Пошаговое рисование гжельской розы: советы для взрослых и детей

Содержание:

Цветовая гамма гжельской росписи

Гжельская роспись изначально выполнялась исключительно синей краской (допускается использование оттенков). Именно такая черта этого вида художественного искусства делает его сложным для исполнения новичками даже в настоящее время. Создать красивый рисунок, используя ограниченное количества цветов колеров сможет далеко не каждый художник.

Основными цветами, используемыми мастерами в рамках гжельской росписи, являются:

  • белоснежный цвет (всегда используется в качестве фонового оттенка, так как не оттеняет контрастную краску, с помощью которой создается основной орнамент);
  • все оттенки синего цвета, наиболее популярными из которых являются насыщенный синий и бледно-голубой;
  • кобальтовый цвет (темный оттенок);
  • белый цвет краски (используется при зеркальной росписи, когда орнамент создается на синем фоне – наоборот, в сравнении с классической гжельской росписью);
  • золотой (современное нововведение художников, стремящихся с помощью благородного оттенка золота расставить акценты на собственноручно созданном изображении);
  • платиновый (используется редко, также для акцентирования внимания зрителя на конкретных деталях орнамента).

Ход занятия:

1. Сюрпризный момент.

Ребята к вам в гости пришел поросенок. Рассмотрите его, какой он необычный весь в красивых узорах. Из чего он сделан? (дети предполагают (глина, керамика, после дать потрогать).Назовите какими цветами он раскрашен? (белый фон, синий, голубой). какие узоры? (цветы) Ребята это не обычный поросенок этого поросенка сделали гжельские мастера.

2. Знакомство с историей гжели, гжельской росписи.

(дети садятся на коврики перед проектором) Просмотр презентации «Голубая сказка». Вы посмотрели презентацию. О каком народном промысле вы узнали? (ответы детей)

Недалеко от Москвы на берегу реки Гжелки находится знаменитое своими мастерами село Гжель. Местность, в которой производили керамику, тоже называли Гжелью. Керамическую посуду обжигали, жгли в печах. То, что получалось, называли «жгель» или «гжель».

Сине –голубые розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые, каждый удивится.

Чудо на фарфоре-синяя купель.

Это называется просто роспись гжель.

Посмотрите, ребята, какие изделия расписывают гжельские мастера. (просмотр наглядного материала – изделия гжельских мастеров)

«Нежно-голубое чудо – сказочная гжель»— так ласково называли люди на Руси изделия из керамики: игрушки, посуду, сувениры.

Спустя некоторое время в Гжели стали производить тонкую фарфоровую посуду, а для ее росписи выбрали синий кобальт. Золотые обводки дополняли роспись. Это стало выделять гжель среди других промыслов.

Давайте вспомним. Как произошло слово «гжель»? Какие цвета используют для создания гжели? (ответы детей)

Физкультурная минутка (изобразить)

Чудо с синими цветами, голубыми лепестками,

Синими цветочками, нежными виточками.

На белом фарфоре, как на заснеженном поле.

Из под белого снежочка растут синие цветочки.

Неужели, неужели вы не слышали о Гжели.

Ребята,отгадайте загадку:

Он пыхтит, как паровоз,

Важно кверху держит нос. Пошумит, остепенится —

Пошумит, остепенится —

Пригласит чайку напиться.

(ответы детей) Молодцы, правильно, чайник.

Ребята поросенок узнал, что вы очень любите рисовать, и он вам принес раскраски гжельского чайника. А еще наш поросенок волшебник он знает заклинание, которое превратит вас в гжельских подмастерьев.

Если мы глаза закроем мы волшебный мир откроем.

Раз, два, три, четыре, пять вы художники опять.

(дети закрывают глаза. Воспитатель одевает фартук и берет художника)Теперь вы ученики, подмастерье, а я ваш гжельский мастер. Предлагаю вам научиться раскрашивать элементами гжельских узоров. (дети садятся за столы)

3. Показ элементов гжельской росписи.

Наиболее часто среди цветов гжельской росписи встречается роза, иногда её лепестки. А также такие элементы как завитки, спиральные завитки. Рисовать розу мы будем с вами приемом размывания цвета. Концом кисти обводим контур розы темно-синей краской. Затем чистой влажной кистью постепенно «размываем» цвет, в результате получается «объёмный» цветок сине-голубого цвета. (наглядный показ воспитателя с комментариями).

Когда мы рисуем концом кисти какие получаются линии? (тонкие линии- ответы детей). Этим способом вы будете рисовать спиральные завитки. Вот так (показ).

А как сделать, чтобы получилась широкая полоса? (ответы детей) широкие полосы получаются, когда рисуют боковой стороной ворса (показ).

Посмотрите, сейчас кисть прижимаю сильно, а теперь слабо. Что вы замечаете (ответы детей (если нажать сильнее на кисть, получается темный цвет. А если слабее, то светлый оттенок). А если мы прикладываем кисть плашмя получится мазок, а из них можно нарисовать цветы и листья.

4. Работа детей у доски. (один ребенок)

Ребята, кто хочет попробовать нарисовать элементы у доски.

5. Роспись чайника в стиле гжель. Продуктивная деятельность. И так теперь вы приступайте. Будьте внимательны и аккуратны. А чтобы работа ладилась, да спорилась я включу вам музыку «Гусли».

6. Выставка детских работ.

Посмотрите, какая красота получилась, какие сказочные красивые узоры и это при том что в росписи использовали всего один цвет –синий.

Виды росписи гжель

В 18 веке самой узнаваемой была лубочная гжель. Обусловлено развитие этого вида тем, что многие мастера начали учиться на заводе Гребенщикова в Москве. Посуду расписывали орнаментами с применением зеленого, желтого, синего цветов. Использовались и фиолетово-коричневые краски на белом фоне. Основа изображения – картинки лубка, очень модные в то время. Например, в центре рисунка могла быть птица, люди, животные, домик. Увы, но это ремесло более не развивается, лубочный гжельский промысел можно считать утраченным.

Другие виды гжели:

  • Надглазурная.
    Древний и очень красивый вид росписи. Цветные краски мастера наносили прямо по глазури. Делать это было сложно, работа трудоемкая. К тому же обжигать изделие приходилось в три, а то и в четыре этапа. Цена такой посуды будет очень высокой, но выглядит надглазурная гжель словно посуда из царского сервиза.
  • Глухой кобальт.
    Она не очень привычна для традиционного восприятия гжели, но это, тем не менее, самостоятельный ее вид. Некоторые сравнивают глухой кобальт с зеркальным отражением привычной гжели. Мастер покрывает кобальтом всю поверхность изделия, потом наносит глазурь. После обжига на изделие наносится рисунок белой краской и золотом.
  • Костяной и белый фарфор.
    Еще один прекрасный стиль гжельского искусства: чистой белизны посуда с золоченым рисунком. Золото будто бы углубляет белизну, подчеркивает ее хрупкость и благородность.
  • Традиционная роспись.
    Бело-голубая гжель – это народный, общепризнанный, самый известный вид промысла. У него есть второе название: «Синь России». Мастер делает рисунок специальными красками на основе оксида кобальта, используя технику кистевого мазка. Уже расписанное изделие нужно окунуть в белую глазурь и обжечь в печи. После обжига глазурь меняет белизну на прозрачность, изделие обогащается глянцевым блеском и прочностью, а рисунок максимально ярко проявляет себя.

Те, кого только начала привлекать гжель, интересные факты росписи пытается найти на просторах интернета. И чаще можно встретить историю, которая, скорее, является байкой. Когда в пик своего расцвета гжельская роспись становилась все более популярной, мастера хранили ее секреты, не выдавая сторонним особенностей техники. Владелец завода даже нанимал немого мастера, который не мог бы разболтать «ноу хау». Но когда заинтересованные лица напоили керамиста, тот без слов умудрился выдать все производственные секреты.

Техника росписи

Гжель (роспись для детей должна создаваться в соответствие с общепринятым алгоритмом) под этапами своего создания подразумевает последовательное нанесение на рабочую поверхность мазков краски так, чтобы интенсивность цвета постепенно изменялась от более светлого к темному (или наоборот). Движения кистью должны производиться от срединной части используемого листа бумаги к его краям.

При разъяснении юным художникам техники создания гжельских узоров рекомендуется обращать их внимание на:

  • насыщенность и ширину прорисовываемых с помощью кисти линий;
  • расположение ворса кисти на рабочей плоскости;
  • количество колера на кисточке.

Техника гжельской росписи традиционно выглядит так:

  1. В палитре смешать густые капли синего и белого цвета, после чего, как бы вытягивая кистью краску, растушевать полутона орнамента.
  2. Создать контур с помощью классических мазков, подразумевающих прорисовку линий перемещением кисти с краской в направлении, перпендикулярном положению ворсистой части рабочего инструмента.
  3. Детализировать изображение «волновыми» мазками, предполагающими чередование сильного и слабого нажатия на кисть, с ее последующим разворотом на 180 градусов у края рабочей плоскости.
  4. При необходимости, заполнить пустоты четкими точками, прорисовывать которые следует легким касанием кисти поверхности используемого листа бумаги.

Что нужно для создания узоров на бумаге?

В работе с детьми в абсолютном большинстве случаев традиционные инструменты для создания гжельской росписи (оксид кобальта, шпатели, реагенты и так далее) не используются из соображений безопасности. Юные художники учатся рисовать узоры в этом стиле на бумаге.

Для комфортного рабочего процесса ребенка необходимо снабдить:

  • плотными листами бумаги или белым картоном. Тонкие страницы под воздействием воды и краски деформируются, из-за чего внешний вид всей работы станет значительно хуже;
  • синяя и белая краски. Не рекомендуется давать ребенку больше цветов, чтобы четче сформировать у него представление о гжельской росписи. Для работы подойдет гуашь, масляные краски или насыщенная акварель;
  • кисти (рекомендуется предоставить ребенку 2-3 вида кистей, различающихся друг от друга толщиной);
  • палитра (понадобится юному художнику при смешивании цветов для получения необходимого оттенка синего);
  • емкость с водой;
  • кусок ткани из натуральных материалов (им можно не только вытирать руки, при возникновении такой необходимости, но и корректировать недавно нанесенное на рабочую плоскость изображение);
  • трафареты (особенно актуально, если росписи обучается ребенок младшего возраста, не имеющий навыков изобразительного искусства).

История промысла

Первые официальные упоминания о регионе обнаружены в Духовной грамоте Калиты, датируемой 1328 годом, однако доказано, что Гжельские поселения существовали и активно занимались различными ремеслами еще в 11 веке, хотя гончарное ремесло в официальный список повинностей перед государевым двором не входил. Главным поставщиком гжельской глины и готовых изделий «аптекарских нужд» регион стал только в 17 веке при царе Алексее.

Главным отличием гжельской росписи является ее самобытность и индивидуальный стиль. В начале это были лепные игрушки и предметы быта с красивой и яркой майоликой, но постепенно искусство и мастерство развивались, становились более совершенными. Появились декоративные блюда и наборы посуды, высокие кумганы с дисковидным туловом. Малая пластика в виде кухонной утвари и игрушек также получила большой распространение, покоряя своими незамысловатыми рисунками и картинками, пейзажами, цветочными орнаментами.

С 19 века на территории Гжели налажен выпуск полуфаянса, ставшего переходным периодом от традиционной майолики к тонкому фаянсу и фарфору. В качестве украшения использовалась характерная подглазурная роспись насыщенных синих оттенков, монохромные рисунки, полихромный надглазурный рисунок, обилие золота и уникальное кобальтовое фоновое крытье.

Особую известность получили изделия, производимые на заводах Тереховых, Барминых, а также Братьев Кузнецовых, Киселевых, Жадиных, Тулиных.

Практическая часть урока, рисование гжельских узоров

Знакомство с гжелью

Существует одна быль про гжельскую роспись. Неподалеку от столицы России, города Москвы находится одна небольшая деревушка гжель. Когда-то давным-давно там проживали отважные, умелые и весёлые мастера. Однажды они все вместе собрались и стали придумывать как ы им продемонстрировать своё мастерство. Думали, думали и наконец-то придумали.

Как-то вечером, они нашли в своей деревушке прекрасную глину, белоснежного цвета, и приняли решение что будут лепить разнообразную посуду и расписывать синей краской. Ходит поверье, что небо у них было синие синие, что в России нигде так не было. И пришла им мысль расписывать синими оттенками на белом фоне. И начал каждый мастер производить своё умение. Кто-то лепил вазу, кто-то чайник, а кто и вовсе разных животных, птиц. Вот от сюда и пошёл помысел про гжельскую роспись.

Обратите внимание! Имеется мнение что термин гжель считается искривлённым словом от слова жгель. Ведь раньше глиняную посуду обжигали и жгли в печах

Практическая часть урока

Гжель-традиционная народная роспись на керамике, которая в ходе стала достаточно популярной. Вследствие ярких кобальтовых оттенков, насыщенной майолике и поразительных узоров и рисунков.

Ведь настоящее богатство любого народа-являются не материальные ценности, а давние традиции. Гжель-это особенная техника, что предполагает собой искусную роспись на керамических изделиях. Как и многие другие промыслы, данная искусство имеет только добрые сказки. На сегодняшний день данная роспись — это не только увлечение, но и огромный центр по изготовлению керамики.

К особенностям данного вида искусства можно отнести:

  • глазурирование плоскости;
  • белоснежный фон;
  • узор произведённый в нежно лазурных и синих тонах;
  • достаточно сложные узоры в русско-народном стиле;

Что самое главное и ценное, что данная роспись исключительно ручная.

Место, где изготавливали эти изделия называется тоже Гжель. Это находится в неподалёку от столицы России, города Москвы на берегу реки.

Занимательные математические задания для дошкольников 6-7 лет

Обратите внимание! Знакомство рисование гжель в старшей группе с народным видом искусства, в первую очередь передает им понимание о традициях, обычаях, особенностях жизни. Ведь народные традиции передаются из поколения в поколение, передавая все особенности прекрасного

Практическая работа

Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами — Конспект НОД по русскому народному декоративно-прикладному искусству «Сказочная гжель»

Публикация «Конспект НОД по русскому народному декоративно-прикладному искусству…»
МДОБУ «ДЕТСКИЙ САД №1 «ДЮЙМОВОЧКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА Г. ВОЛХОВ КОНСПЕКТ НОД по русскому народному декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе Разработан и реализован воспитателем подготовительной группы Тимофеевой Е.В. 2020 г. Тема: Сказочная гжель. Цель:…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Сценарий игры-викторины «В мире голубых роз и синих птиц. Гжель»
Цель занятия: воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство высокой человеческой духовности, чувство уважения к мастерам народного творчества. Задачи: закреплять знания о гжельском промысле; способствовать развитию эстетического вкуса; помочь увидеть необычное в обычном;…

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Гжель — сказочная роспись»
Цели: — проверить и закрепить знания, умения самостоятельно рисовать узоры по мотивам гжельской росписи, передавая её характерные особенности; — продолжать совершенствовать технику выполнения гжельского узора; — закреплять знания детей о процессе изготовления гжельских изделий и…

Конспект НОД «Гжель»
Задачи: Воспитательные: — Закреплять знания народных промыслов: дымковской игрушки, филимоновской глиняной свистульки, гжельской, Городецкой, хохломской посуды. -Побуждать проявлять чувство удовлетворения и радости от успешно выполненной работы. Развивающие: -Развивать…

Конспект занятия в старшей группе на тему «Гжельские мотивы»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. о. Саранск «Детский сад № 82 комбинированного вида» Конспект в старшей группе на тему «Гжельские мотивы» Подготовила: воспитатель Пакскина И.В. Возрастная группа: старшая группа НОД: Аппликация Тема: «Гжельские…

Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе «Сказочная Гжель»
Конспект занятия по изобразительной деятельности Подготовительной группы «Соловушка» Тема: «Сказочная Гжель» Цель: Развитие технических навыков и умений детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности по средствам лепки с использование народного и декоративного…

Страницы:

Расскажите детям о гжели

Гжель – это название одного из русских сёл, в окрестностях которого давным-давно была найдена подходящая для изготовления посуды глина светло-серого цвета. Мастера, жившие в этом и в окрестных сёлах, стали делать из неё делали тарелки и кружки, вазы и кувшины, чайники и сахарницы, а потом и игрушки.

Посуда эта не пёстрая. Расписывать её мастера придумали только синей и голубой краской. Несмотря на это, смотрятся вещи, раскрашенные под Гжель, очень красиво. Они имеют свой собственный, ни с чем не сравнимый стиль.

Интересно, что изначально расписывают гжельские изделия чёрной краской. Синий цвет она приобретает только после обжига в печи. Обжигают эту глиняную посуду и игрушки два раза. А между обжигами покрывают её глазурью – тонким слоем типа стекла, благодаря которому эти изделия становятся такими гладкими и глянцевыми (т.е., блестящими).

Техника выполнения

Главным правилом гжельской техники росписи является только ручное исполнение рисунка. В работе художниками используются краски белого, голубого и синего цветов. Синий цвет применяется в более, чем 20 оттенках, для майолики применяется пятицветка – белый фон, желтый (соли сурьмы), зеленый (соли меди), синий (соли кобальта), вишневый (моли марганца) цвета.

Набор инструментов художника очень простой: палитра из стекла для смешивания оттенков, кисточки разного типа, шпатели, банки для смеси из окиси кобальта. Классический кобальтовый рисунок наносится при помощи подглазурной техники, то есть орнамент после нанесения покрывается белой глазурью и обжигается. Для нанесения орнаментов применяется специальная азбука мазков, которая у каждого мастера может иметь свои особенности. В основе большинства узоров находится мазок-капелька, при помощи которого изображаются листья, стебли, цветы. Мазок тенями – это обратный мазок в одну стороны с переходом от темного оттенка к светлому.

Самыми популярными узорами являются гжельская роза с размашистыми, крупными мазками и птица.

Гжель с традиционной синей росписью составляет единое целое формы и изделия и декора. Рисунок подчеркивает форму, придает объем и гармонию, оживляет холодный фарфор. Но именно пластика диктует, каким будет орнамент и его оттенок, что именно будет выражено художником в готовом изделии.

Как сделать трафарет для росписи под гжель?

Создавать трафареты для росписи любой поверхности под гжель можно по-разному, в зависимости от основного объекта.

Например, птицу следует делать так:

  1. Перенести небольшое количество краски на палитру, после чего с помощью специального шпателя размешать колер.
  2. Плоскую кисть (рекомендуется использовать восьмерку) окунуть в пигмент так, чтобы с одной стороны ворса слой краски был плотнее, чем на другой.
  3. Распределив краску по подушечке одного из пальцев ведущей руки, сделать им на рабочей плоскости мазок, в форме полукруга.
  4. Короткими мазками нарисовать крылья и контур туловища.
  5. Хвост дорисовать волнистыми линиями.
  6. Повторно обвести крылья, затемнив их контур.
  7. Детализировать изображение.
  8. Освежив уже подсохшие линии, наложить трафарет на необходимый объект, после чего, удалить бумагу, и доработать орнамент на беловой поверхности.

Гжель для детей будет интересна только в случае, если они ознакомлены с историей создания этой росписи. Осознавая многогранность этого вида творчества, юные художники быстрее освоят базовые алгоритмы создания простейших орнаментов, что позволит им приступить к самостоятельной разработке узоров, а также созданию сложных сюжетных картинок.

Развлечения и достопримечательности

Гжель сохранила свой древний колорит, поэтому самые красочные и интересные развлечения здесь — празднования русских праздников. Особенно хороша Гжель зимой, когда для гостей организуют катания на санях.

Завод Гжели

Производство знаменитого фарфора — основа жизни Гжели. Неудивительно, что посещение завода — это обязательный пункт программы любого гостя села. Здесь можно познакомиться с процессом изготовления керамики (ведь каждая вещь Гжели — ручная работа!), узнать разницу между заводским и штучным, мастерским производством, а также попробовать самостоятельно сделать что-нибудь в духе небесно-синего ремесла.

Посещение музея возможно только по предварительной записи. Стоимость экскурсии зависит от ее состава (с мастер-классом или нет) и количества участников, а также цена увеличивается в выходные дни.

«Синь России»

«Синь России» (или Гжельский завод художественной росписи) порадует как взрослых, так и детей. На территории предприятия — пруд с фонтаном и водяной мельницей, зимний сад, стилизованная под русскую избу комната отдыха, бассейн «с живой водой», а также множество животных: горный козел, пони, ослики, павлины, страусы и другие обитатели, с которыми можно пообщаться.

В ходе экскурсии непосредственно по заводу посетители смогут увидеть весь процесс изготовления фарфоровых изделий и принять участие в мастер-классе по гжельской росписи. А в конце всех ждет угощение — чай с баранками из настоящего самовара у русской печи.

«Объединение Гжель»

«Производственные» экскурсии предлагает и расположенная всего в нескольких километрах от Гжели деревня Турыгино. Здесь находится «Объединение Гжель» — один из крупнейших и старейших производителей фарфоровых изделий с гжельской росписью. Посетители могут увидеть весь процесс изготовления поделок: от создания эскиза до украшения почти готовой фигурки. Кроме того, при объединении открыт музей, коллекция которого насчитывает порядка 2000 экспонатов. Проводятся тут и мастер-классы: желающие могут самостоятельно вылепить, расписать фигурку и, конечно, забрать ее с собой.

Посещение «Объединения Гжель» возможно исключительно по предварительной записи.

Святой источник иконы Феодоровской Божией Матери

В народе этот источник называют Кунай-колодец и связывают с ним огромное количество верований, но в первую очередь это место идеально для тех, кто ищет спокойствия и красоты. Кунай-колодец — так же, как и все село Гжель, — сохранил дух древности и чистоты. Здесь оборудована удобная купель для желающих окунуться, хотя людей чаще всего немного.

Добраться сюда можно, обойдя с любой стороны Храм Успения Богородицы, выйдя к реке Гжель. Дальше нужно перейти реку, по тропинке пройти через поле к речке Карповке. Снова перейти речку, пройти мимо одинокого домика, окруженного забором и похожего на сторожку. Далее — по левому берегу реки.

Часть окружающей земли отдали под дачную застройку. Пусть вас не пугают периодически встречающиеся на пути заборы.

Мастер-класс по рисованию простых гжельских узоров для детей

Чтобы ребенок смог самостоятельно придумывать гжельские узоры, ему следует освоить способы создания простейших видов орнамента.

Ситчик

Для создания такого узора ребенку понадобится кисточка с длинным тонким ворсом.

Рисовать ситчик рекомендуется так:

  1. Предварительно поместив небольшое количество краски на палитру, слегка смоченной в воде кисточкой набрать на кончик пигмент.
  2. С помощью точных легких касаний рабочей плоскости нарисовать несколько точек на рабочей плоскости, расположив их в горизонтальный или вертикальный ряд, на расстоянии 2-3 см друг от друга.
  3. Смыть остатки краски, после чего аналогичным способом набрать на кончик кисточки пигмент контрастного оттенка.
  4. Слегка касаясь поверхности листа, нарисовать вблизи проставленных точек полукруги, соединив их между собой в крайних точках.
  5. Очистить кисточку от остатков краски, а затем снова набрать пигмент того же оттенка, что и изображенные ранее полукруги.
  6. На расстоянии 0.5 – 1 см от мест соединения полукругов проставить необходимое количество точек, созданных легким касанием кистью бумаги. Плотность этих точек должна быть примерно вдвое меньше основных, нарисованных в п.2.
  7. Заполнить рабочую плоскость выбранным узором или, при желании, сочетать 2-3 типа орнаментов, при этом контролируя, чтобы они не пересекались между собой и были все выдержаны в одной тематике.

Китайский мазок

Китайский мазок считается более сложной техникой гжельского орнамента.

Создавать узоры с его помощью рекомендуется так:

  1. Поместить небольшое количество краски 2 оттенков на палитру, после чего на кисть с тонким длинным ворсом необходимо набрать каждый из колеров.
  2. Далее, определив наиболее удобную точку для дальнейшей прорисовки узора, поставить кисть на рабочую плоскость и не отрывать ее до полного исчезновения краски. Таким образом, будет создаваться плавная потеря насыщенности оттенка, что при подсыхании будет выглядеть максимально естественно.
  3. Когда краски на кисточке не останется, необходимо повторить п. 1 и п. 2, дорисовав, таким образом, гжельский орнамент до конца.

Мазок с тенью

Мазок с тенью считается разновидностью китайского мазка. Он предполагает наличие широкого диапазона оттенков базовых цветов, наносимых на рабочую плоскость круговыми разворотами толстой кисти.

Гжель роспись для детей, техника мазок с тенью.

Алгоритм создания орнамента таким образом выглядит так:

  1. Взять кисть, размером №8 (также подойдет для данной техники кисть №10), конец которой должен быть прямоугольным.
  2. Набрать на конец кисти краску так, чтобы у края ворса слой колера был плотнее, чем в середине.
  3. Разместить ворсовую часть кисти на рабочей плоскости, после чего, не отрывая рабочий инструмент от поверхности листа бумаги, изобразить необходимый элемент росписи.

Для удобства прорисовки рисунков мазками с тенью кисть следует держать 3 пальцами – большим, указательным и средним. В противном случае сила нажима на рабочий инструмент распределится некорректно, что негативно скажется на внешнем виде итогового изображения.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Этот храм воздвигнут в самом начале 18 века на месте каменной церкви. Последняя была основана на месте деревянной церкви 17 столетия. А двумя веками позже церковь стала благочинским центром. А в конце 19 века храм видоизменяется: добавляются две новые часовни из камня и вносятся изменения в устройство в колокольню.

Имеется три придела: связанный с именем Успения Богородицы, северный, что связан со святителем Николаем Мирликийским и южного направления – в честь Казанской иконы Божьей Матери. Современный же вариант храма возникает в 1859 году, а архитектором явился Казимир Гриневский, окончивший с золотой медалью Высшее Строительное училище в Санкт-Петербурге.

В 1938 году церковь закрылась и имела сильные повреждения. Уничтожено было все внутри храма, купол и колокольня были разобраны, погости и ограда церкви также пришли в негодность, здание превратилось в склад. И лишь в 1998 году возобновились службы. Работы же по восстановлению храма еще продолжаются, в частности отреставрирован купол, но многие элементы декора все же утрачены.

Популярные темы сообщений

  • Николай Коперник В глубокой древности один из греческих просветителей Птолемей создал учение о том, что Вселенная сосредоточена в центре Земли, вокруг которой в движении находятся Солнце, Луна, планеты и звезды. Однако польский ученый Коперник опроверг эту
  • Природный газ Понятие «природный газ» — обобщенный термин для сочетания газов, образующихся в результате разрушения всевозможных органических веществ в толще земной коры под высоким давлением.
  • День народного единства День народного единства России является государственным праздником. Он отмечается обычно 4 ноября. В этот день никто не работает. Впервые о нем стало известно в 2004 году. Именно данный праздник помогает всем народам объединиться в одну

Гжельская роспись: основы технологии

Вся красота данного рисунка достигается через смешение 2-х цветов, что позволяет получить большое количество оттенков между чистым королевским синим и ослепительно-белым. При этом технология подразумевает как контрастные их переходы, так и растягивание через тушевку, и даже почти полное затемнение синего в черный. Все это осуществляется как сменой кистей, так и предварительным замешиванием оттенков, и даже их совмещением на ворсе одновременно.

  • Сложность гжельской росписи — освоение движений кисти. Ширина и плотность мазка, толщина слоя краска на каждой из частей ворса, его направление — здесь нет незначительных нюансов. Поэтому всем новичкам требуется сначала отработать базовые элементы, где постепенно, ступенька за ступенькой подключаются новые и новые приемы.
  • Значимую роль играет и «светотеневое пятно». Если провести анализ рисунков, выполненных по данной технологии, можно заметить, что оттенки располагаются в композиции согласно определенной закономерности. Это почти плавный переход от чистого, светлого пятна (являющегося центром рисунка), до темных каемок, к которым насыщенность и глубина цвета усиливаются. Вполне возможен и обратный вариант, когда мелкие детали по краям уходят в засвеченную дымку, а крупные центральные элементы, напротив, темные, густые.

При этом важно помнить, что элементам гжельской росписи всегда сопутствуют плавность, мягкость, округлость линий, легкость в переходах оттенков, даже если они имеют контрастный стык (в нем всегда будет легкая растяжка), мелкие детали по краю

Вдохновляем и вдохновляется на занятии

Чем вдохновить ребенка к работе? Увлекательно рассказать, показать готовое декоративное изделие. Например, такой чудесный поднос. По нему можно изучать разные элементы росписи – розу, листики, травинки, бордюры и другие мотивы.

После сушки «тарелки» нужно разложить на выставочном стенде. Конечно, в итоге они будут далеки от предложенного эскиза, и мазок вряд ли получится идеальным. Их ценность в том, что ребенок постигает новое, и нужно научить его не бояться применять свои навыки. То есть ни в коем случае не критиковать и, тем более, не подшучивать. А еще очень ценно, когда ребенок в последующей жизни сталкивается с гжельской росписью, узнает ее и знает название.

В чем польза такого рисования для детей? Занятия по гжели:

  • дают понимание искусства и его видов, вызывают интерес к нему;
  • приобщают детей к русской культуре;
  • учат делать красоту своими руками;
  • дают практические умения по росписи;
  • формируют настойчивость, усердие и желание довести дело до конца;
  • развивают эстетический вкус;
  • улучшают мелкую моторику.

Но главное, роспись позволяет выявить творческие и художественные способности ребенка, развить в нем тягу к творчеству. Не обязательно струны детской души заденет именно гжель. Это может быть хохлома, городецкая роспись. На тему практически каждого народного промысла есть стишки для детей. Иногда малышей цепляют именно они, иногда – будоражащая история или география искусства. Переиначу и скажу, что пути искусства неисповедимы, а наша задача – ненавязчиво их показать.

История возникновения гжельских узоров и орнаментов

Гжель (роспись для детей может создаваться обычными красками на любой поверхности) – это название одного из регионов Подмосковья. Изначально в этой области территориально располагалось несколько деревень и поселков, жители которых были мастерами гончарного искусства. Именно поэтому первые гжельские росписи наносили на глину, добываемую в указанной местности. Первые упоминания о рассматриваемом виде изобразительного искусства датированы 14 веком (ориентировочно 1328 г.).

Его отличительной характеристикой является ограниченное использование цветов (1 оттенок на белоснежном фоне)

На развитие народного промысла оказывал большое внимание спрос потребителей, так как на вырученные с продажи расписанной посуды деньги, гжельцы кормили свои семьи. Пика своего развития и популярности гжельская живопись достигла в 18 веке, когда с ее помощью начали украшать не только посуду и предметы декора жилых помещений, но и игрушки, статуэтки и памятные сувениры

В этот период роспись стали в основном наносить на фарфор и фаянс.

В начале 20 века наблюдается сдержанность в развитии гжельского промысла. Это связано с угнетением заводского производства из-за национализации предприятий советской властью. Активное восстановление рассматриваемого вида художественного искусства заново начинает набирать популярность только с конца 20 столетия.

Что понадобится для работы?

  • Краски белого и синего цвета, оттенки голубого. На первые разы достаточно белой и синей. Для росписи можно использовать гуашь, акварель, акрил.
  • Кисти. Расписывают плоскими синтетическими кисточками разных номеров. Можно попробовать №7, которая дает довольно крупный мазок. Тонкие кисти подойдут для рисования травинок и других элементов.
  • Трафареты, на которых дети будут тренироваться и оттачивать мазки перед росписью посуды. Их можно найти в интернете и распечатать, или взять из специальных изданий. Хорошо идут деревянные трафареты – например, такой чайник. С одной стороны его можно расписать по нанесенному рисунку, с другой – самостоятельно.
  • Керамические, глиняные, деревянные или пластиковые заготовки посуды (тарелки, чашки, блюдца).
  • Баночки для воды, простая клеенка, салфетки для удаления краски, защита одежды и т.д.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector