История городецкой росписи и солнечных купав

Смена эпох и творческого пути

Новая жизнь увлекла Городецкого. Он начинает писать политические стихи – агитки, становится видным литературным деятелем Закавказья.

Поэзия его все больше приобретает «пролетарский» характер. В 1919 году Городецкий написал цикл стихотворений «Алая нефть» о бакинских рабочих. В декабре того же года им были написаны стихи «Кофе» о тяжелом труде на плантациях острова Ява. Очень скоро «Кофе» было переведено на несколько европейских языков.

Уже в Баку, с приходом в 1920 году Красной Армии, он активно начал сотрудничать с новой властью: был руководителем агитационного отдела РОСТА и литературной частью политуправления Каспийского флота, редактировал журналы и выступал со статьями и лекциями на темы музыки, живописи, русской поэзии и культуры кавказских народов.

Летом 1920 года поэт приехал в Петроград, где А. Блок организовал вечер поэзии Городецкого.

Осенью Сергей Митрофанович уехал за семьей в Баку. По его воспоминаниям, ехали целый месяц, и он в купе вагона запоем читал книгу Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Прочтение этой книги, по признанию самого С. Городецкого, стало для него «подлинным университетом».

Только осенью 1921 года Городецкий приехал в Москву. Здесь он до 1932 года работал в газете «Известия», до 1924-го — руководил литературной частью Театра революции. Все это время он также писал и прозу, и стихи. Наряду с этим печатал много стихов-приветствий пролетариату.

Тогда же он пытался возродить «новый акмеизм». В 1925 году московский «Цех поэтов» выпустил сборник «Стык» со стихами П. Г. Антокольского, М. А. Зенкевича, В. М. Инбер, И. Л. Сельвинского, Г. А. Шенгели и А. В. Ширяевца.

На протяжении 1920-х годов Городецкий искал себя в литературе, часто публикуя новые произведения.

Годы сороковые, военные

Стихотворение «В ответ врагу» Сергей Городецкий написал в первый день войны и прочел по радио в Ленинграде. Оно начиналось пророческой строфой:

«Выходит в бой страна моя родная,

В столетьях закаленная борьбой.

Наполеона участь и Мамая

Ждет всех, кто вызывает нас на бой».

После начала Отечественной войны поэт много выступал перед призывниками и добровольцами, на собраниях и митингах.

В эти годы поэт был уже пожилым человеком. Вскоре они вместе с женой отправились в эвакуацию в Ташкент. Там он делал переводы стихов узбекских поэтов. Затем, будучи в Таджикистане, переводил на русский язык таджикскую поэзию.

Сергей Митрофанович возвратился в столицу до окончания войны. В 1945 году он похоронил супругу и верного соратника, Анну Алексеевну, ушедшую из жизни в возрасте 56 лет.

Несмотря ни на что, продолжал плодотворно работать. В этом же году вышла его книга стихотворений «Песня дружбы».

Городецкий историко-художественный музейный комплекс


«Детский музей на Купеческой».
1

Музейный комплекс был создан в 2005 году. В его состав входят несколько структурных подразделений: Краеведческий музей, картинная галерея «Сельская Третьяковка», музей «Дом графини Паниной», «Детский музей на Купеческой», музей «Городецкий пряник», музей «Галерея добра», музей «Усадьба купца Мелехова». В собрании музейного комплекса насчитывается около 15 600 предметов основного фонда и 5715 предметов научно-вспомогательного.

Зачем посещать:

В экспозиции комплекса представлены археологические древности, включая подлинную печать Александра Невского и княжеский шлем XIV века; предметы купеческого быта; оружие; иконы; рукописные и старопечатные книги; изделия мастеров декоративно- прикладного искусства.

В стенах музеев регулярно проходят выставки работ народного творчества, организуются творческие встречи, презентации книг, концерты и другие интересные мероприятия.

Адрес: Детский Музей На Купеческой, улица Ленина, Городец, Нижегородская область, Россия.

Поэтапное выполнение городецкой ромашки

Подберите цвет – например, оранжевый, он будет хорошей основой для цветка.

В городецкой росписи ромашка рисуется так:

  1. Выполняется кружок (в идеале все тем же одним замыкающим движением).
  2. После высыхания краски оранжевый кружок нужно обвести красным цветом. А в центре оранжевого кружка ставится маленький краплачный кружок.
  3. Затем осуществляется белильная разживка в 4 этапа: белильная точка и белильные «жемчужинки» в центре краплачного кружка, оранжевый кружок с белильными скобочками с нажимом, а в центре легкий многолепестковый цветочек. На наружном крае цветка скобки с нажимом уже более крупные. И завершается разживка легкими белильными мазками между скобками наружного края.

Такой ажурный цветок может украсить любую гирлянду или «букет».

Где остановиться и поесть в Городце

Кафе Легенда, Новая улица, 2, корп.А. Считается одним их лучших кафе, поэтому мы решили не испытывать судьбу и пообедать здесь. Кафе рекомендую, мы ели суп, салат, десерт — все было вккусно. 

Кафе Легенда в Городце

Обед в Городце

У причала, Орджоникидзе, 117. Есть комплексные завтраки, обеды и ужины. https://vk.com/cafe_u_prichala 

Отдых, ул. Братьев Бесединых, дом 4, 2 этаж. http://restoran-gorohovets.ru/ 

Континент, З. Серого , 6 А 

Кафе «У Сергеича», Кирова ул., 11 

Кафе «Самовар», пл. Пролетарская, д. 8, ТЦ «Добрыня», 3 этаж. Кондитерская, отлично подходит для быстрого перекуса. 

Пиццерия «Mario Pizza», ул. Колхозная, д. 2. 

Услада, переулок Рублёва, 1. 

Остановиться в Городце можно в традиционном   (Ул Большой Кировский Съезд д.24, Городец, Россия), более   (улица Садовая, 24, Городец, Россия), , Ulitsa Zagorodnaya 47а, Городец, Россия 

Как изобразить розу в городецкой росписи

Другое название элемента – роза-дикуша. Она может быть написана по цветному фону, но есть вариант и рисования на неокрашенном древе.

Поэтапное рисование розы, написанной по фону:

  1. Выполните красный кружок-яблочко. К кружочку припишите лепестки-скобочки (с нажимом). Каждая скобка выполняется так, чтобы фон был заметен внутри нее.
  2. Серединка розы состоит из краплачного кружка и серпика, последующего узора белилами. Белый узор включает тычинки, мелкие скобочки и «жемчужинки».
  3. Разживку в середине розы можно сделать не только «жемчужинками», но и тонкими параллельными штрихами.

Федоскинская лаковая миниатюра

В селе Федоскино и сегодня проживают народные мастера, работающие в этой технике. Начиналось все 200 лет назад, после того как там организовал производство лаковых табакерок из папье-маше купец Коробов. Вначале на крышки клеили гравюры, но после того как предприимчивый делец выписал из-за границы художников-минитюаристов, все изменилось.

Традиционными рисунками для федоскинскойминиатюры считаются сюжеты из крестьянской жизни, чаепития и русская тройка лошадей. На лакированную поверхность, перед расписыванием, наносится светоотражающий материал. Это называется «письмо по сквозному». В конце изделие покрывается бесцветным лаком.

Подготовка к занятию

Важная часть любого занятия по ИЗО — подготовка. Прежде всего для росписи понадобится основа. На самом первом занятии педагог может предложить детям просто листы белой бумаги (стандартная форма А5), квадраты (вырезаны из формата А4 либо меньшего размера) либо полоски (половинка листа А4, но только он разрезается вдоль).

На первом занятии в старшей группе ребята могут освоить простой орнамент на полоске

На последующих занятиях ребятам уже предлагается основа в виде какого-то предмета кухонной утвари: доска, ваза, блюдо, тарелка, бокал, чаша, ложка и пр.

Основа может быть в виде предмета посуды и вовсе не обязательно белого цвета

При этом желательно затонировать бумагу в какой-то цвет. Традиционно воспитатели выбирают жёлтый, однако гораздо лучше будет окрасить основу под дерево, подобрав соответствующую краску или же смешав жёлтый цвет с коричневым (поэкспериментировать на палитре).

Очень реалисто будет смотреться основа, тонированная под дерево

Для работы понадобятся краски и кисти. Для городецкой росписи гуашь подойдёт гораздо лучше акварели: изображение получится ярким и насыщенным. Кисти же должны быть разной толщины — для прорисовки крупных и мелких элементов узора.

Для творчества понадобится гуашь и кисти разной толщины

Город мастеров

Редкая удача в наше время очутиться в русском тереме, достойного знатной особы своего времени. Да еще и выполнено городецкими мастерами, тщательно сохранившими традиции городецкой резьбы. Построили от души, с размахом, особенно впечатляет Город мастеров после аккуратных цветных купеческих особняков, среди которых мы бродили добрую часть отведенного времени на Городец. В завершении прогулки мы спустились к берегу Волги, предвкушая увлекательную прогулку по резному терему, собравшему под своей крышей промыслы городецкого края.  

Город мастеров в Городце

В Городе мастеров мастерские представляют собой экспозицию, рабочие места мастеров и участников мастер-классов, торговые витрины.

Городецкие сувениры

Мы прошли через мастерские древнерусской живописи, городецкой росписи, глиняной игрушки, резьбы по дереву, вышивки и работы с тканью и выставочный зал художественных промыслов. Заранее не бронировали участие в мастер-классах, поэтому умельцы нас особо не ждали, лишь провожали безразличным взглядом. Посетителей, кроме нас, практически не было, мы просто переходили из одного помещения в другое, постоянно натыкаясь на безразличие сотрудников. Чтобы не разочароваться, как мы, готовьтесь к походу в Город мастеров заранее, особенно, если хотите посетить мастер-класс (бронируют время по телефону). 

Город мастеров в Городце

Городец

Мастер-классы: гончарное дело, городецкая роспись, глиняная игрушка, лозоплетение, вышивка, тряпичная кукла, роспись матрешки, изготовление городецкого пряника. 

Вход без экскурсии: 100 р./50 р., фотосъемка — 100 р. 

Экскурсия: 220 р./110 р. 

Стоимость мастер-классов — 150 р., обязательно надо записаться по телефону заранее. 

Контакты: Нижегородская обл., г. Городец, ул. Александровская набережная, д.1, 

сайт: www.muz-terem.ru 

Кафе в Городе мастеров

Городецкое чаепитие

Достопримечательности Городца

Городец оставляет самое благоприятное впечатление. В городе сохранилась старинная застройка — каменные купеческие особняки, деревянные дома, часто на каменном цоколе, украшенные резными наличниками, живописная набережная, земляной вал XII века. Создано множество небольших музеев, развиты народные художественные промыслы.

Основные музеи Городца сосредоточены в Музейном квартале и на прилегающих улицах:

  • Городецкий краеведческий музей (ул Ленина, 11; тел. (83161)9-27-49, 9-28-49, с 9:00 до 16:30, кроме понедельника и последней пятницы месяца).
  • Музей «Городецкий пряник» (ул. Ленина,2) в бывшей усадьбе Петелина 1906 года постройки.
  • Детский музей на Купеческой (ул. Ленина, 12; тел. (83161)9-42-56) — экспозиция детских игрушек.
  • Дом графини Паниной (ул. Рублева, 16; тел. (83161)9-23-19) — художественный отдел краеведческого музея.
  • Музей самоваров (набережная Революции, 11; в бывшей усадьбе Гришаева) — в экспозиции 312 самоваров, вся коллекция насчитывает более 500 самоваров.
  • Музей добра (Набережная Революции, 10) — предметы быта конца XIX — начала XX века.
  • Город мастеров (Александровская набережная, д. 1, телефон (831-61) 9-40-84. Режим работы: с 10 до 16.30 вторник — пятница, с 10 до 15.30 суббота, воскресенье. Понедельник выходной день. Реконструкция деревянных сооружений Нижегородской губернии XVI-XIX веков. Экспозиции и мастерские, посвященные народным промыслам. Есть мастер-классы.
  • Федоровский монастырь (ул. Титова, д.1) — известен с XIII века, разрушен после революции, восстановлен в 2008-2009 годах.
  • Церковь Михаила Архангела (ул. Загородная, 16), 1707 года постройки.

В Городце можно провести не один день — достопримечательностей и интересных мест немало.

Городецкий историко-художественный музейный комплексПамятник дважды Герою Советского Союза летчику Арсению Васильевичу Ворожейкину (1912-2001)Дом в ГородцеНабережная РеволюцииПамятный знак «Единение православной Руси»

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Послушайте сказку, которую я вам расскажу.

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был могучий, красивый народ. Всем сердцем любили эти люди свою землю. Любовались ею воспевали в своих песнях и сказках. Умели они и создавать красоту. Все, что они делали из дерева для дома (короба, палочки, панно) они украшали яркой, нарядной росписью.

Самой лучшей мастерицей была Даша. Простые предметы ее кисточка превращала в сказочные. Слава о ней разнеслась по всей земле. Велел царь забрать ее во дворец. Когда Даша увидела царских солдат, она все поняла и не захотела жить в неволе. Забежала она на высокий крутой берег, взмахнула руками и поднялась в небо. Превратилась она на глазах солдат в прекрасную Жар-птицу. Летела и ярко горели на солнце ее перья. С тех пор летает над землей красавица Жар-птица и роняет на землю свои перья. Кто находит перья, начинает замечать красоту и становится мастером.

Ребята, я думаю, что каждому хотелось бы найти такое перо Жар-птицы.

Дети: Да!

Воспитатель: Кто догадался, о каких мастерах я рассказала в этой сказке?

Дети: Городецкие мастера.

Воспитатель: Правильно ребята. Это они расписывали предметы яркими красивыми цветами. Давайте с вами рассмотрим предметы с городецкой росписью

Обратите внимание, какие они яркие и праздничные. Давайте посмотрим, какими элементами городецкие мастера украшали свои изделия

Дети: Цветы, бутоны, листья, оживка.

Воспитатель: Какие краски берут художники?

Дети: Яркие, сочные.

Воспитатель: А каким цветом украшаются розовые цветы? Голубые Цветы (ответы детей). Для чего мастера используют белый цвет?

Дети: Белый цвет оживляет узор.

Физкультминутка «Один, два – все вставайте».

Один, два — все вставайте,

Три, четыре – приседайте,

Пять, шесть – повернитесь, Семь, восемь – улыбнитесь,

Девять, десять – не зевайте,

Свое место занимайте.

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте пройдем к своим рабочим местам и приступим к занятию. Но прежде чем начать рисовать, подумайте, какого цвета вы нарисуете розаны, купавки. Их рисуют вначале. Вспомните, что сначала рисуем все одним цветом, а пока элементы сохнут, можно рисовать бутоны или листья. Только убедившись, что цветок высох, начинайте его украшать темной краской и белой.

Практическая работа.

Воспитатель: У вас на столе лежат листы, заранее покрашенные в жёлтый цвет. Давайте приступим к первому этапу выполнения. Выбираем понравившиеся цвета и рисуем подмалёвок – круг в центре нашей работы. Пока наш круг будет подсыхать, нарисуем ещё зелёные листья, создавая композицию.

Теперь переходим ко второму этапу выполнения.Другим цветом выполняем оттеневку: рисуем круг в центре цветка, а теперь по кругу располагаем лепестки напротив друг друга. Кто мне подскажет, как можно бы это сделать? (путем примакивания кисти)

Прежде чем приступить к третьему этапу, надо будет немного подождать, чтобы подсохла краска.

Проводим физ минутку:

Спал цветок и вдруг проснулся (туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел (туловище вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся (Руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел (Руки вверх, вправо, влево) Солнце утром лишь проснётся

Бабочка кружит и вьётся (покружиться)

Заключительный этап росписи «оживка». Нанесём белую и чёрную краску в виде точек, капелек, завитков тонкой кистью.

Итог.

Дети раскладывают свои работы на одном столе, выбирают наиболее понравившиеся, делятся впечатлениями. Воспитатель просит рассказать, чем занимались. Предлагает полюбоваться работами. Подумайте, чья работа вам понравилась и почему? Воспитатель хвалит детей и читает стихотворение.

Рисовали мы цветы

Небывалой красоты.

Красоты той нет конца

Это всё для Городца.

Мастер-класс городецкой росписи

Элементы городецкой росписи поэтапно – этому обязательно нужно учиться, потому что последовательность выполнения очень важна в традиционном творчестве. Авторские включения должны быть минимальны.

Подмалевок

Если говорить проще, подмалевок – это грубая основа будущего изображения. Это главные элементы, которые станут центром картинки. Если вы решили расписать, например, деревянную разделочную доску, то первым цветовым пятном на ней будет именно подмалевок. Если, конечно, вы не задумали сделать на доске цветной фон. Тогда сначала работаете над фоном, даете ему хорошенько просохнуть, а потом уже начинает рисовать подмалевок.

На этом выполнение первого этапа завершено. С подмалевком (иногда говорят – замалевок, это тоже правильно) справится даже ребенок, но не всегда это очень просто

Дело именно в том, что круги должны быть ровные, что рисовать их нужно научиться сразу краской по фону и что, самое важное, они должны стать композиционным центром работы. Если баланса не случается, любой последующий декор будет напрасным

Теневка

На этом этапе городецкой росписи художник наводит лепестки. К моменту прорисовки лепестков круги, выполненные на этапе подмалевка, должны просохнуть. Когда краска просохла, яркой контрастной краской наводите лепестки.

Прорисовывайте их без спешки – хоть они и не должны быть математически точны и ровны, сильные отклонения в прорисовке лепестков нарушают композиционную стройность изображения. Лепестки цветово могут совпадать с малым кругом на подмалевке. Это не обязательно, но обычно такое сочетание хорошо воспринимается на общем фоне.

Настало время выполнить листочки и веточки. И здесь тоже нужно помнить о симметрии: она делает работу красивой, она свойственна городецкому промыслу, потому любые прочие эксперименты здесь не будут уместны. Новичкам не стоит браться за сложные украшательства зеленью: начните с малого, с пары листочков по бокам голубых купавок, и с небольших стебельков, усыпанных листиками, у вершины этих цветков.

Разживка

Другое название этого этапа – оживка. Без него картинка не будет яркой, динамичной, не будет и законченной. Для разживки нужно взять самую тонкую кисточку, и легким касанием «оживить» изображение капельками, штришками, дугами, точками. Выполняется оживка белой краской. Типичная ошибка начинающих – слишком много внимания уделяют они этому этапу. Работа обретает грузность, узор кажется слишком «кудрявым», избыточным, чрезмерным. Потому постарайтесь остановиться вовремя.

Как нарисовать оживку в городецкой росписи, можно посмотреть на примерах классических работ. Там прослеживается и геометричность узоров, и их частота, и самые типичные приемы. Если не уверены, что сразу справитесь с этим этапом на расписном изделии, оттачивайте их на бумаге. Это укрепит умения, и, работая на дереве, рука не будет дрожать.

Когда и с разживкой вы справились, нужно дождаться высыхания краски и закрепить результат. Обычно деревянное изделие покрывают несколькими слоями лака, чтобы работа выглядела эстетично, а краски долгое время не выцветали. Не обязательно начинать с росписи деревянных досок: в ход могут идти птички-свистульки, ложки, шкатулки, другие деревянные заготовки. Но на плоской и ровной поверхности работать, безусловно, удобнее.

Данный видео-урок подробно рассказывает об этапах в городецкой росписи.

Городецкая роспись, приемы которой известны даже дошколятам, это возможность попробовать силы в изобразительном искусстве, познакомиться с народными промыслами, сделать нечто, не требующее особой подготовки, серьезных художественных навыков и дорогостоящих материалов и инструментов.

Ход ОДД:

Вводная часть

Чтение стихотворения:

Нарисуем мы цветы,

Небывалой красоты

И «розаны» и «бутоны».

Что бы ожили цветы,

Нарисуй оживку ты.

Да добавь еще листочки

Ведь без листьев нет цветочка.

Вот тогда-то Городец

Ты не спутаешь вовек.

— Ребята, вы догадались, о каком декоративно – прикладном искусстве говорится в стихотворении?

(Городецкая роспись).

— Кто знаком с городецкой росписью?

Основная часть

На берегу Волги, раскинулся древний город Городец –древнейший русский город — крепость. (слайд 2)

Здесь давным – давно люди начали делать посуду из дерева и расписывать различными узорами.

Кто-то вырезал ложки, чашки, миски, солонцы, поставцы точили на токарном станке. (слайд 3, 4)

Кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества.

Был промысел прялок (слайд 5)

Поверхность донца прялки делилась на ярусы. В верхней части донца воссоздаётся главный сюжет. Это могли быть сцены застолья, гуляний изображались поездки и выезды.

Второй ярус разделял верхний и нижний ярусы — поясок. Там рисовали гирлянды цветов или крупный цветок с расходящимися от него листьями.

Существовали и другие варианты, орнаментальная полоса изображалась с мотивами птиц и кошек.

В нижней части изображались сцены сражения – это были целые картины. (слайд 6).

В то же время была фабрика фабрика по изготовлению детской мебели и других предметов быта:

детские стулья, столы (слайд 7, конь – качалка, (слайд 8)

шкатулки, чашки (слайд 9)

разделочные доски,блюда, хлебницы (слайд 10)

В настоящее время в качестве фона используют естественный жёлтоватый цвет дерева. (Слайд 11,12)

Ребята скажите мне, какие цвета в росписи используют городецкие мастера? Фон жёлтый – цвет дерева.

Цвета в узоре не многочисленны, но в очень ярких сочетаниях – красный, синий, зелёный, оранжевый насыщенного тона и его оттенки. Белый и чёрный цвета в росписи имеют особое значение.

Эти 2 цвета обладают свойством оказывать влияние на звучность красок и способствовать благоприятному их сочетанию.

Ребята, а какие элементы в росписи используют мастера?

Ответы детей (розан, купавка, ягодка, листья, лошадка, птицы).

Существует несколько видов композиций

1. Цветочная роспись

2. Цветочная роспись с включением мотивов конь и птица

(слайд 13,14).

— Элементы городецкой росписи:

— бутон;

— розан;

— купавка или роза;

— ромашка.

(слайд 15).

— Давайте рассмотрим этапы росписи розы (слайд 16).

Первый этап росписи – подмалёвок. Берётся один цвет и прорисовывается расположение основных элементов узора, (цветы). Так все цветы в своей основе имеют круг, по краю которого рисуются лепестки.

Второй этап – оттенёвка.

Мазками другого цвета рисуются полудуги создающие впечатление лепестков сказочного цвета.

Когда вся композиция намечена

Третий этап – оживка.

Расписываются мелкие детали: точки окаймляющие центр цветка, края лепестков, прожилки на листочках и так д. Разживка выполняется белым и чёрным цветом.

Физминутка

Спал цветок и вдруг проснулся.

Спать не захотел:

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

— Сегодня, мы будем расписывать разделочную доску. Рисовать мы будем элементы розу и листья.

Практическая работа.

Роза выполняется розовым цветом. Этот этап называют «подмалевка», т. е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Подмалевка выполняется широкой плоской кистью.

Следующий этап называют «теневка», т. к. здесь используются более темные краски. Обозначают центр цветка и лепестки. У розы центр рисуют в верхней части цветка. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию.

Завершающий этап росписи называют «оживка», т. к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.

Городецкие цветы отличаются разнообразием по цвету и форме. Цветы в городецкой росписи — символ здоровья и процветания.

Роза отражает главные признаки цветка, т. е. имеет лепестки и ярко выраженный центр. Силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в верхней. Роза в росписи Городца окружена скобками — лепестками разного размера, цвет которых совпадает с цветом середины.

Городецкие листья очень разнообразны по форме, размеру и расцветке. Они почти всегда расположены группами из пяти, трех или двух листьев. Листья всегда широки, округлы и растопырены.

Продумываем мотивацию

Чтобы занятие не показалось дошкольником сложным, важно создать у них мотивацию их к творчеству, заинтриговать. Традиционно многие воспитатели начинают с беседы о городецком промысле, рассказывают о городе на берегу Волги, его мастерах, которые славились ещё в древности

Конечно, это познавательная информация, но важно подать её увлекательно, чтобы ребята не заскучали. Рассказ стоит «оживить» различными любопытными сведениями:

  1. Многие думают, что городецкая роспись только цветочная (растительные мотивы). Однако древние мастера всегда любили рисовать и животных: коней, быков, львов, кошек. При этом будет замечательно показать детям соответствующее изделие или хотя бы его фото.

  2. Особенно ценились сюжетные композиции, например, картина народных гуляний.

  3. Раньше (в XIX веке) для росписи предпочитали использовать не жёлтый и светло-коричневый фон, как сегодня, а яркий — зелёный, синий, красный (редко выбирали чёрный).

  4. В городецкой росписи всё символично. К примеру, цветы обозначают здоровье, процветание, диковинные птицы — счастье, тонконогие вороные кони — богатство.

Занятие можно начать с интриги — внести в группу под русскую народную музыку большую коробку с изделиями городецкого промысла. Воспитатель вместе с ребятами рассматривает расписанную кухонную утварь, восхищается её красотой, а затем предлагает дошкольникам самим превратиться в народных мастеров.

Достаточно будет найти один сервиз с несколькими разными предметами

Как всегда, в работе с дошкольниками будет актуальной игровая мотивация. Например, в группу приходит игрушечная лисичка (белочка, кошечка и пр.) и приносит рисунки с орнаментом. Она говорит, что не знает, что за узор на них изображён. Дети, конечно же, узнают городецкую роспись и рассказывают о ней лисичке. Затем героиня просит, например, расписать для неё тарелочку.

Другой удачный вариант — приходит письмо от поваров с кухни детского сада. Они жалуются, что их разделочные доски пришли в негодность, а те, что остались, какие-то некрасивые, скучные. Шеф-повар просит ребят прислать им расписные доски с цветами и узорами. Конечно же, это вдохновит детей на творчество.

Дошкольников можно познакомить с красивой легендой, объясняющей происхождение различных русских народных промыслов.

Воспитатель вспоминает с детьми, что в Дымково делают игрушки из глины, в Филимоново тоже игрушки, в том числе свистульки, а потом приглашает ребят посетить мини-музей в группе и полюбоваться на изделия городецких мастеров.

Уголок будет вдохновлять детей на творчество

Накануне рисования очень хорошо предложить дошкольникам дидактическую игру «Укрась посуду». Ребёнок выбирает себе основу (картонные доски, тарелки, блюда и пр.) и выкладывает на ней узор их элементов городецкой росписи (цветы, листики, птицы). Такая игра хорошо развивает композиционные умения.

Мотивировать детей к творчеству можно с помощью дидактических игр

Повысить интерес к творчеству помогут динамические паузы, посвящённые теме занятия.

Таблица: пальчиковая гимнастика «Городецкие узоры»

Слова Движения
Городецкие узоры хороши! Дети сжимают пальчики в ладошке
Погляжу я на картинки, Показывают ладошки
Улыбаюсь от души! Самомассаж уголков губ
Розовые, жёлтые, синие, зелёные, Прищипывают большой и указательный пальчик на правой и левой руке
Распустились розаны Раскрыли ладошки
На доске берёзовой. Сложили ладошки тыльной стороной
А купавки нежные Нажимают поочерёдно на серединку ладошки
Кажется, качаются, Раскачивают ручками
А бутоны толстые распускаются! Показывают раскрывающийся бутон

Таблица: физкультминутка «На лугу цветут цветы»

Слова Движения
На лугу растут цветыНебывалой красоты. Потягивание — руки в стороны
Ветер дует иногда,Только это не беда. машут руками, изображают ветер
Наклоняются цветочкиОпускают лепесточки. Наклоны
А потом опять встаютИ по-прежнему цветут. Потягивание — руки в стороны

Технология городецкой росписи

Современные мастера для создания картин в данной технике используют краску – темпера. Ее можно заменить гуашью с добавлением клея ПВА. Из каждого выбранного цвета создают два оттенка: один разбеленный, а другой насыщенный. Этапы городецкой росписи:

  1. Роспись можно выполнять сразу на деревянной основе или предварительно покрыть ее желтой, красной или черной краской.
  2. Тонкими линиями с помощью карандаша намечается будущий узор. Делают подобные действия для основных элементов.
  3. Широкой кистью наносят основу цветков в виде пятен правильной круглой формы.
  4. Сверху делают повторные мазки более темным оттенком. После завершения крупных элементов с помощью нескольких мазков формируют листочки.
  5. На заключительном этапе с помощью тонкой кисти наносят штрихи и точки черного и белого цвета.
  6. После высыхания все изделие покрывают бесцветным лаком.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, у меня сегодня радостное настроение, а у вас какое настроение. А теперь закройте глаза и представьте себе, что вам дали кисточку и черную краску. Закрасьте все вокруг черной краской. Что вы испытываете?Какие чувства?

Дети: страх,тоску,грусть…

Воспитатель: А теперь закрасьте все белой. Каким цветом было труднее закрашивать? (белым). А вам бы хотелось, чтобы мир вокруг вас был черно-белым (Нет). А какой вы видите мир?

Дети: цветной, разноцветный, радужный,весёлый, радостный …

Воспитатель: Правильно, вас окружает красивый, разноцветный мир, красивые вещи.

Ребята, а кто мне подскажет, где хранятся красивые редкие вещи?

Дети: в музее.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром придя на работу, я на своем столе увидела большой конверт.На нем написан адрес нашего садика и указано: «Детям группы Ромашка» от директора музея. Так как письмо адресовано всем вам, то вскрывать его я не стала, подождала, пока мы все соберемся в группе. Хотите посмотреть, что в этом письме? «Здравствуйте, дети! Пишут вам сотрудники музея. Мы в нашем музее хотим организовать выставку народных изделий. Но для экспозиции не хватает экспонатов. Не можете ли вы нам помочь? Высылаем образец. Но он не помещался в конверт, и его пришлось разрезать. Надеюсь, вы сможете его собрать? Спасибо за вашу помощь.». Ребята, поможем?

2. Основная часть. Игра «Собери картинку». -Вот вы и составили образец, а что у нас получилось?

Дети: разделочная доска.

Воспитатель:- а вы догадались какая это роспись?

Дети: Городецкая роспись.

Воспитатель: По каким элементам вы догадались?

Дети: по элементам -розан, бутон, листочки.

Воспитатель;-А в нашем саду тоже есть мини-музей городецкой росписи. Посмотрите. В городецкой росписи существует три вида мотивов,композиций. Это цветочный мотив, цветочный мотив с включением образов коней, птиц. И сюжетный мотив, где мастера изображали сюжет из жизни людей — застолье, чаепитие, гулянье, прогулки с кавалерами, стройка дома и т. д.

Чтение стихотворения «Городец».

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славится по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

-А Сейчас я вам загадаю загадки, а вы найдите эти элементы на панно.

Он не броский, круглый он – не раскрывшийся… (бутон).

Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она — … (купавка).

Словно чудо тут и там распускается … (розан).

Она круглая, как чашка, и зовут ее… (ромашка). Молодцы! Вы знаете все элементы узора. Пора немного размяться.

Физминутка

Распускают лепестки наши алые цветки (дети поднимают руки вверх)

Ветерок чуть дышит, (Дети встряхивают кистями рук)

Лепестки колышет.

Наши алые цветки (Дети сцепляют руки над головой)

Закрывают лепестки,

Головой качают, (Дети приседают)

Тихо засыпают. (Дети садятся за столы)

Продуктивная деятельность.

Воспитатель: -Ребята. Как вы уже догадались мы будем расписывать разделочную доску элементами Городца, а именно цветочным мотивом, используя такие элементы,как ромашка, городецкая роза и бутоны.

Воспитатель: Что нужно сделать вначале работы (продумать композицию- расположение элементов на изделии.) Вспомним, что городецкая роспись состоит из 3 этапов работы- это подмалёвок, когда наносятся цветовые пятна, силуэты основных элементов. (показывает, тенёвка –когда прописываются тёмной краской с целью детальной проработки форм и оживка- нанесение белилами штрихов деталей. ,чтобы подчеркнуть, выделить элементы целой композиции.

1 этап: подмалёвок. Кистью №4 рисуем круги розового (девочки) и голубого (мальчики) цветов, элементы листьев зелёного цвета (по два листочка с каждой стороны).

2 этап: тенёвка. Кистью №2 рисуем тёмной краской сердцевину (кружочек) у цветка и бутона, дуги. На листьях с одной стороны тоже рисуем дуги.

3 этап: оживка. Кистью № 2 наносим белой краской штрихи и мелкие детали у всех элементов целой композиции.

3. Заключительная часть. (дети выкладывают свои работы в центре для рассматривания и анализа).

Воспитатель: Какие элементы городецкой росписи мы использовали в наших работах?

Дети: ромашка, бутон, городецкая роза.

Воспитатель: правильно ли подобраны цвета в подмалёвке и следующих этапах? Аккуратен ли узор? Молодцы, ребята. Вы очень помогли сотрудникам музея. В их музее теперь прибавится больше экспонатов городецкой росписи для экспозиции.

Заключение

Городецкий Сергей Митрофанович, биография которого была тесно переплетена со всеми потрясениями первых десятилетий двадцатого века, прожил долгую, интересную и плодотворную жизнь.

Некоторые критики считают, что все «эстетически значимое» было создано поэтом в дореволюционный период его творчества, и ничего более значительного, чем «Ярь», ему создать не удалось.

Тем не менее большим вкладом в культуру страны являются не только стихи Городецкого. В числе его заслуг — появление в русской литературе детского фольклора и создание нового направления в русской поэзии, оказавшей существенное влияние на ее дальнейшее развитие.

Художник И. Е. Репин, написавший совместный портрет поэта с женой, назвал С. М. Городецкого «Певцом национальных восторгов».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector