам удобнее рисовать, ту и берите);
  • беличьи кисти (купите стандартный набор из 4-5 кистей разных номеров);
  • гуашь (12-16 цветов будут оптимальным набором);
  • акриловые краски (не обязательно, но работать с ними приятно);
  • карандаш, ластик;
  • трафареты (если рисовать вы не умеете совсем).

Сначала вы попробуете рисовать на бумаге, без переноса изображения на изделия, которого оно должно украшать. Например, вы решили нарисовать яркую хохломскую роспись на деревянной ложке. Отработайте навыки на бумаге, впоследствии перенести их на изделие будет просто.

Узнаваемый хохломской орнамент новички часто переносят на разделочные доски, которые становятся декором на кухне. С них тоже можно начинать свое приобщение к народным ремеслам. Ребенок тоже может расписать дощечку, но предварительно он должен потренироваться на бумаге.

Пример детской росписи хохломой ложек из бумаги

Хохломская роспись – поэтапное рисование, которое повторяет классическую процедуру изображения узоров. И даже малыши проходят ее пошагово. Сначала они изучают картинки-образцы красивых хохломских произведений, обсуждают их, описывают. Далее можно обратиться к тренажерам-прописям, где ребята могут потренировать себя в прорисовке основных элементов. Взрослым такие тренажеры тоже помогут «набить руку».

О том, как расписать матрешку, вы узнаете из нашей статьи: «Хохломская игрушка: история появления, достоинства расписных игрушек, мастер-класс по росписи матрешки».

Как и когда возникла хохлома

Архивы показывают, что впервые о красивой расписной посуде упоминают в 1659 году. Именно тогда некий боярин по фамилии Морозов потребовал собрать с Заволжских земель посуду разнообразных размеров и мастеров по оловянному делу. В те времена олово применяли для золочения. Морозов в те времена владел селом Семеновское. В нем, а также в соседнем селе под названием Хохлома был сформирован промысел по росписи деревянных изделий.

Развитию подобного промысла на Руси способствовала близость крупного торгового пути (волжского) и соседство с ярмаркой – Макарьевской. Качество посуды было настолько высоким, что ее производство сделали главным для жителей промыслом, а село Хохлома – торговым пунктом, где продавалась уникальная посуда с необычным рисунком. После 1916 года было принято решение об открытии Школы художественной обработки деревянных изделий. Так хохлома получила новый виток развития.

Шаблоны росписи хохломы

Роспись хохлома использует, в основном, картинки растительного происхождения — имеются в виду травинки, ягоды, веточки, стебли вьющихся растений и цветы. Особенно распространены рисунки цветов розы, шиповника, рябины, травки.

Однако, мастера часто прибегают и к животным орнаментам, изображая сказочных птиц, зверей и насекомых в движении, образуя незамысловатые сценки.

Несмотря на то, что тематика росписи четко определена, мастера должны творчески подходить к процессу, каждый раз выдумывая уникальные рисунки. Новички, в силу отсутствия опыта, могут использовать трафареты, чтобы роспись хохлома получилась красивой.

Потренироваться можно, не только перерисовывая готовые рисунки. Используйте эти простые схемки — они помогут вам рисовать простые цветочные орнаменты.

Повторив узор несколько раз, вы набьете руку и создавать интересные рисунки масляными красками для вас будет так же просто, как и научиться рисовать карандашом.

На схемах видно, что при рисовании используются не только кисточки разного размера и формы — некоторые рисунки можно сделать штампами. Печати легко изготовить из подручных средств: круглой терки на простом карандаше, разрубленного пополам овоща или фрукта.

Основное применение техники — это украшение посуды, но в последнее время красивый узор стал настолько популярным, что его стали использовать практически везде. К примеру, в моду вошли платья, футболки, украшения, на которых присутствует роспись хохлома.

Кроме того, таким образом оформляют машины, велосипеды, брелоки, шкатулки, мебель — все зависит от фантазии мастера.

Шаблоны росписи хохломы

Роспись хохлома использует, в основном, картинки растительного происхождения — имеются в виду травинки, ягоды, веточки, стебли вьющихся растений и цветы. Особенно распространены рисунки цветов розы, шиповника, рябины, травки. 

Однако, мастера часто прибегают и к животным орнаментам, изображая сказочных птиц, зверей и насекомых в движении, образуя незамысловатые сценки. 

Несмотря на то, что тематика росписи четко определена, мастера должны творчески подходить к процессу, каждый раз выдумывая уникальные рисунки. Новички, в силу отсутствия опыта, могут использовать трафареты, чтобы роспись хохлома получилась красивой. 

Потренироваться можно, не только перерисовывая готовые рисунки. Используйте эти простые схемки — они помогут вам рисовать простые цветочные орнаменты. 

Повторив узор несколько раз, вы набьете руку и создавать интересные рисунки масляными красками для вас будет так же просто, как и научиться рисовать карандашом. 

На схемах видно, что при рисовании используются не только кисточки разного размера и формы — некоторые рисунки можно сделать штампами. Печати легко изготовить из подручных средств: круглой терки на простом карандаше, разрубленного пополам овоща или фрукта. 

Основное применение техники — это украшение посуды, но в последнее время красивый узор стал настолько популярным, что его стали использовать практически везде. К примеру, в моду вошли платья, футболки, украшения, на которых присутствует роспись хохлома. 

Кроме того, таким образом оформляют машины, велосипеды, брелоки, шкатулки, мебель — все зависит от фантазии мастера.

Что такое хохлома и ее отличительные признаки

Хохлома – один из народных промыслов России. Фон изделий всегда черного цвета, но, несмотря на это, все предметы, расписанные в стиле хохлома, выглядят очень ярко. Обязательный элемент росписи – присутствие золота. К другим традиционным чертам хохломы относят изображения ягод, ветвей и листочков, а также птиц, животных и даже рыб.

На Руси дерево играло очень большую роль. Из него строили добротные избы, предметы мебели, посуду. Среди обычной посуды, изготовленной ремесленниками, существовали особые предметы сервировки, которые подавались на пирах и царских приемах. Они были окрашены особым ртутьсодержащим природным материалом, который назывался киноварью. Сверху посуду покрывали золотом. Медово-золотистый оттенок достигался неоднократной обработкой в печи при воздействии высокой температуры. Такой цвет придавал деревянным приборам массивности.

Изначально производство было налажено при монастырях на Руси. Например, среди большинства ремесленников Троице-Сергиевой лавры работали крестьяне из некоторых заволжских сел. Считается, что хохлома получила развитие благодаря старообрядцам, переселенцам с других земель, которые занимались посудным промыслом.

Роспись хохлома — история творчества

Роспись хохлома – особый вид рисования, который появился примерно в ХVII столетии в районе Нижнего Новгорода. Название данное творчество получило благодаря городку Хохлома — крупному в то время центру, в который сходились торговцы со всей округи.

Существует две версии возникновения данного вида росписи: первая приписывает идею создания старообрядцам — приверженцам так называемой «старой» христианской веры до принятия различных религиозных реформ в начале ХVII столетия.

Многие из них, спасаясь от гонений за свои убеждения, переселились именно в нижегородские земли, принеся с собой мастерство иконописи, книжной миниатюры, огромный багаж символики и узоров для росписи. В то же время здесь проживали мастера посудного дела, создававшие великолепную кухонную утварь из дерева.

Объединившись, оба человеческих умения дали начало красивейшей посудной росписи.

Сторонники же второй версии утверждают, что способ придания золотистости кухонной утвари и последующей ее росписи нижегородцы использовали еще до появления старообрядцев. В больших поселениях ремесленников Мурашково, Семеновское и Лысково создавали деревянную посуду, которую красили «под олово» – то есть, использовали технологии, предшествующие появлению хохломы, которая стала в один ряд с излюбленными техниками украшения: резьбой и выжиганием по дереву.

Шаблоны росписи хохломы

Роспись хохлома использует, в основном, картинки растительного происхождения — имеются в виду травинки, ягоды, веточки, стебли вьющихся растений и цветы. Особенно распространены рисунки цветов розы, шиповника, рябины, травки.

Однако, мастера часто прибегают и к животным орнаментам, изображая сказочных птиц, зверей и насекомых в движении, образуя незамысловатые сценки.

Несмотря на то, что тематика росписи четко определена, мастера должны творчески подходить к процессу, каждый раз выдумывая уникальные рисунки. Новички, в силу отсутствия опыта, могут использовать трафареты, чтобы роспись хохлома получилась красивой.

Потренироваться можно, не только перерисовывая готовые рисунки. Используйте эти простые схемки — они помогут вам рисовать простые цветочные орнаменты.

Повторив узор несколько раз, вы набьете руку и создавать интересные рисунки масляными красками для вас будет так же просто, как и научиться рисовать карандашом.

На схемах видно, что при рисовании используются не только кисточки разного размера и формы — некоторые рисунки можно сделать штампами. Печати легко изготовить из подручных средств: круглой терки на простом карандаше, разрубленного пополам овоща или фрукта.

Основное применение техники — это украшение посуды, но в последнее время красивый узор стал настолько популярным, что его стали использовать практически везде. К примеру, в моду вошли платья, футболки, украшения, на которых присутствует роспись хохлома.

Кроме того, таким образом оформляют машины, велосипеды, брелоки, шкатулки, мебель — все зависит от фантазии мастера.

Какой взять колер

Вам потребуются краски, которые подходят для деревянной поверхности. Самым простым и дешевым вариантом является гуашь. Однако она не формирует водостойкой поверхности после высыхания. В нее необходимо добавлять клей ПВА, около четверти объема пигмента, но не каждый цвет хорошо отреагирует на такое сочетание. Лучше не рисковать, а просто покрыть готовое изделие прозрачным лаком для дерева. Это позволит защитить рисунок от воздействия влаги и других неблагоприятных факторов. Еще один вариант — использовать акриловые краски. Они водостойки и подходят для дерева. Причем после высыхания такого слоя сверху можно наносить даже гуашь. Это значит, что черный фон можно выполнить акрилом, а сам узор – гуашью.

Купите несколько кистей с тонкими кончиками. Подойдут беличьи, колонок и синтетика номеров от первого и выше. Количество и размер зависят от вашего рисунка. Тонкая кисть вам понадобится в любом случае, а максимальный размер вы можете определить визуально в зависимости от планируемого рисунка.

Виды народных промыслов и росписи

Русские края богаты и разнообразны как своими пейзажами, так и обычаями и традициями. Во многих местах даже есть свой диалект. Все это формировало культуру и художественное творчество каждого уголка нашей страны. С давних пор сложились отличающиеся между собой традиции народных промыслов. К наиболее известным относятся следующие:

  • дымковская, филимоновская, богородская игрушка;
  • гжельская керамика;
  • вологодское и вятское кружево;
  • тульские самовары;
  • ростовская финифть;
  • мстерская, федоскинская, палехская миниатюра;
  • жостовские подносы;
  • городецкая, хохломская роспись.

Каждая из них весьма самобытна и уникальна, но все они отражают культуру и духовность русского народа.

Разновидности хохломы

Известно несколько видов росписи в стиле хохломы. Они отличаются способом нанесения и изображением на деревянных предметах. По типу нанесения хохлому делят на следующие виды:

  • фоновый – рисунок выполнен на однотонном основном фоне, а орнамент выполняется золотой краской;
  • верховий – нанесение рисунка на уже готовое поле.

Техника имеет различные способы росписи. Наиболее сложная методика – нанесение росписи под фон. Изначально на заготовку из дерева наносят контуры узора, а затем начинают закрашивать некоторые части черным или красным фоновым цветом. После нанесения фонового слоя приступают к выполнению узоров и других сложных деталей.

«Пряник»

Самый простой способ называется «Пряник». В центре изделия представлено изображение геометрической фигуры, например, ромба или квадрата. Внутри ее дополняют солнцем, вьющимися растениями, разнотравьем.

«Травка»

«Травка», или травяная роспись, наносится отрывистыми мазками. Крупными мазками выполняют листья, более мелкими – травинки или капельки росы. Такой элемент верховой росписи позволяет заполнять всю поверхность изделия ажурным рисунком. Это один из наиболее сложных видов, который требует от мастера терпения и особого внимания.

«Ягодка»

Очень напоминает «Травку» еще одна техника под названием «Ягодка». Однако стиль выглядит богаче и более декоративнее предыдущего. В его основе переплетение из крупных ягод и разнотравья. Как правило, мастера изображают землянику, крыжовник, виноград, а из цветов — ромашку и колокольчик.

«Кудрины»

Для «Кудрины» характерна некая витиеватость растительных узоров. При этом орнамент выполняют золотой краской. Особенность нанесения — в работе очень тонкой кисточкой.

Материалы для росписи и этапы подготовки к росписи

Деревянные основы для росписи называют «бельем». Для изготовления предметов из дерева необходима не только краска разных оттенков, но и специальная очищенная глина (вапа), которая выполняет роль грунтовки. Также необходима олифа (льняное масло), от правильного нанесения которой зависит прочность нанесения узора.

Следующий этап называется лужение, которое выполняют алюминиевым порошком. Его интенсивно втирают в изделие, после чего предметы приобретают блеск и готовы к дальнейшей росписи. Краски, которые используют мастера в работе только масляные, а кисточки для нанесения узора преимущественно беличьи.

Что относится к народному творчеству

Народное творчество, к которому относятся хохлома, является способом выражения характера народа, его культуры. Оно представляет собой совокупность произведений народа, его художественной деятельности. По сути, народное творчество – это вид искусства, созданное самим народом и для народа.

Разнообразие произведений творчества народов в первую очередь связано с его культурными ценностями. Каждый народ, как единый большой коллектив, обладает конкретным этносом, внутри которого существуют мифы, сказки, песни, танцы, а также декоративные изделия, присущие только ему.

Народное творчество отличается от прочей художественной деятельности тем, что оно прочно связано с мировоззрением конкретного народа. Можно заметить, что в каждой стране, регионе творчество населения имеет отличный от других почерк, оригинальные краски и формы. Знакомство с творчеством своего народа позволяет лучше понимать наше происхождение.

Материалы для росписи и этапы подготовки к росписи

Деревянные основы для росписи называют «бельем». Для изготовления предметов из дерева необходима не только краска разных оттенков, но и специальная очищенная глина (вапа), которая выполняет роль грунтовки. Также необходима олифа (льняное масло), от правильного нанесения которой зависит прочность нанесения узора.

Следующий этап называется лужение, которое выполняют алюминиевым порошком. Его интенсивно втирают в изделие, после чего предметы приобретают блеск и готовы к дальнейшей росписи. Краски, которые используют мастера в работе только масляные, а кисточки для нанесения узора преимущественно беличьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector