Конспект занятия по пластилиновой живописи «дымковские лошадки»

Дымковская игрушка — расписная лошадка

Нам понадобятся обычные материалы для лепки:

  • глина;
  • клеенка;
  • мокрая тряпочка;
  • стеки;
  • краски.

Набор инструментов

Итак, приступаем к лепке нашей поделки – «Лошадка из глины».

Шаг 1. Раскатываем небольшую толстую колбаску длиной 6-7 см. Немного приплющиваем ее к клеенке. Стекой с двух сторон делаем надрезы, как показано на рисунке.

Делаем заготовку для туловища

Шаг 2. Берем колбаску и сгибаем ее в дугу. Разводим концы колбаски – после разреза их получилось по два на каждую сторону колбаски – и ставим колбаску на «ноги». Немного формируем их и выравниваем. Это будет туловище лошадки. Вообще дымковская лошадка изготавливалась из отдельных частей, но у нас детское творчество и поэтому мы упрощаем форму игрушки.

Формируем туловище фигурки

Шаг 3. Раскатываем колбаску такой же примерно длины, как и в Шаге1, только в полтора раза тоньше. Ее прищипывать не нужно. Сгибаем один ее конец перпендикулярно основной части колбаски, формируя голову лошадки.

Делаем шею и голову

Шаг 4. Показываем ребенку прием лепки – «защипывания»: пальцами расплюскиваем одну сторону колбаски, формируя гриву лошадки.

«Защипываем» гриву лошадки

Шаг 5. Прилепляем получившуюся верхнюю часть лошадки к туловищу. Чтобы она не отвалилась после высыхания, обмакиваем пальцы в воду и «примазываем» стыки частей поделки.

Лепим голову к туловищу

Шаг 6. Таким же образом, только без сгибания одного конца колбаски, делаем хвост лошадки.

Делаем хвост «защепами»

Шаг 7. «Примазываем» хвост к лошадке. Вот что у нас получилось:

Фигурка лошадки

Шаг 8. Грунтуем лошадку белой краской Настоящую дымковскую игрушку окрашивали в белый цвет специальной смесью молока и порошка из мела, но в детском мк по лепке мы сделаем это с помощью обыкновенной гуаши. Ждем высыхания игрушки и раскрашиваем ее вместе с малышом. Покажите ему приемы дымковской росписи – точечные нанесения пятен, прямые линии и т.д. Придумывая раскраску дымковской игрушки, Ваш ребенок творчески развивается, раздвигая цветовые рамки своего мироощущения. Вот такая лошадка у вас получится:

Лошадка

Делать своими руками игрушки для детей — настоящее удовольствие! Согласны? Компанию глиняной лошадке могут составить вот такие, несложные в изготовлении, куклы и шерстяные игрушки, детские новогодние поделки, фигурки из соленого теста. По такому же принципу можно создать сказочного козлика для светильника в детскую.

Творите вместе с детьми и развивайте таланты, которыми малыши обладают с детства. Это позволит им шире смотреть на мир и делать его чуточку красивее.

Дымковская игрушка-лошадка

Лошадка — это самая простая и широко создаваемая игрушка. Предложить создать такую игрушку можно даже малышу. Процесс лепки начинается с туловища, для этого нужно скатать колбаску для будущего тела, а после аккуратно вытянуть один из её концов. У вас должна получиться своеобразная морковка. Загните её тонкий конец так, чтобы получилась голова и шея. Теперь можно продолжить создавать ноги. Для них нужно вылепить сразу четыре колбаски из пластилина, совершенно одинаковые по длине и размеру, после совместить их с туловищем.

Рекомендуется срезать верхнюю область ног под косым углом, в таком случае место крепления конечностей будет выглядеть более аккуратным и ровным. Уже на этом этапе создания у вас должна получиться узнаваемая дымковская фигурка из пластилина. Создать коня из полученной заготовки довольно просто — вам остаётся лишь вылепить хвостик, гриву и острые ушки животного. Все созданные мелкие детали нужно прикрепить к телу, а после этого загрунтовать фигурку и раскрасить по своему усмотрению.

Дымковская барыня из глины своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото

Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству для детей и взрослых. Тема:»Дымковская барыня»Автор работы: Куклина Ульяна. Педагог: Ли-Пу Анастасия Александровна. Педагог дополнительного образования. Место работы: МБОУ ДО «Северо-Енисейский детско-юношеский центр», Красноярский край,р.п.Северо-Енисейский.

Описание:мастер-класс предназначен для детей младшего и старшего школьного возраста. Материал будет полезен воспитателям детских садов, учителям начальных классов, учителям изобразительного искусства и педагогам дополнительного образования. Назначение: выполненная работа может стать наглядным пособием для проведения занятий по декоративно-прикладному искусству и приятным подарком для близких людей. Цель: выполнение дымковской игрушки из глины. Задачи: — познакомить с приемами лепки барыни по этапам; — познакомить с декоративным оформлением игрушки; — развивать пространственное воображение, моторику рук; — воспитывать творческую личность Материалы и инструменты, необходимые для работы: — глина; — дощечка для лепки; — стек; — баночка с водой; — кисти; — белила; — гуашь

Приступая к выполнению барыни, прежде всего, нужно слепить юбку или ступу (широкий у основания пустотельный корпус). Юбку будем выполнять жгутиковым методом. Для этого нужно скатать жгутики и выкладывать в круговой форме. Делаем широкое основание, затем постепенно уменьшаем радиус наших кругов. Жгут при этом выкладываем ближе к class=»aligncenter» width=»520″ height=»628″ Когда закончили выкладывать жгуты, теперь нам нужно разгладить их, выравнять поверхность юбки.

Затем на ступу, смоченную водой, насаживают торс. Торс лепим в форме овала. После этого оттягиваем шею. На шею укрепляем голову, в форме шарика.

Выполняем руки в форме жгута. На руках мы вылепили и рукавчики. На конце наших рук установили скатанный шарик, вокруг руки снизу шарика, закрутили жгутик. Жгутик при этом немного сплющили, получилась ленточка

Прикрепляем руки к плечам, потом осторожно изгибаем и складываем на талии. На голову лепим кокошник

Для кокошника мы скатываем коротенький жгут, немного сплющиваем и изгибаем полукругом. Затем закрепляем на голову.

Основная женская фигурка выполнена, приступаем к декорированию. Лепим косу нашей барыне.Для косы мы скатываем два жгутика и закручиваем спиралью

Затем осторожно изгибаем, закрепляем на затылке и укладываем на плечо. На юбке выполняем рюши

Для этого скатываем жгут, осторожно изгибаем и укрепляем на юбке волнистой линией. Получился у нас фартук. Вот мы и слепили нашу барыню.

Приступаем к росписи нашей фигурки. Для этого нам понадобятся белила. Сначала покрываем всю нашу барыню белилами. После высыхания приступаем покрывать основными цветами торс и косу. Юбку и кокошник мы оставили белой, чтобы лучше были видны наши узоры. Оставляем, чтобы подсохла краска.

Приступаем к росписи, выполнению узоров. Узоры должны соответствовать дымковской росписи, так как мы лепим дымковскую барыню. Вот такие у нас получились узоры из основных элементов дымки (круги, точки, прямые и волнистые линии).

После росписи узоров, рисуем нашей барыне личико. Прорисовываем тоненькой кисточкой элементы лица

Наша дымковская барыня готова! Спасибо за внимание!

Рекомендуем посмотреть:

Медведь из глины или пластилина. Мастер-класс Подкова из глины своими руками Мышка из глины своими руками Панно из глины на тему: Дары Осени. Мастер-класс с пошаговыми фото.

Ёжик из глины своими руками

Поделки из глины. Мастер-класс

Игрушки из глины своими руками

Ход занятия:

I. Организационный момент

Воспитатель:

-Здравствуйте, ребята! Сегодня утром, когда я шла в детский сад, меня встретил почтальон. Он передал для вас посылку. Давайте откроем и посмотрим что в ней.

(Воспитатель открывает посылку, в которой лежат шаблоны дымковских лошадок и письмо)

Воспитатель:

— Ребята, давайте прочитаем письмо.

(Воспитатель читает письмо)

«Здравствуйте, ребята. Пишут вам дымковские мастера. Ребята, нам срочно нужна ваша помощь! В этом году у нас как никогда много работы. А нас — мастеров, с каждым годом все меньше и меньше….не успеваем мы расписывать наши дымковские игрушки. А недавно наши друзья – филимоновские мастера, попросили нас прислать им в подарок расписных дымковских лошадок. Ребята, мы знаем, что вы настоящие подмастерья, помогите нам – мастерам расписать лошадок для наших друзей. А уж мы в долгу не останемся!

С благодарностью, дымковские мастера».

Воспитатель:

— Поможем, ребята мастерам расписать дымковских лошадок?

Дети:

— Поможем.

II. Основная часть

Воспитатель:

— Но для начала давайте с вами вспомним, кто такие дымковские мастера, откуда они родом, и какие бывают дымковские игрушки.

(Просмотр мультимедийной презентации «История дымковской игрушки»)

Воспитатель:

— Ребята, кто же такие дымковские мастера?

Дети:

-Это мастера из села Дымково.

Воспитатель:

— Почему село назвали Дымково?

Дети:

— Потому что село располагается близко к реке. И когда над рекой поднимается туман, кажется, что все село как — будто в дымке.

Воспитатель:

— Из чего они делают свои игрушки?

Дети:

— Дымковские мастера делают игрушки из глины.

Воспитатель:

— Какие дымковские игрушки вы знаете?

Дети:

— Барышня, лошадка, индюк, барашек, петушок.

Воспитатель:

— Краски каких цветов используют дымковские мастера для росписи своих игрушек?

Дети:

— Дымковские мастера используют краски оранжевого, красного, синего, зеленого, желтого цветов.

Воспитатель:

-Какая отличительная черта дымковских игрушек?

Дети:

— Отличительной чертой дымковских игрушек является неизменно белый фон и яркие разноцветные узоры.

Воспитатель:

— Какие узоры используют дымковские мастера для росписи игрушек?

Дети:

Для росписи дымковских игрушек мастера используют такие элементы как «кружки — горошины», «кольца», «точки», «прямая линия», «волнистая линия».

Воспитатель:

— Молодцы, ребята! На все вопросы ответили правильно.

А сегодня мы с вами станем настоящими подмастерьями.

Подмастерья, ребята, это помощники мастера-ремесленника, выполняющие несложную работу.

— Какие элементы будем использовать для росписи лошадок?

Дети:

— Для росписи лошадок будем использовать такие элементы как «кружки — горошины», «кольца».

Воспитатель: (объяснение поэтапной росписи)

— У нас с вами есть шаблоны лошадок. Сначала мы раскрасим черной краской носик и копыта нашей лошадки (прием рисования широкой кистью). Затем кончиком кисти нарисуем ей глазки (используя метод «тычка», далее проем кисть в воде и коричневой краской распишем гриву и хвост (прием рисование широкой кистью, затем хорошенько промоем кисть в воде и распишем кончиком кисти наших лошадок разноцветными «горошинами» и «кольцами» (прием плавного рисования кончиком кисти, и наша лошадка будет готова!

— Саша, что мы будем делать сначала, а что потом?

Ответ ребенка.

— Регина, какие элементы росписи будем использовать?

Ответ ребенка.

Воспитатель:

— Давайте приготовим наши ручки к работе.

Пальчиковая игра «Лошадка».

Под русскую народную мелодию дети приступают к самостоятельной продуктивной деятельности.

Физкультминутка «Я люблю свою лошадку».

Воспитатель предлагает ребятам довести свою работу до конца.

III. Заключительная часть

Воспитатель:

— Ребята, вы сегодня большие молодцы! Как вы думаете, ваши расписные лошадки понравятся филимоновским мастерам? Почему?

Ответы детей:

— Потому что они яркие, красочные, нарядные.

Воспитатель:

— А что вам было сделать труднее всего?

Ответы детей.

Воспитатель:

— Ну а теперь настало время собирать посылку для филимоновских мастеров, а вот кто такие филимоновские мастера и откуда они, мы с вами узнаем на следующем занятии.

Изготовление барышни из пластилина

Искусные мастера из села Дымково с древности создавали именно фигуры девушек. Среди них можно различить и настоящих барышень в кокошнике, а также простых крестьянок с детьми на руках либо вёдрами на коромыслах. Несмотря на широкий выбор декорирования, все женские фигуры обладают довольно простой общей формой, с помощью которой можно легко понять, что перед вами именно дымковская фигурка.

Можно создать барышню из пластилина. Для красивой и пышной юбки нам потребуется каркас — можно взять обрезанное горлышко из-под пластиковой бутылки. Его нужно облепить тонким слоем пластилина, сохраняя при этом начальную форму. После этого на основе пробки от бутылки нужно сформировать туловище, укрепить к нему шарик-голову. Далее можно дать своей фантазии волю, использовать всю возможную креативность — вылепить руки, головной убор и волосы. Также можно украсить фигурку дополнительным декором, дать барышне что-то в руки. Готовую фигуру нужно дополнительно покрыть грунтом и раскрасить.

Инструкция поэтапного создания фигурки

Для создания барышни понадобятся:

  • пластилин;
  • доска для лепки;
  • салфетки;
  • пластиковая бутылка с общей ёмкостью 0,5 л (будущая юбка).

Для лепки нужен каркас — чаще всего создаётся пластиковой булкой, она своей формой очень напоминает юбку дымковской барышни, крыша должна оставаться на месте, чтобы пластилин не проваливался внутрь.

Если фигурку создаёт ребёнок, то с каркасом ему должны помочь родители. В зависимости от того, какая форма у бутылки, такая же юбка будет у барышни.

Роспись

Для выразительности поделок используются контрастные яркие цвета, которые подчеркивают друг друга. По этому принципу принято сочетать: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый, а также белый — в качестве основы и черный в минимальных количествах.

Раньше было принято украшать фигурки сусальным золотом. Это добавляло торжественности. Сейчас можно использовать золотую краску.

Как и во многих промыслах, в Дымковской игрушке каждый цвет имеет свое значение.

Не сложно догадаться, что зеленый цвет символизирует природу, а синий -небо. Белый — символ чистоты, красный — силы и здоровья.

Многие древние игрушки сохранились до наших времен благодаря своим натуральным краскам. В то время художники разводили пигменты яичным желтком. А пропорции и приготовление красок хранилось в строгом секрете.

Технология изготовления

Процесс создания глиняной игрушки состоит из нескольких этапов:

  • Лепка.
  • Сушка.
  • Обжиг.
  • Побелка.
  • Роспись.

Как лепить дымковскую игрушку

Для создания изделия берут глину или песок из реки. Согласно классической технологии это должна быть вятская красная глина. Каждый элемент фигурки создается по отдельности: из шара формируют тело, на которое крепят остальные части. Все детали соединяют плавным переходом, чтобы избежать сколов на готовом продукте. Также стыки аккуратно обрабатывают влажной тряпочкой.

Основной деталью при лепке является тело. Сначала из кусочка глины, смешанной с мелким речным песком, создают шарик. Далее из него вытягивают необходимую форму. Чем плавней пройдет процесс, тем более красивой получится фигурка.

Создание придатков (руки, ноги, голова и т. д.) также проводится из шариков, но их объем меньше. «Детали» крепят к телу, а место соединения обрабатывают водой и глиной. В качестве декоративных элементов мастера порой используют колечки, канавки, колбаски.

Например, для изготовления барыни первым делом лепят юбку конусообразной формы. Далее к ней присоединяют тело с вытянутой шеей. Следующим шагом становится крепление головы и рук. Завершающим этапом является облачение барышни в красивый платок, шляпку.

Мужские фигурки создают немного иначе. Торс и голову крепят к ногам, представляющими собой две толстые колбаски. Если слегка изогнуть их нижние части получатся ножки.

Туловище животного в заготовке напоминает конус. К острому окончанию крепят голову и шею. Конечности чаще всего крупные, слегка сужающиеся книзу. Хвост и рога присоединяют в последнюю очередь.

Сушка и обжиг дымковской игрушки

После завершения лепки изделие сушат. Длительность процедуры зависит от размера фигурки и климатических особенностей помещения. В обязательном порядке учитывают влажность, температуру и прочие параметры. В зависимости от этих показателей процесс занимает от нескольких дней до трех недель.

После сушки статуэтку обжигают. Ранее для этого использовали деревенскую печь. Игрушки выкладывали на противень из металла и устанавливали его на дрова. После того как фигурка накалялась, в этой же печке ее остужали.

В наши дни используют инновационную аппаратуру, которая не только экономит время, но и делает процесс прокаливания безопасным.

Побелка (беление) дымковской игрушки

После сушки и обжига статуэтка приобретает красно-коричневый оттенок. Поэтому прежде чем наносить роспись, ее отбеливают. Фигурку покрывают специальным составом из мелового порошка и молока.

После того как напиток закиснет, раствор становится твердым и на изделии образуется равномерный слой белого цвета. Процедура не только выравнивает поверхность, но и добавляет краскам невероятную яркость и насыщенность.

Много раз предпринимались попытки изменить состав смеси, но каждый эксперимент заканчивался провалом. В результате статуэтка становилась желтой или приобретала неровную поверхность. По этой причине и в наши дни побелка проводится по старинной рецептуре.

Интересные факты

История дымковской игрушки насчитывает уже около 400 лет. Упадок наступил в середине XX века, но в 1942 году у промысла появился новый толчок развития. К этому привел художник Алексей Деньшин. Несмотря на то что в стране была война, он смог возродить интерес к игрушкам.

Сейчас слобода Дымково стала микрорайоном города Кирова. Именно в ней мастерицы передавали из поколения в поколения тайны создания игрушек. Сейчас их уже нет в живых, но кое-где сохранились деревянные дома. Один мужчин купила там землю и когда перекапывал ее, нашел фрагменты почти 50 фигурок. Возможно, что когда-то удастся создать музей, который позволит сохранить историю дымковской игрушки.

Мост через реку Вятку стилизован «под дымку». Он выглядит красиво и необычно. Подобные орнаменты использовались и во время жеребьевки во время Чемпионата мира по футболу 2021 года. Во времена СССР на автоматах с газированными напитками была изображена дымковская барыня.

К 2024 году планируется сделать серый промышленный город Киров ярким и оригинальным. Для этого здания украшают традиционным дымковскими узорами. Промысел снова приобретает популярность и игрушки можно купить во многих городах России.

Дымковская игрушка история видео:

В этой статье мы хотим предложить Вам научиться делать дымковские игрушки своими руками. Так как специальные печи у нас в квартирах не имеются, да и настоящую ярко-красную глину раздобыть тоже не представляется возможным, то делать мы будем дымковские игрушки из подручных материалов.

Эта техника будет интересна и понятна, как взрослым, так и детям. Поэтому обязательно попробуйте, и у Вас получится что-то прекрасное, с чем можно будет играть, подарить или поставить в комнате в качестве предмета интерьера.

Итак, давайте приступим…

Дымковская игрушка своими руками

Необходимые материалы:

  • пластиковая бутылка;
  • скульптурный пластилин или обычный детский пластилин;
  • краски;
  • кисточка;
  • мука;
  • острые ножницы.

Изготовление:

Прежде всего, необходимо при помощи острых ножниц отрезать горловину у бутылки. У вас должна получиться заготовка для будущей дымковской игрушки (см. фото).

Теперь необходимо обклеить получившуюся заготовку из пластиковой бутылки пластилином

Очень важно сделать ровный и аккуратный слой без разводов и неровностей

Затем соорудите небольшие пластилиновый шарик, который будет выполнять роль головы в будущей дымковской игрушке. Обязательно сделайте из пластилина высокий кокошник, заплетите косу, оденьте венок и т.п. Не забудьте и про руки, а так же всевозможные дополнительные элементы: корзинка, сумочка, ведро, ребенок, самовар и т.п.

Теперь пластилиновую форму необходимо тщательно промазать мукой, это необходимо для того, чтобы краска (к примеру, гуашь) хорошо ложилась и не сбивалась в капли.

Теперь можно приступать к покраске и разукрашиванию. Перед началом разукрашивания обязательно покрасьте всю фигурку в единый белый цвет. Дождитесь, пока белый слой просохнет, и приступайте к творческому процессу разрисовывания.

Ниже мы прилагаем некоторые примеры узоров и цветовую гамму, которые используются при разукрашивании дымковских игрушек.

Новостной портал «Vtemu.by» желает Вам творческих успехов!

Система образов и сюжетов

Если сравнивать сохранившиеся изображения первых изделий с современными образцами этого народного искусства, то нельзя не заметить, что за сотни лет их создатели шагнули далеко вперед. Игрушка избавилась от простоты формы и орнаментики и стала более декоративной, значительно увеличилось и количество сюжетов.

Хотя мастера и утверждают, что нет двух абсолютно одинаковых фигурок, можно выделить пять основных типовых групп:

  • Женские образы (барышни и барыни, няньки-кормилицы с ребенком на руках, водоноски). У дам – корсеты и кринолины, зонтики в руках, модные шляпки и наряды; кормилицы в кокошниках, широких юбках, передниках с оборками. Статичные фигурки, исполненные величественности и достоинства.
  • Кавалеры, часто изображаются верхом в профиль. По сравнению с женскими образами меньше по размеру и выглядят проще.
  • Животные. Изначально создавались фигурки, изображающие тотемных зверей: барана, козла, оленя, медведя, постепенно добавились и образы разных домашних животных. Отличительный признак этого типа: вскинутая голова и короткие ножки, широко расставленные. Часто фигурки «наряжают» в яркие красочные костюмы музыкантов с инструментами в руках.
  • Птицы (петухи, индюки, утки). У уток – пышные пелерины, у петухов и индюков – яркие фигурные хвосты.
  • Композиции. В их составе могут быть как люди, так и животные. Представляют разнообразные сцены из русской городской и деревенской жизни: чаепитие, народное гулянье, катание на санях и многие другие.

Материалы для творчества на дому

Изготовление дымковских игрушек дома — это хорошая идея для творчества детей совместно со своими родителями. Самым доступным и дешёвым материалом считается пластилин. Для создания фигурок по традициям села Дымково логичней было бы применять именно белый материал. Но так как пластилин обычно продаётся целыми наборами, которые включают в себя большое количество цветов, можно смешивать их вместе и лепить из них красивые фигурки.

Готовую фигуру обычно покрывают грунтовкой, лишь после её высыхания можно приступать к раскрашиванию. В традиционном методе создания игрушку не покрывают лаком, а оставляют ей матовую структуру. Если же вы используете при создании нестойкие краски, есть смысл дополнительно их закрепить.

История происхождения дымковской игрушки

Глина — это особый материал, который отличается своей пластичностью в сыром виде, а также она приобретает высокую прочность после обжига. Из-за таких характеристик материала изделия из глины пользуются широкой популярностью с глубокой древности и до нашего времени. В давние времена посуду и фигурки из глины создавались почти в каждом регионе нашей родины.

При этом в каждой местности были свои формы фигуры, авторские традиции декорирования и росписи полученных игрушек. Село Дымково (Кировская область) на всю страну стало известно своими искусными мастерами, которые создавали небольшие яркие игрушки, издающие разные звуки. Любопытно то, что традиционную игрушку изготавливали не для развлечения детей, а для защиты своего дома от нечистой силы.

В старину думали, что нечисть очень боится громкого звука. Именно по этой причине в те времени все игрушки могли свистеть, греметь и издавать звуки. Создавали их традиционно к празднику Свистопляски, во время которого люди изгоняли злых духов и веселились всем селом.

Особенности игрушек от мастеров

Сегодня в самом селе Дымково можно найти не только погремушки и свистульки, но и простые игрушки в виде статуэток, которые не могут издавать никаких громких звуков. Главной особенностью такого изделия считается сравнительно небольшой размер. Мастера, которые остаются верны древним традициям, изготавливают чаще всего фигурки птиц (индюков), животных (олешек), барышень, а в некоторых случаях и мужчин.

Впрочем, можно встретить и более сложные по форме изделия: женщины, держащие в руке каравай, либо добрые молодцы верхом на красивой лошади. Простой узор и небольшое количество расцветок во время росписи конструкции — это то, чем в большинстве своём и отличается игрушка.

Можно создать лошадь из пластилина своими руками в стиле такого народного промысла. Делается это довольно легко: форма фигурки должна отличаться своей простотой в исполнении, а для росписи готовой продукции применяют простые точки и линии. Стоит отметить, что при традиционном создании фон обязан быть белого цвета, но сегодня очень часто можно встретить игрушки, которые раскрашиваются в различные цвета.

Ход занятия:

Вводная часть. Воспитатель подзывает к себе звоном колокольчика.

Воспитатель: Колокольчик звонит, собраться вместе велит!

Ребята, нам принесли посылку, но сначала давайте поздороваемся друг с другом и поиграем в игру «Здравствуйте!»

Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)

Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки (показываем губки)

Здравствуйте, зубки (показываем зубки)

Губками «почмокали» («чмокаем»)

Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)

Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали (машем ладошками)

А теперь все вместе –

«Здравствуйте!» — сказали (хором здороваемся).

Основная часть.

Воспитатель: У нас в гостях волшебный сундучок с гостем. Чтобы узнать, кто там, отгадайте загадку.

Очень стройный и красивый.

С челкой и пушистой гривой.

Может плавать и скакать.

Ест овес, умеет ржать.

Прыгнет в воду и в огонь

Верный человеку … (Конь)

«Тук-тук, чок-чок, открывайся сундучок!».

— Посмотрите, какая красивая лошадка! Ее сделал мастер, чтобы вы могли ею любоваться. Мы с вами уже видели такие игрушки. Кто помнит, как они называются? (Дымковские). Из чего они сделаны? (глина). А почему так называются? (по месту названия промысла). Лошадка сама белая, грива и хвост черные. По бокам у неё кружочки, их много, они яркие.

-Каким цветом у лошадки кружочки? Назовите их. (Дети находят кружочки такого же цвета и показывают их, называя цвет).

— А какие еще узоры на боках лошадки? (полоски, точки).

В посылке много картинок с изображением игрушек. Давайте вместе выберем похожие игрушки. (Вместе с детьми выбрать изображения дымковских игрушек).

— Что общего у всех этих игрушек?

Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.

Игрушки эти не простые,а волшебно-расписные:

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

Игрушки эти лепили к весеннему празднику «Свистунья» и цвета выбирали яркие, весенние, как на радуге. Вся разноцветная — вот красота!

Ты полюбуйся,какие цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Так и повелось расписывать Дымковскую игрушку яркими полосками, веселой клеткой, украшать кружочками и точками, используя яркие краски радуги.

Ни один праздник не проходил без веселых катаний на карусели. Давайте и мы покатаемся на ней.

Хороводная игра «Карусели»

— Ой, а в посылке еще письмо.

(Воспитатель читает письмо):

— Здравствуйте ребята! Мои друзья лошадки гуляли под дождем, и все красивые узоры смыло водой. И теперь они стали грустными, потому что они уже не нарядные, а просто белые. Сможете ли вы помочь моим друзьям?

Ответы детей

— Тогда рассаживайтесь за столы и давайте попробуем украсить фигурки красивым дымковским узором. Мы превратимся в настоящих мастеров. Посмотрите, как я украшу свою лошадку.

Дети рассматривают лошадку, воспитатель обращает внимание, что узор выполнен по всей игрушке. (Показ последовательности работы)

(Показ последовательности работы).

— Вам нравиться моя лошадка?

(Ответы детей).

— Но прежде, чем начать работу, разомнем пальчики.

(Проводится пальчиковая гимнастика «Веселые лошадки»)

В чистом поле без оглядки (Пальцы обеих рук опереть подушечками на стол,

Мчатся быстрые лошадки. Быстро перебирать и стучать ими по столу (лошадки скачут).

Цок –цок –цок, цок-цок-цок- Поцокайте язычком.

Скачет резвый табунок. Быстро перебирать пальцами и перемещать их по

Столу (лошадки скачут)

(Дети самостоятельно выполняют работу, воспитатель по необходимости помогает).

Заключительная часть.

— Молодцы, все старались создать красивые дымковские узоры.

— Посмотрите, какие красивые, нарядные получились лошадки.

— Как называются игрушки, с которыми мы познакомились? Легко ли быть мастером, придумывать узор, выполнить работу аккуратно?

(Дети высказывают свое мнение).

Лошадка благодарит детей, говорит, что ее друзья снова стали веселыми, нарядным и красивыми.

— Теперь берите свои работы и несите их на выставку.

Список литературы:

1. З. А. Богатеева «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях».

2. А. А. Грибовская «Народное искусство и детское творчество».

3. http://planetadetstva.net/

Полезные советы для начинающих

Если вы хотите научиться технике, то при создании фигурки у вас должна быть перед глазами сама фотография такой дымковской игрушки. Особенно важен такой образец для ребёнка: нужно помнить о том, что у малыша нету большого жизненного опыта. Если же вы хотите украсить готовую игрушку красивыми деталями и росписями, нужно обязательно выполнить их сначала на бумаге.

При совмещении кружков и полос можно добиваться самых разных и интересных расцветок. Главное — это правильно подобрать цвет. Синий, жёлтый, красный, зелёный и оранжевый — это основные цвета, которые традиционно использовали при раскрашивании дымковской игрушки. При желании во время росписи также можно воспользоваться розовой либо оранжевой краской, а отдельные элементы выделить золотым. Также нужно помнить, что лицо при этом тщательно прорисовывать не нужно, хватит просто немного наметить его.

В дымковской игрушке принято использовать особую символику, которая характеризует красоту, здоровую жизнь и искренность. Все узоры в традиционной игрушки были знаковые, связанные с природой, а также различными оберегами. К примеру, кольцо — это оберег, круг с пересекающимися полосами — это солнечные знаки.

Точки внутри круга либо чередующиеся точки и круги — это знаки зародышей и семян, одна полоска — дорога или река, чёрные точки — следы после человека

При этом очень важно знать значение расцветки игрушки. Зелёный цвет в народе связан с понятием долгой жизни и символизирует пашню, землю и природу. Белый цвет всегда относился к символу правды, добра и нравственной чистоты

Красный цвет — это не только характерный знак огня, но также красоты, славы, крепкого здоровья и силы. Голубой цвет — это небо

Белый цвет всегда относился к символу правды, добра и нравственной чистоты. Красный цвет — это не только характерный знак огня, но также красоты, славы, крепкого здоровья и силы. Голубой цвет — это небо.

Дымковская игрушка станет настоящим уникальным и удивительным подарком ручной работы. Такая подделка доставит много удовольствия не только вам, но и вашим детям.

Originally posted 2018-03-19 08:48:31.

Ход занятия:

Входят родители с детьми, воспитатель приглашает их сесть на стульчики, поставленные кругом в центре группы.

Воспитатель: Здравствуйте, наши дорогие детки! Здравствуйте, наши дорогие родители! Я очень рада видеть вас в нашей группе! Сегодня нам предстоит увлекательное занятие. Очень интересное и такое же полезное.

Но, сначала, послушайте мой рассказ.

– С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно село Дымково. А почему оно так называется? В старину – и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это – будто дымкой окутано, все в дыму. Здесь в далекую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали – “ Дымковская”. (Показ слайдов)

Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки Из небольшого глиняного шарика с отверстиям свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многлюдной весенней ярмарки торгуют веселым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети. Шумит народное гулянье, но громче всего слышится заливистый свист. Оттого и получил этот весенний праздник свое название-“Свистунья”. Приходит новая зима, и снова в Дымкове принимаются за дело. И так много-много лет. Бабушки учат внучек, а внучки –своих внучек.

И в наше время в Вятке, которая теперь называется Киров, находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. Если мы зайдем в эти мастерские, сразу же увидим груды и мешки глины, ящики с красками, коробки с яйцами. Все это нужно для создания чуда. Сказочные коники, индюки, похожие на жар-птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели, все это-настоящее чудо.

— И мы сейчас с вами представим, что превратились в настоящих дымковских мастериц! А кого будем лепить -вы мне –кажете сами.

Воспитатель читает рассказ К. Д. Ушинского “Лошадка”

Конь храпит, ушами прядет, глазами поводит удила грызет, шею, словно лебедь, гнет, копытом землю роет. Грива не шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей — челка, на ногах — щетка; шерсть серебром отливает. Во рту удила, на спине седло, стремена золотые, подковки стальные.

— Садись и пошел! За тридевять земель, в тридесятое царство! Конь бежит, земля дрожит, изо рта пена, из ноздрей пар валит.

— Сейчас мы с вами будем лепить лошадок,чтобы они были такие же красивые:” шею, словно лебеди гнули, хвост трубой, грива по шее волной. Воспитатель предлагает детям еще раз рассмотреть дымковскую игрушку лошадку и определить, каким способом ее лучше слепить. Уточняет ответы и советует попробовать слепить лошадку так, как это делают народные умельцы.

— Сначала нужно создать исходную форму-цилиндр. Один конец валика примерно на треть длины надрезаем стекой, оттягиваем образовавшиеся части и делаем из одной части шею с головой, а из другой ноги. Шею поднимаем вверх, немного изгибаем, чтобы получилась голова.Ноги делаем из другой части: надрезаем стекой на две равные части, каждую из которых оттягиваем и закругляем. Другой конец валика слегка вытягиваем, чтобы задние ноги получились такой же длины, как передние.

Воспитатель предлагает детям и родителям долепить фигурку так, чтобы получилась красивая лошадка.

— Давайте оформим вылепленную фигурку, чтобы она стала красивой лошадкой. Рассматриваем со всех сторон и сглаживаем. Гриву и хвост слегка оттягиваем и прищипываем. Можно усложнить детали, вылепив их отдельно- скатать жгутики и валики и сплести из них хвост и гриву.

-А дома вы украсите лошадку красивыми узорами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector