Виды, определение, работы и техники декоративно-прикладного искусства

Прикладное искусство в работе с детьми

Личностное
развитие человека носит отпечаток его возраста и индивидуальных особенностей,
которые должны учитываться в образовательном процессе. Возраст связан с
характером деятельности человека, особенностями его мышления, диапазоном его
желаний, интересов и социальных проявлений. В то же время, у каждого возраста
есть свои возможности и пределы в развитии. Многие педагоги указывали на
необходимость детального изучения возрастных и индивидуальных особенностей
детей в образовательном процессе и их правильного учета. Научные исследования
показали, что существует прямая связь между физическим, умственным и моральным
развитием. Физическая культура тесно связана с совершенствованием органов
чувств, зрения и слуха, что, в свою очередь, оказывает глубокое влияние на
психическое развитие и формирование характера человека.

Образование ума формирует систему представлений об окружающем мире, интеллектуальных способностях и навыках, развивает интерес и способности. Нравственное воспитание ребенка формирует нравственные нормы, его опыт поведения и отношение к людям. Моральные чувства ребенка формируются интенсивно

Эстетическое образование является важной частью развития школьников

Его уровень сенсорного восприятия окружающего мира способствует формированию эстетических представлений о мире и человеческой природе. Эстетическое образование способствует развитию творческих способностей детей, формированию эстетического вкуса и потребностей. Нравственное воспитание оказывает существенное влияние на формирование воли и характера. Воображение — это создание чего-то нового в виде изображений. Процесс воображения наблюдается в каждой человеческой деятельности. Воображение — это очень ценное психологическое качество человека. Один вид воображения — это фантазия, и это качество величайшего. Воображение присуще только человеку.

В процессе работы создавалась и развивалась фантазия. Прежде чем что-то сделать, человек представляет себе, как он это сделает, как это будет выглядеть. Такое представление последующих действий и того, что будет достигнуто в результате последующих действий, является одной из характерных особенностей работы и отличает человеческую деятельность от поведения животных. Представление о воображении у детей формируется на основе развития их восприятия. Обогащая восприятие и специальные наблюдения за ребенком, учитель обогащает и развивает восприятие ребенка. Развитие воображения ребенка создает условия для эстетического воспитания, а четко определенное эстетическое воспитание, в свою очередь, развивает воображение. На развитие детского воображения влияет чтение художественной литературы, просмотр картинок, прослушивание музыки, восприятие природы и др. Знакомство с искусством делает детские воображаемые образы более полными и живыми.

Популярные темы сообщений

  • Почему надо беречь воду Вода нас окружает повсюду. В речке, озерах, море, в тумане, в дожде и даже в кране. Сложно представить, что бы произошло, если б исчезла вода. От воды зависит жизнь на нашей планете, а значит без нее исчезло б все живое, погибли люди, растения, животные.
  • Уссурийский заповедник В Приморском крае, недалеко от города Уссурийск расположился знаменитый уссурийский заповедник. Здесь заняли большую территорию огромные разнообразные леса, которые прекрасно дополняются высокими горами и реками, протекающими рядом
  • Хиппи Субкультура «хиппи» зародилась в Соединенных Штатах в 60-е. Считается, что предпосылкой этому послужил экономический подъем, потому некоторые молодые люди намеренно отказались от рутинной деятельности, ради того, чтобы проживать свою жизнь так,

Садовые поделки прикладного творчества

Современные прикладные поделки для сада — это совмещение естественного материала и чего-то, созданного человеком. Очень часто поделки такого формата делаются с применением металлических конструкций. Из-за этого необходимо пользоваться сложными устройствами, вроде сварки или специального резчика.

Но не обязательно выбирать очень сложные модели поделок декоративно-прикладного творчества, чтобы удивить своих гостей и самим радоваться видимому.

К примеру, сделайте поделку, используя проволоку. Для работы с ней потребуются только круглогубцы и кусачки или ножницы по металлу.

Такой вариант будет отлично смотреться и непременно станет полезным. Кроме такого варианта просто будет сделать декоративно-прикладную поделку своими руками из старого инвентаря.

Возьмите проржавевшую или просто уже старенькую лейку и украсьте ее при помощи искусственных цветов. Можно проявить немного больше фантазии и сделать из лейки домик.

Павлово-посадские платки

Уютные, женственные и очень яркие шали павлово-посадских ткачей стали известны всему миру благодаря изумительной коллекции модной одежды российского модельера Вячеслава Зайцева. Он использовал традиционные ткани и узоры для пошива женских платьев, мужских рубашек, другой одежды и даже обуви. Павлово-посадский платок – это аксессуар, который можно передавать по наследству, как ювелирное украшение. Долговечность и износостойкость платков хорошо известны. Их делают из высококачественной тонкой шерсти. Рисунки не выгорают на солнце, не бледнеют от стирки и не дают усадки. Бахрома на платках делается специально обученными мастерами – все ячейки ажурной сетки завязываются узелками на одинаковом расстоянии друг от друга. Рисунок представляет собой цветы на красном, синем, белом, чёрном, зелёном фоне.

История прикладного искусства

Архитектура

Первым прикладным искусством, которое практиковалось главным образом, была архитектура. От египетских пирамид, зиккуратов Шумера и семи чудес древнего мира до точно организованных пропорций греческих храмов и прочного инженерного качества римских виадуков и мостов — архитекторы сочетают эстетику с математикой, создавая функциональную, но приятную структуру. С тех пор требования современного мира включают в себя жилищные и коммерческие проекты, в частности высотные здания и небоскребы.

Зиккурат

В ходе этой эволюции на архитектурные стили оказали влияние многочисленные школы и движения, в том числе:

  • Романская (c.775-1050),
  • Готическая (c.1150-1280),
  • Международная готическая (c.1300-1500),
  • Ренессансная (c.1400 -1530),
  • Маньеризм (ок. 1530-1600),
  • Барокко (ок. 1600-1700),
  • Рококо (ок. 1700-50),
  • Неоклассицизм (ок. 1750-1815),
  • Греческое и готическое возрождение (ок. 1800-1900),
  • Неоренессанс и неороманское возрождение (1849-1880),
  • Чикагская школа архитектуры (1880-1910),
  • Модерн (1895-1915),
  • Континентальный авангард (1900-25),
  • Школа дизайна Баухауза (1919-33),
  • Art Deco (1925-40),
  • Тоталитарная архитектура (Германия, СССР, 1928-1940),
  • Утопические городские строительные конструкции Ле Корбюзье (1887-1965),
  • Вторая чикагская школа (1940-70),
  • Международный стиль модернизма (1945-1970),
  • Высокотехнологичный корпоративный дизайн (1945-2000),
  • Деконструктивизм (1980-2000).

Коммерческий дизайн

Помимо архитектуры, прикладное искусство получило наибольшую поддержку от роста торговли в 19 веке, после промышленной революции. Конкурентоспособные производители и поставщики услуг должны были убедиться, что их продукты и услуги «хорошо выглядят» и функционируют должным образом. Этот спрос на улучшенную эстетику привел к созданию многочисленных школ дизайна и курсов, из которых появилось новое поколение промышленных дизайнеров. Позже, когда ассортимент продукции увеличился, и появились новые методы печати, к ним присоединились модельеры, графические дизайнеры и совсем недавно дизайнеры компьютерной графики.

Компьютерная графика

Декоративное искусство

Помимо архитектуры и дизайна, прикладное искусство также включает в себя декоративное искусство. Ранние примеры включают китайскую глиняную посуду (с 18 000 г. до н.э.), японскую глиняную посуду в стиле джоймон (с 14 500 г. до н.э.), а также резьбу по нефриту (с 4900 г. до н.э).

Гобелен и витражи были впервые разработаны в романский и готический период, в то время как дизайн интерьера, мебель, текстиль, изделия из стекла и другие предметы искусства достигли новых высот в период рококо (18 век) в Версальском дворце.

В течение последнего десятилетия 19-го века декоративное направление прикладного искусства было вновь оживлено Уильямом Моррисом и Движением искусств и ремесел, Движением возрождения кельтского искусства, бельгийской группой художников, известной как Les Vingt, международным стилем модерн (c .1895-1915), изысканные пасхальные яйца Фаберже (ок. 1885–1917), Баухаузская школа дизайна в Германии (1919–33) и арт-деко (ок. 1925–40).

Пасхальные яйца Фаберже

Одним из основных приложений для декоративно-дизайнерских работ были театральные декорации и костюмы, например, разработанные Леоном Бакстом (1866-1924) и Александром Бенуа (1870-1960) для Русских балетов.

Вологодское кружево

Знаменитые на весь мир вологодские кружева плетутся при помощи берёзовых или можжевеловых коклюшек из хлопчатобумажных или льняных ниток. Таким способом изготавливают мерную тесьму, покрывала, шали и даже платья. Вологодское кружево представляет собой узкую полоску, которая является основной линией узора. Пустоты заполняются сеточками и жучками. Традиционный цвет – белый.

Прикладное искусство не стоит на месте. Развитие и изменения происходят постоянно. Надо сказать, что к началу прошлого века, под воздействием развивающейся индустрии, появились промышленные мануфактуры, оснащённые скоростными электрическими станками, возникло понятие — массовое производство. Народно-прикладное искусство начало приходить в упадок. Лишь в середине прошлого века были восстановлены традиционные для России ремёсла. В художественных центрах, таких как Тула, Владимир, Гусь-Хрустальный, Архангельск, Ростов, Загорск и др., были построены и открыты профессионально-технические училища, подготовлены квалифицированные преподаватели и обучены новые молодые мастера.

Филимоновская игрушка

В центрах детского творчества многих регионов нашей страны детей учат лепить из глины и расписывать поделки в манере народных промыслов центральной России. Ребятишкам очень нравится работать с таким удобным и пластичным материалом, как глина. Они придумывают новые рисунки в соответствии со старинными традициями. Так отечественное прикладное искусство развивается и остаётся востребованным не только в туристических центрах, но и по всей стране.

Передвижные выставки филимоновской игрушки очень любимы во Франции. Они путешествуют по стране в течение всего года и сопровождаются мастер-классами. Игрушки-свистульки закупают музеи Японии, Германии и других стран. Этому промыслу, имеющему постоянную прописку в Тульской области, около 1000 лет. Примитивно выполненные, но расписанные розово-зелёными красками, они выглядят очень жизнерадостно. Упрощённая форма объясняется тем, что игрушки имеют внутри полости с отверстиями, выходящими наружу. Если в них дуть, попеременно закрывая разные дырочки, то получится незатейливая мелодия.

Подходящие для детского творчества занятия

Декоративно-прикладное творчество для детей включает в себя вышивание и вязание, выжигание по дереву и ткани, бисероплетение и макраме, а также многое другое. Существует большое количество кружков, в которых проводят обучение этим и прочим видам изобразительного искусства. Кроме того, этим занимаются в школьных классах на уроках технологии и изо. Занятие в этом роде можно придумать и самым маленьким. Например, в группах детского сада активно осваивают аппликации и лепку.

Вышивание и вязание

Из разнообразных видов рукоделия одним из самых известных является вышивание. Процесс украшения ткани узорами или целыми картинами увлекает и успокаивает. Для работы обычно достаточно самых простых и дешёвых материалов — ткани, иглы с ниткой, ножниц и пялец для удобства и ровного натяжения основы.

Вышивают чаще всего крестиком или бисером. Но существуют и менее распространённые техники, как, например, вышивка гладью или лентами. Украшенную ткань можно поместить в рамку и использовать как картину или превратить в декоративную салфетку. Также распространено вышивание на одежде. Даже самую обычную футболку можно превратить в уникальную дизайнерскую вещь.

Вязание — не менее интересный вид рукоделия. Вяжут обычно с помощью следующих несложных инструментов:

  • крючок;
  • спицы;
  • игла;
  • вилка (толстая согнутая проволока).

Выжигание по дереву и ткани

Пирография по дереву — отличный метод создания необычных картин. Сам термин буквально расшифровывается как рисование огнём. Это прекрасный способ привлечь детей. Мастера, который занимается выжиганием, называют пирографистом, а прибор, с помощью которого он работает, — пирографом. В составе этого устройства горячей гравировки обязательно присутствует один из следующих элементов:

  • Раскалённая игла — самый распространённый вариант, с помощью которого на древесину и наносится рисунок.
  • Духовая горелка есть в приборах для работы в технике новосибирской тоновой пирографии. Она позволяет пользоваться огнём как кистью.
  • Собирающая линза работает лишь в ясную погоду. Когда в неё фокусируются солнечные лучи, на обрабатываемой поверхности появляется яркое пятно. Двигая линзу, можно проводить линии. Чтобы работа получилась, деталь должна быть не менее 5 см в диаметре. Но нужно помнить, что от размера линзы зависит сила выжигания. Если она будет слишком большая, дерево загорится.

Если пирография производится по ткани, то её называют гильошированием. Для этого рукоделия подходит тот же пирограф, что и для выжигания по дереву. В качестве основы выбираются материалы, плавящиеся при горении и становящиеся клейкими. Такими характеристиками обладают синтетические ткани:

  • искусственный шёлк;
  • атлас;
  • капрон;
  • нейлон;
  • бархат.

Бисероплетение и макраме

Любое плетение заключается в создании жёстких конструкций из изначально мягкого материала. Обычно детям нравится заниматься бисероплетением. Бусины изначально прочные, поэтому удобны в работе. Кроме того, бисер яркий. В его ассортименте множество цветов и эффектов, а, значит, из него получаются красивые поделки и украшения.

Другая интересная техника плетения называется макраме. Она основывается на создании узелков на прочной, но податливой нити. Лучшими материалами для макраме считаются:

  • пеньковая и льняная верёвки;
  • шпагат из бумаги;
  • шёлковая леска;
  • плоская тесьма;
  • сизаль;
  • льняные, хлопчатобумажные, шёлковые или синтетические нити.

И бисероплетение, и макраме считается приёмами полуплетения, поскольку в нём сочетается несколько способов скрепления (наматывание, связывание, перевязывание).

Аппликация и лепка

Картинки, созданные в технике аппликации, отличаются от обычных рисунков и наверняка принесут большую радость малышу в процессе их создания. Для занятия не нужно затрачивать много средств. Обязательно понадобится материал-основа, в качестве которого можно выбрать белую или цветную бумагу. Ещё лучше взять картон, так как он прочнее.

На фон наклеиваются вырезанные из бумаги ткани или кожи элементы. Также можно использовать бисер, кусочки войлока или меха и даже пластилин. В итоге получается объёмное изображение. Такая деятельность развивает умственные и творческие способности ребёнка.

То же касается и поделок из пластилина или глины, получающихся посредством лепки. Занятие развивает мелкую моторику и само по себе является очень увлекательным. С его помощью осваиваются начальные техники создания скульптур. При желании и должном усердии с возрастом ребёнок может научиться создавать самые разнообразные изделия — от маленьких фигурок до монументальных произведений.

Гжельская посуда

Неподалеку от Москвы расположено село Гжель. С 14-го века здесь занимались гончарным делом. Среди посуды, которую выпускали квасники, — тарелки и игрушки, которые расписаны коричневыми и желтовато-зелеными красками для керамики. Сейчас фарфоровые изделия, выпущенные в Гжели, имеют мировую славу. Причина этого — неповторимость формы и рисунка. Гжельский фарфор отличается синей росписью, сделанной на белом фоне. Правда, синева не является однородной. Если присмотреться, то можно обнаружить тончайшие оттенки и полутона, навевающие мысли о голубизне неба, речной и озерной воды. Помимо посуды в Гжели производят игрушки и малую скульптуру. Все, что делают мастера, поражает гармонией содержания и формы. Это настоящее произведение народного декоративного искусства. Гжель приобрести мечтает каждый.


Смотреть галерею

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Как и в любой другой отрасли, для достижения успеха в сфере искусства необходимо постоянное профессиональное самосовершенствование, осуществлять которое лучше в стенах учебного заведения под руководством профессионального педагога и научного руководителя.

Обучение в магистратуре, аспирантуре или докторантуре позволит получить детальные теоретические знания дисциплин курса, тщательно изучить техники создания художественных и архитектурных шедевров, продолжить формирование профессиональных компетенций.

Написание диссертации требует вовлечения в научную и педагогическую сферы, что позволяет заявить о себе в мире науки и обучиться педагогическому мастерству. Диплом магистра не требует подтверждения при реализации профессиональной деятельности за пределами страны, что является чрезвычайно актуальным для представителей творческих профессий.

История зарождения и развития

Нельзя сказать, что ДПИ зародилось с самим человечеством, но неправдой будет и пролагать огромную дистанцию между зарождением первых обществ и их попыткой украсить окружающую среду

Уже в древних произведениях читается содержательность образов, уже заметно внимание, уделяемое эстетике, уже видна рациональность построения форм

Кажется, что человек эволюционировал и вместе с этим все больше стремился к украшательству своего быта. Современные ученые считают, что без искусства человек не смог бы эволюционировать в принципе. Что образность, системы кодирования информации, эстетизация жизни и развивает мозг человека, меняет его.

В древности человек обратился к природному началу: он черпал вдохновение в его образах, он пользовался натуральными материалами. В этом заключалась гармонизация человека и природы. Он не противопоставлял себя ей, а являлся ее частью. Цветы, птицы, природные явления становились мотивами в творчестве человека, которые дополнялись фантазией художника и желанием сделать образ более совершенным.

Народные традиции так сильны, что они влияют на ДПИ сегодня. До сих пор популярными становятся изделия из природного материала, с традиционными узорами и проверенными временем формой, настроением, цветовым решением. В восточных странах это сталь, бронза, ковры ручной работы, в южных странах – это керамика и конструкции из морских раковин, в Африке это ритуальные маски, в Прибалтике – это янтарные изделия, в Японии, Корее, Китае – фарфор, эмаль с искусными, тончайшими изображениями.

На Руси много работали с деревом, глиной, так появилась гжель и золотая хохлома. Возникновение большинства направлений ДПИ связаны с регионом происхождения: человек взаимодействовал со своей средой, потому матрешка на Руси органична, хотя аналоги ее (а, скорее, предшественники) существовали в Японии. Но тематика, колористика, особенности обработки и росписи продиктованы местными художественными потребностями.

Стилизация в декоративно-прикладном искусстве

Декоративно-прикладное искусство имеет свой язык и свои законы. Выражая представление о прекрасном своими специфическими средствами, оно никогда не стремится слепо копировать окружающий мир, а передает только самое характерное и выразительное. Художник творчески перерабатывает формы, найденные в природе, с учетом конкретного материала, его декоративных достоинств и особенностей технологической обработки.

Язык декоративно-прикладного искусства отличается стилизацией или, напротив, необычайной точностью форм; выявлением и обыгрыванием фактуры и пластических свойств материала; использованием орнаментов, включающих как мотивы традиционных изображений, так и авангардные формы. Композиционное построение декора в предметах декоративно-прикладного искусства всегда основано на гармонии частей и целого.

Стилизация в изобразительном искусстве известна с древнейших времён. Как метод художественного творчества она достигла высокого уровня в ассирийско-вавилонских, персидских, древнеегипетских и древнегреческих орнаментах, в которых наряду с геометрическими линиями и узорами часто использовались стилизованные с высокой художественностью и вкусом объекты флоры и фауны, как реальные, так и вымышленные, и даже фигуры людей. В наши дни орнаментальные композиции с элементами стилизации находят широкое применение в настенных росписях, мозаике, лепных, резных, чеканных и кованых украшениях и изделиях, в вышивке, в расцветке тканей.

Творческая стилизация в изобразительном искусстве обязательно носит индивидуальный характер, подразумевает авторское видение и художественную переработку явлений и объектов окружающей действительности и, как результат, отображение их с элементами новизны.

Наряду с творческой стилизацией существует подражательная стилизация, которая предполагает наличие готового образца для подражания и заключается в подражании стилю той или иной эпохи, известным художественным течениям, стилям и приёмам творчества того или иного народа, стилям знаменитых мастеров. Однако, несмотря на уже имеющийся образец, подражательная стилизация не должна иметь характер прямого копирования. Подражая тому или иному стилю, создатель стилизованного произведения должен стремиться внести в него свою индивидуальность, например, избранным сюжетом, новым видением колорита или общим композиционным решением. Именно степень этой художественной новизны и будет, как правило, во многом определять ценность стилизованного произведения.

При создании изделий декоративно-прикладного искусства наиболее плодотворным является метод творческой стилизации

Более удачным названием этого важного художественного метода могло бы быть не стилизация, а интерпретация, которое более точно передаёт сущность и особенность этого творческого процесса: художник смотрит на объект из окружающей жизни, интерпретирует его и эмоционально передаёт так, как он его чувствует, ощущает. Другими словами, он как бы заново создаёт этот натуральный объект, но уже в виде художественного символа

При этой интерпретации лучше всего следовать творческому принципу триады: «Познать, оценить и улучшить».

Декоративная композиция – это композиция, имеющая высокую степень выразительности и модифицированные, стилизованные или же абстрактные элементы, которые придавая ей декоративный вид, усиливают её чувственное восприятие. Таким образом, главной целью декоративной композиции является достижение ею максимальной выразительности и эмоциональности с частичным или же полным (в беспредметных композициях) отказом от достоверности, которая становится излишней или даже мешающей.

Основные общие черты, возникающие в процессе стилизации у объектов и элементов декоративной композиции, — это простота форм, их обобщённость и символичность, эксцентричность, геометричность, красочность, чувственность.

Декоративной стилизации свойственна обобщённость и символичность изображаемых объектов и форм. Этот художественный метод подразумевает сознательный отказ от полной достоверности изображения и его подробной деталировки

Метод стилизации требует отделить от изображения всё лишнее, второстепенное, мешающее чёткому визуальному восприятию с тем, чтобы обнажить сущность изображаемых объектов, отобразить в них самое главное, привлечь внимание зрителя к скрытой до этого красоте и вызвать у него соответствующие яркие эмоции

С развитием дизайна в области интерьера возникла необходимость создания произведений декоративно-прикладного искусства, которые без стилизации не будут отвечать современным эстетическим требованиям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector