Кто они такие, русские народные игрушки? давайте познакомимся!

Содержание:

Федосеевская русская народная игрушка

Федосеевская русская народная игрушка делалась в деревне Федосеево Нижегородской губернии. В конце XIX века в Нижегородском крае игрушечное дело развивалось повсеместно. В Федосеево проживал умелец Яков Александрович Александров, который мастерил подвижные игрушки из щепок и досок.

Федосеевская русская народная игрушка

Игрушки мастерят с помощью ножа и топора, используя деревянные щепки и дощечки. Щепки и дощечки сколачиваются гвоздиками и расписываются незамысловатыми узорами. Изначально игрушки расписывали гусиным пером. Позднее стали окунать изделие целиком в желтую краску, получая солнечный фон, а затем наносили цветы.

Основной сюжет федосеевской игрушки — кони. Также вырезали кукольную мебель, автомобили, лодки, карусели, санки, самолеты, трамваи, многоэтажные пароходы. К 1930-м годам федосеевские игрушки стали выпускать на промышленной основе в городе Семенове. В 1948 году федосеевскую артель игрушечников присоединили к Семеновскому кооперативу.

Федосеевская русская народная игрушка

Основные цвета федосеевской игрушки — желтый и красный. В 1950-е годы промысел стал терять былую популярность. В настоящее время мастер Н. С. Муравьев возрождает игрушечный промысел.

Роспись дымковской игрушки

Глиняные статуэтки символизируют радость и жизнь. Для декорирования обычно используют гладкий орнамент в сочетании с геометрическим узором. Оттенки подбирают контрастные, которые выгодно подчеркивают друг друга.

Элементы гардероба людей, рога и копыта животных покрывают медной поталью.

Цвета дымковской игрушки

После того как подсыхает побелка мастера приступают к нанесению на фигурку узоров. Роспись дымковской игрушки имеет скудную гамму цветов:

  • Синий.
  • Зеленый.
  • Желтый.
  • Коричневый.
  • Оранжевый.
  • Малиновый.
Для получения дополнительных оттенков основной цвет разбавляли мелом. Например, подобным образом из синего получали голубой.

В старину умельцы для раскрашивания фигурки брали не кисточки, а деревянные палочки, обмотанные кусочками льняной ткани. Подобный инструмент позволял создавать примитивные узоры: линии, круги, зигзаги. В наши дни для росписи берут кисточки из волос хорька.

Для придания краски блеска в нее добавляли сырой яйцо. Раскрашивание проводилось в определенной последовательности:

  • Волосы чаще всего покрывали коричневым тоном.
  • Глаза и брови прорисовали черной краской.
  • Рот и щеки обозначали малиновым оттенком.
  • Головной убор однотонный.
  • Узор на наряде.

Элементы дымковской росписи

Для оформления глиняной статуэтки мастера всегда использовали строгий геометрический узор. Роспись игрушек – это сочетание кругов, волнистых линий и зигзагов. Обязательно используются клетки, точки и пятна. Также в элементы раскрашивания входят ромбы, созданные из сусального золота либо потали, которые наклеивают поверх нанесенного орнамента.

Каждый умелец наносит узор в соответствии с личными пожеланиями, сочетая разные комбинации. Изделие могут полностью покрыть орнаментом. В некоторых случаях наблюдается авторская лаконичность. Поэтому среди обширного ассортимента игрушек нереально отыскать две идентичные статуэтки.

Для росписи дымковской продукции характерно применение особых символов, обозначающих стремление к красоте и правде. Все орнаменты тесно связаны с природой и разнообразными оберегами.

Каждая деталь рисунка имеет скрытое значение. Например, волнистая линия символизирует воду, круг со звездой в центре – солнце. Часто в орнаменте присутствуют растительные элементы: цветы, листья и ягодки.

Характерные особенности росписи животных

Каждая глиняная фигурка расписывается по-своему. Классические статуэтки всадников, петухов и прочих любимых народом персонажей покрывают насыщенными красками. Лошадь может быт декорирована по бокам ярко-синие яблоки, индюк обзавестись веерообразным хвостом.

Характерную особенность имели утки-крылатки – ряд горизонтальных оборок. Когда смотришь на уточку, создавалось впечатление, что на ней надето два передника.

К тому же роспись предусматривает соблюдение определенной последовательности при нанесении узора. Первой наносят широкую полосу, которая покрывает грудь утки. Узкие линии отходят от шеи, затем мастер наносит поперечные штрихи, формируя классический орнамент в клеточку.

Роспись свистулек в виде конька сочетает нанесение вертикальных полосок и ряд горошин разного цвета. При этом используемые оттенки не сочетаются между собой.

Самые популярные животные в дымковской игрушке – это конь и утка. Намного реже встречаются поросята, коровы, козлы и прочая домашняя живность. Анатомическое строение тела обычно не соблюдается, поэтому основная часть животных напоминают лошадь. Только по морде можно распознать, какое существо изобразил гончар.

Керамика Скопина

Промысел керамических и глиняных изделий в виде скульптур и игрушек существует в г. Скопине Рязанской области с 19-го в., благодаря близкому залеганию глины в окрестностях. Декоративную и бытовую посуду, так называемые синюшки, здесь начали изготовлять еще во времена Киевской Руси. Формы фигурок из глины отличаются простотой: это персонажи русских сказок, драконы, птица «Скопа».

Для росписи глиняных игрушек применяется цветная (желтая, зеленая) глазурь, а также обварка из нескольких составов, которые позволяют получать цвета от светло-бежевого до коричнево-красного. Используется техника получения серо-дымчатого цвета или «задымление».

Русская народная игрушка из дерева

Помимо глины для изготовления национальных сувениров широко применяли древесину. Подобный промысел пользовался популярностью в регионах, богатых лесами.

Богородская русская народная игрушка

Изготавливали изделия в Московской губернии в небольшом поселении под названием Богородское. Для создания поделки чаще всего брали липу, которую предварительно просушивали на протяжении двух лет. Щепки от древесины использовали для создания подставок под сувениры.

Русские народные игрушки из дерева родом из деревеньки Богородское редко раскрашивали или декорировали. Поверхность фигурок просто зачищали с помощью наждачной бумаги. Затем их оформляли резьбой. Традиционно часть деталей готового изделия была подвижной.

Некоторые игрушки крепились на специальных подставках-тумбочках, другие на планках-разводах. Порой внутрь изделий вставляли пружинки, отвечающие за движение отдельных элементов. Сюжет игрушек разнообразен, но чаще всего мастера используют героев сказок и басен.

Мазыкская русская народная игрушка

Встречается крайне редко. Обычно сувенир готовили для близких родственников, например, жены или детей. На Руси игрушки носили название «болвашка» или «щепной товар». Фигурку декорировали уникальной резьбой, которая сохранилась лишь в среде мазыков. Это часть коробейников, обитающих во Владимирской губернии.

Сюжеты игрушек разнообразны: от людей до животных. Главная особенность продукции заключается в том, что при ее создании мастера используют только топор.

Фигурки делают из сосны, осины или липы. Обычно для изготовления берут полешку с торчащими сучками, которые в игрушке трансформируются в хвост, плавник или иную часть тела.

Матрешка

Символ России. Родина круглолицей барышни – Сергиев Посад. Впервые деревянная фигурка, состоящая из нескольких куколок, была вырезана в конце девятнадцатого века. Создателем матрёшки считается токарь В. П. Звёздочкин. Раскрашиванием заготовки занимался известный живописец С. В. Малютин.

Традиционно в состав куколки входит восемь «сестриц» разного размера. Хотя эта цифра не является аксиомой, их количество может варьироваться от трех и до бесконечности. Основной сюжет росписи матрешек – повседневная жизнь.

Деревянных девушек часто изображали в национальных одеяниях, голова обязательно покрыта платком. В руках куколки держали серп, кувшины с молоком или корзинки с ягодами. Позже на них стали наносить сюжеты сказок.

Матрешки отличаются и по типу росписи. Для ее создания берется липа, вначале мастер вытачивает самую маленькую «сестрицу». Затем делает нижнюю деталь для следующей фигурки. После проведения обработки ее тщательно просушивают и выполняют подгонку по верхней части. Аналогичным способом создают все элементы матрёшки.

Федосеевская русская народная игрушка

Промысел был сосредоточен в Нижегородской губернии. В небольшой деревушке Федосеево проживал Яков Александрович Александров, которых из простых щепок мастерил забавные подвижные игрушки.

Для создания деревянных сувениров умельцы используют нож и топор. Дощечки и щепки сколачивают гвоздиками и декорируют простым орнаментом. Изначально для росписи применяли гусиное перо. Позже изделие целиком помещали в краску желтого цвета, чтобы добиться солнечного фона. После этого на поверхности рисовали растительный узор.

Основной сюжет игрушек – кони. Также можно встретит мебель для куколок, машинки, санки, лодки и карусели. Чаще всего для раскрашивания мастера берут желтый и красный оттенок.

Птица счастья

Для создания игрушки используется особая технология. Промысел сосредоточен в Архангельской области. Изначально изделие носило название «Поморский голубок». К середине двадцатого века промысел был практически утрачен. За возрождение ремесла взялся Мартын Филиппович Фатьянов, родом из деревеньки Селище.

Обычно птичку подвешивают под потолком в переднем углу избы, где стоял стол с лавками. Когда закипал самовар пташка, повинуясь горячим парам воздуха, медленно начинала вращаться вокруг своей оси.

Для создания фигурки брали два цельных бруска древесины, щепки. Клей и прочие крепежные элементы не использовали. Противоположный конец одного бруска тонко нарезают вдоль, на второй палочке вырезают голову и делают насечки для хвоста. В середине каждой деревяшки вытачивают «ямки», чтобы в последующем соединить две части в одну.

Для изготовления фигурки берут карельскую сосну, ель, пихту или сибирский кедр. Первое время древесина имеет светлый оттенок, но затем становится золотистой. В старину изделие не раскрашивали.

Русская народная игрушка: картинки из жизни или каргопольские живые фигурки

Посреди дремучих лесов неподалеку от Архангельска, раскинулся небольшой город Каргополь, славящийся еще одним видом русской народной игрушки, которая получила свое название, опять же, по названию места своего зарождения. Однако прежде, чем дело дошло до забавных фигурок, изображающих людей и животных, а порой, и целые сюжеты, тут проживали искусные гончары, занимающиеся изготовлением посуды. Горшки и тарелки из Каргополя расходились на ура во многих русских городах, не исключая и Москву.

У фигурок из лесного, ягодного края есть некоторая суровость образа, что и является их отличительной чертой. Все игрушки раскрашиваются исключительно натуральными красителями, к примеру, сажей, разными видами глины, а также иными минералами. Потому цвета их обычно коричневые, бежевые, зеленовато-бурые, черные и так далее. Однако современные мастера добавляют еще салатовые, синие и желтые тона, что делает фигурки еще более оригинальными и живыми.

История промысла

Пять веков назад за речушкой Вяткой раскинула свои просторы небольшая слобода, куда царь Иван Третий приказал переселять обитателей северных районов России. Среди новых граждан оказалось большое количество талантливых мастеров, которые были настоящими асами гончарного дела.

В Дымково они развили активную деятельность по производству игрушек из глины. В рабочем процессе участвовали целые семейства. Одни занимались добычей сырья и готовили смесь из комкового мела, вторые лепили фигурки, третьи специализировались на обжиге, а четвертые – белили и раскрашивали готовые изделия. Как видите, каждому находилось полезное занятие.

Промысел активно развивался на протяжении четырехсот лет. За это время сформировалась уникальная техника, специфические рисунки, неповторимые образы. Дымковская продукция и тусклые оттенки либо смазанный орнамент – это несовместимые вещи. Изделие являлось воплощением яркости и жизни.

К началу девятнадцатого века свистульки мастеров небольшого села покорила обитателей всей страны. В год выпускали более ста тысяч изделий. Их продавали в Оренбургской области и Москве. На производстве трудилось пятьдесят девять семей из Дымковской слободы. Самые искусные мастера – это Кошкины и Никулины.

Начало двадцатого столетия ознаменовалось наступление тяжелых времен для ремесла. Дымковская роспись перестала пользоваться спросом, поэтому знаменитые семейства гончаров начали искать иные варианта для заработка.

Дешевые товары из гипса постепенно вытеснили с прилавков уникальные свистульки. Традиционному созданию изделий из глины осталась верна лишь одна мастерица – Анна Мезрина. Именно ее нужно благодарить за то, что промысел дожил до наших дней, а не затерялся в истории.

Не менее важная роль в сохранении ремесла отведена живописцу Алексею Деньшину. С малых лет он был увлечен дымковскими игрушками, старательно срисовывая все орнаменты. Даже после окончания Октябрьской революции художник не терял надежды на привлечение внимания к народному творчеству. Он регулярно выпускал рукописные альбомы, коллекционировал глиняные фигурки.

Старания Деньшина не прошли даром. В тридцатых годах двадцатого столетия в Кирове вновь начали активно заниматься изготовлением продукции из керамики.

Дымковские фигурки: русские народные игрушки из глины

В той самой местности, где сейчас стоит себе город Киров, в заречной слободе, с довольно таки странным названием Дымково, появились однажды чудо-мастерицы, которые стал из глины делать поразительные фигурки животных и людей, которые по сути своей были свистульками. Историки связывают появлением такого промысла с весенним праздником свистуньи, потому изготовлением этих игрушек занимались преимущественно женщины.

Подобные дымковские игрушки делали в виде самых разнообразных животных, людей и сказочных существ. К примеру, они могли повторять образы расписных птиц, с пестрыми перьями, медведей, козликов и лошадок, девушек и парней, леших и русалок, которые, как известно, в нашем фольклоре были боле похожими на птичек и жили на деревьях и так далее.

Это интересно

Основной особенностью дымковских игрушек можно назвать их особенную, неповторимую статичность. Все фигурки будто неожиданно замерли, да так и остались недвижимыми. Детям нравиться яркость и живость росписи, забавные образы и занимательные сюжеты.

Технология изготовления

Делается знаменитая игрушка поэтапно. И этапы эти представлены лепкой, обязательной сушкой, обжигом, побелкой и собственно росписью.

Изготовление дымковской игрушки пошагово:

  1. Лепка. Лепят фигурку по частям. Берется жирная промытая глина, разбавленная песком. Из нее катают разноразмерные шарики. Потом их расплющивают до состояния лепешки. Из них делают корпус игрушки, а уже к корпусу крепят мелкие детальки. Места соединения хорошенько смачивают водой, а потом стыки заглаживают мокрой тряпочкой. К примеру, лошадка состоит из цилиндрического основания, четырех коротких конусообразных ножек, изогнутой шейки с мордочкой.
  2. Сушка и обжиг. Этап сушки обязателен. Как долго сушить – зависит от размеров поделки, и от характеристик помещения тоже. Раньше обжиг осуществлялся в русской печи, игрушки буквально докрасна накаляли, оставляли остывать в печке. Сегодня обжигаются фигурки в специальном современном оборудовании, благодаря чему процесс уже не такой трудоемкий и, безусловно, менее опасный.
  3. Побелка. Побывав в печи, игрушка становится красно-коричневого цвета. На такую основу узоры не нанесешь, потому мастера обязательно ее выбеливают. Это происходит с помощью раствора из мелового порошка и молока. Когда молоко скисает, раствор затвердевает, на поверхности образуется ровный казеиновый слой. Удивительно, но многочисленные способы упрощения этапа побелки ни к чему не привели. И сегодня белят игрушку так же, как много веков назад. Лишь дети на занятиях могут расписывать фигурку белой гуашью.

Предлагаем посмотреть видео, как лепить корпус игрушек и крепить детальки на примере лошадки

Продолжает обработку один из самых интересных этапов – роспись.

Звонкое пение

Часто игрушки представляют собой музыкальные инструменты — свистульки. И это не было лишь детской забавой. По народным поверьям, свист отгонял злых духов. По сей день ощущается какая-то таинственная сила в глиняных фигурках. Верить или нет в их волшебство — личный выбор каждого. Однако поднять настроение мелодичный голос способен очень хорошо.

Владимир Иванович Ситников тридцать лет посвятил глиняной игрушке. Профессиональный музыкант, он смог разгадать тайны, придающие голосу свистульки красоту, звонкость и мелодичность. Очень важна правильная обработка будущего изделия. Внутри фигурка должна быть гладкой. Отверстия проделываются по определённым правилам, что позволяет настроить звукоряд.

Петух № 1, новоторжская игрушка

…Герб старинного города по-прежнему украшают собою птицы — золотые и серебряные голуби. Их полёт как будто соединяет прошлое с настоящим и будущим. И руки художников, сумевших преобразить знакомые образы, продолжают создавать удивительные изделия. Сказка становится зримой — волшебные герои помогают в этом.

Игрушки Подмосковья

Богородская игрушка. Самая, пожалуй, знаменитая из богородских игрушек – «Кузнецы». Она прославилась во всем мире и стала своеобразным русским символом. Неизвестно, сколько лет этой игрушке. Подвигаешь планки, и мужичок с медведем начинают стучать молоточками по наковальне.

Богородские мастера делали различные движущиеся игрушки, используя нехитрые, но всегда остроумные приспособления: колеса, спиральные проволочки, планки, разводы, баланс – деревянный шарик, подвешенный под кругом. Так, например, баланс использован в очень известной игрушке «Куры на кругу». Стоит раскачать шарик круговым движением, и куры примутся торопливо клевать нарисованные зерна, причем двигаться они будут в строгой последовательности, по очереди.

В игрушке «Дергун» использована обычная веревка. Чаще такие игрушки изображали сову или медведя. Дернешь за веревочку – и сова взмахивает крыльями, а медведь забавно разводит лапами.

Троице-Сергиевская игрушка. Самым крупным центром производства деревянной игрушки был Троице-Сергиев посад в Подмосковье. Так расположен большой монастырь – Троице-Сергиева лавра. В XVII в. и монастырь, и окружающий его посад стали крупнейшим центром по производству игрушки. Чаще всего это раскрашенные куклы, иногда довольно большие: дамы и гусары, няни в кокошниках, пляшущие крестьяне, задумчивые пастушки и великое множество солдатиков всех цветов и размеров.

У игрушки-миниатюры, высотой 5-10 см, интересное название – «китайская мелочь». Среди этих крохотулек можно встретить и горожан, и разносчиков с товаром, господ и слуг, турок, амурчиков, клоунов. Игрушки раскрашивались эмалевыми красками. Резьба передает фактуру тканей, их легкость или плотность, складки и оборки платьев, пышность меха, банты, цветы и перья на дамских шляпках, эполеты офицеров.

Северная игрушка изначально делалась не на продажу, а для домашнего пользования. Игрушка же Поволжья и центральных районов России была кустарной, т. е. производилась на продажу отдельными мастерами и целыми артелями. Магическое значение игрушки уже давно забылось.

Теперь игрушка должна была заинтересовать, нравиться людям с самыми разными вкусами. «Южные» игрушки были рассчитаны скорей на детей городских, чем деревенских. Крестьянский ребенок с раннего возраста был полноправным участником трудовой жизни семьи. И игрушки были призваны в первую очередь как можно раньше приобщить его к этой жизни.

Городские же дети гораздо позже включались в трудовую жизнь, дольше опекались взрослыми. Поэтому появился спрос на развлекательные игрушки, зрелищные, яркие и разнообразные.

Сергиево-Посадская матрешка

Матрешка. Эта расписная деревянная игрушка имеет почти столетнюю историю. Пришла из Японии. Она стала одним из самых распространенных изделий русского народного творчества, своеобразным символом России. Существует несколько центров по изготовлению матрешек. Несмотря на общие черты, изделия каждого производства имеют свои особенности.

Первых матрешек стали выпускать в Троице-Сергиевой лавре.

Сергиево-Посадская матрешка. Формы и роспись первых матрешек отражали разнообразную жизнь русского народа. Девушка в сарафане или полушубке, пастушок со свирелью, бородатый старик, целое семейство, бояре, богатыри, исторические персонажи.

Семеновская матрешка. Платье матрешки убрано травным орнаментом. На фартуке матрешки нарисован пышный букет.

Полховско-Майдановская матрешка. Полховский Майдан Нижегородской области. Яркие краски: зеленая, желтая, синяя, малиновая. Главный элемент росписи – цветок шиповника – символ любви, материнства.

Крутецкая матрешка. Крутецкие матрешки то длинненькие, как шахматные фигурки, а то почти круглые. Платья самых разных фасонов и расцветок, прически – от традиционной косы современных стрижек.

Федосеевская русская народная игрушка

Федосеевская русская народная игрушка делалась в деревне Федосеево Нижегородской губернии. В конце XIX века в Нижегородском крае игрушечное дело развивалось повсеместно. В Федосеево проживал умелец Яков Александрович Александров, который мастерил подвижные игрушки из щепок и досок.

Федосеевская русская народная игрушка

Игрушки мастерят с помощью ножа и топора, используя деревянные щепки и дощечки. Щепки и дощечки сколачиваются гвоздиками и расписываются незамысловатыми узорами. Изначально игрушки расписывали гусиным пером. Позднее стали окунать изделие целиком в желтую краску, получая солнечный фон, а затем наносили цветы.

Основной сюжет федосеевской игрушки — кони. Также вырезали кукольную мебель, автомобили, лодки, карусели, санки, самолеты, трамваи, многоэтажные пароходы. К 1930-м годам федосеевские игрушки стали выпускать на промышленной основе в городе Семенове. В 1948 году федосеевскую артель игрушечников присоединили к Семеновскому кооперативу.

Федосеевская русская народная игрушка

Основные цвета федосеевской игрушки — желтый и красный. В 1950-е годы промысел стал терять былую популярность. В настоящее время мастер Н. С. Муравьев возрождает игрушечный промысел.

Русская народная игрушка из глины и дерева

Жители определенного региона на протяжении столетий создавали и передавали из поколения в поколение самобытные традиции изготовления народной игрушки, которая являлась своеобразной, оригинальной и сочетала в себе национальные особенности определенного региона России. По внешним особенностям русской народной игрушки можно было понять, в какой именно местности ее смастерили.

Богородская русская народная игрушка из дерева

Как уже выше говорилось, игрушки в основном изготавливались из двух материалов: глины (Абашевская, Дымковская, Каргопольская, Плешковская и Филимоновская игрушка) и дерева (Богородская Мазыкская игрушка, матрешка, птица счастья).

Это интересно: 1654,Раздробленность древней Руси

Мазыкская русская народная игрушка

Деревянная мазыкская русская народная игрушка является весьма редкой. Она изготавливалась для родственников — детей, жен, родителей и т. д. На Руси мазыкскую игрушку называли «Болвашка», «тарарушка», «щепной товар». Вид резьбы, которая делается для игрушки, сохранился в среде мазыков, части сообщества офеней, коробейников, проживавших в бывшей Владимирской губернии, — отсюда происходит и название изделия.  Сюжеты мазыкской игрушки разнообразные: люди, животные, птицы.

Мазыкская русская народная игрушка «Коник»

Основная особенность производства игрушки — использование только топора, другие инструменты применяются крайне редко. Игрушка выполняется из сосны, осины или липы. Традиционно изготавливают ее и из полешка с торчащими сучками. Эти сучки используют в изделии, они могут превратиться в хвост или клюв, а могут стать плавниками у щуки.

Тряпичные куклы народной тематики

Для появления такой куклы на свет нам потребуется:

  • Ткань размером: сорок на пятнадцать сантиметров (белая, пёстрая и однотонная).
  • Небольшая «тряпочка» под фартук десять на восемь сантиметров.
  • Пряжа из неё будем делать волосы.

Этапы изготовления куклы:

  1. Изготовляем тело. На отрез белой ткани укладываем синтепон и сворачиваем ткань пополам.
  2. Голову. На конце делаем скрутку и закрепляем её нитью.
  3. Руки. Ткань складываем пополам, завязываем края.
  4. Скрепляем тело и руки ниткой. Нитью выполняем крестообразный рисунок на груди. Это будет соединять руки и тело. Обматываем ей пояс. Затягиваем нитку.
  5. Создаём нижнюю юбку. На однотонной ткани формируются складки. Нитками закрепляем юбку. Надеваем юбку на куклу
  6. Приделываем фартук и пояс. Ткань для фартука привязываем ниткой к лицевой (передней) части куклы.
  7. Делаем волосы. Пряжу наматываем на плотный картон в несколько слоёв, затем разрезаем пряжу с одного края. Выравниваем пучок и закрепляем его на голове.

Вышеперечисленные примеры это не всё, что есть в традиции изготовления «Русской народной игрушки». Этой статьёй хотелось привлечь как можно больше людей к изучению родных традиций, обрядов и истории России в целом.

Клад земли

Глиняные черепки, найденные при раскопках, помогли установить, что гончарный промысел в тех краях существовал уже в XI — XII веках. Он развивался на протяжении столетий. Однако постепенно глиняная посуда стала вытесняться фарфоровой и металлической. И народный промысел начал угасать. Глиняные игрушки тоже надолго были забыты, их древние образцы не сохранились.

Возрождение началось в 50-е годы XX века. Во многом это заслуга Галины Алексеевны Климовской — художника, искусствоведа, краеведа. Она восстановила облик игрушек по отдельным черепкам. Большую помощь оказал Юрий Михайлович Белоусов — он сохранил память о старинных изделиях и о том, как их лепили. А гончар Александр Николаевич Глазунов стал учителем лепки — у него Галина Алексеевна получила уроки и навыки работы с материалом.

Птичка в зеленом, новоторжская игрушка

Был проделан большой труд, в результате которого промысел возродился и поднялся на новый уровень. Игрушки стали основными изделиями. Галина Алексеевна назвала их новоторжскими. Учитывался опыт прошлого, но при этом привносились свежие штрихи. В 1975 году в Торжке открылась мастерская. Это была часть Объединения «Народные художественные промыслы». В ней не только создавались новые произведения, но и проводилось обучение.

Абашевская глиняная игрушка

Игрушка, сделанная из глины, названа в честь своей исторической Родины — села Абашева Пензенской губернии, которое славилось своим гончарным промыслом и наравне с глиняной посудой торговало игрушками из глины, пользовавшиеся большим спросом. Большая часть населения была старообрядцами, поэтому их верования нашли свое отражение в игрушках-свистульках, визитная карточка абашевской игрушки — фигурка оленя с огромными как будто упирающимися в небо рогами, который считался символом изобилия и достатка. Большая часть игрушек были фигурками животных, являвшихся у древних славян символами различных аспектов человеческой жизни: птицы символизировали счастье и удачу, кони — солнце, медведи — силу, могущество и власть, бараны и коровы — плодородие. Отличительная особенность этой игрушки — удлиненная форма тела, короткие, широко расставленные ноги, очень длинные, толстые шеи и маленькая голова, четко проработанные черты лица и прически людей.

Подробнее >>

Глиняная игрушка

Для работы с этим материалом надо разобраться, какая глина бывает, а её два вида: горная и полимерная.

Горная или натуральна глина, имеет несколько цветов в зависимости от наличия железа, минералов и солей:

  • Красная. Отлично держит температуру. В природе имеет коричневый цвет с зеленоватым отливом.
  • Голубая. В её составе много минералов и солей. Очень хорошее косметическое средство.
  • Белая. Самая доступная из натуральных глин. В природе имеет грязный темно-серый цвет. Приобретает белый цвет после обжига.

Искусственный материал для лепки — полимерный. Он имеет очень важный для себя свойства: термостойкость и пластичность.

Для работы с этим интересным продуктом могут понадобиться следующие аксессуары:

  • Устойчивый и ровный стол.
  • Тряпка для вытирания рук.
  • Перчатки, если вдруг придётся самостоятельно замешивать глину.
  • Фартук.
  • Небольшой нож: канцелярский или перочинный.
  • Формочки для нанесения узоров. Они могут быть не только фабричного производства, но и быть изготовлены из подручных средств.
  • «Наждачка» от нулёвки до пятёрки.
  • Скалка для раскатки глины. Она найдётся у любой хозяйки.
  • Декорирующие средства.

Филимоновская игрушка

Промысел глиняной игрушки появился в середине 16-го в. в Тульской области в Одоевском районе, где местные гончары занимались изготовлением посуды, печных труб и домашней утвари. Для производства использовали местную глину, которая после обжига становилась светло-терракотовой. Пока мужчины трудились над серьезными работами, женщины и дети лепили игрушки, используя пластичную глину «синику», которая затем становилась белой. Последние мастерицы, которые смогли восстановить данное производство, проживали в деревне Филимоново, за что и было дано ему название.

В 20 в. производство это продолжалось, дополнившись не только одиночными фигурками людей и зверей, но и многофигурными композициями, которые успешно покупали домовладельцы для любования и коллекционеры.

Основные категории филимоновской игрушки:

  • люди: барыни, солдаты, всадники, гармонист и т.д.;
  • животные: собака, кошка, лиса, олень, конь, корова;
  • птицы: павлин, петух, курица и утка;
  • композиции (всего более 50): тройка, чаепитие, карусель, Георгий со змеем, на лавочке и др.

К стилистическим особенностями относятся: вытянутые пропорции (длинные шеи) и 3-цветный орнамент с изображением геометрический фигур. Роспись делается анилиновыми красками на лаке. В орнаменте доминируют красные и зеленые полосы, солнце, елочки, решетки, которые наносятся по белому или желтому фону.

Богородская деревянная игрушка

Игрушка создавалась талантливыми руками мастеров села Богородского Московской области, это шутливые, затейливые и подвижные искусно вырезанные из дерева фигурки курочек, которые увлеченно клюют зернышки, медведей, бьющих по наковальне, различные сюжетные и жанровые композиции.

Главный материал для игрушек — тщательно высушенная липа и её отходы в виде щепок, чаще всего изделия из неё не окрашивались. Выразительная фактура дерева позволяла мастерам сочетать в игрушках, как гладкую поверхность, так и небольшие выемки и вырезки, передающие некоторые тонкости и нюансы различных деталей. Детям нравится не только их рассматривать, а еще и приводить в движение механические пружины, спрятанные внутри них, заставляющие бравых солдат маршировать, а добродушного мишку заниматься тяжелым физическим трудом.

История русской глиняной игрушки

Первые такие фигурки, найденные на территории России, датируются 2-м тысячелетием до н.э., эпохой бронзы. Это маленькие копии посуды, глиняные топорики, погремушки, свистульки в виде животных. Процесс их изготовления состоял из лепки и обжига, часто древние мастера украшали фигурки росписью или глазурью.

Своего расцвета производство глиняных свистулек и игрушек достигло в 17-18-м вв. Зажиточные семьи могли заказывать более дорогие изделия. Известно, что царь Алексей Михайлович и императрица Екатерина Первая покупали для царской семьи игрушки на ярмарке «Москва на торгу», о чем имеются записи в книге расходов. Это были фигурки коров, оленей, баранов, лебедей, петухов, уток, детей и даже целый город вместе с солдатами.

В 18-19-м вв. глиняные расписные игрушки уже стали доступны и пользовались большим спросом у простого люда. Именно тогда сформировались и дошедшие до нашего времени центры по производству таких изделий в Дымково, Абашево, Каргополе, Филимоново, Скопине и др.

Производство глиняной игрушки в России тесно связано с другими художественными ремеслами: гончарством, резьбой и росписью изделий из дерева, камня и металла, с искусством вышивки и создания кружев. В них используются общие изобразительные принципы и приемы построения декоративной отделки, художественные мотивы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector